Корни с чередованием букв е- и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Лангольф Нина Валентиновна

Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_korni_s_cheredovaniem.docx51.74 КБ
Файл list_ucheta_znaniy.docx26.39 КБ
Файл russkiy5.pptx146.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель        Лангольф Нина Валентиновна

Предмет                                       русский язык

Класс         5  класс

Дата урока                                   28 февраля 2014 года

Тема урока        Корни с чередованием букв е- и)

Тип урока        Урок «Открытия» нового знания, урок-исследование

Форма урока        индивидуальная, фронтальная, в группах

Информационно – методическое обеспечение урока

1. Русский язык 5 класс. Учебник. Под реакцией Разумовской  М.М. УМК издательство «Дрофа» 2012 год.

2.Электронный материал: Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и": http://kirovskschool2.ucoz.ru/school/raboti/uch/rus/konspekt_uroka_pravopisanie_kornej_s_cheredovaniem.doc

3.Презентация в формате PowerPoint: Правописание корней с чередованием е//и

Цель: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.

Задачи урока:

Образовательные

  • Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием  от безударных гласных.
  • Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня.
  • Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня
  • Научить применять алгоритм на практике.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету и  любовь к родному языку.

Развивающие

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Планируемые результаты обучения

Предметные: научиться определять условия написания гласных е-и

Метапредметные (универсальные)

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Личностные: Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.

Технологическая карта. Урок  русского языка.  5 класс

Этапы урока

Вопросы плана изучения материала урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

1.Самоопределение к

деятельности. Организационный  момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 1

         Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.

Запишите число, классная работа.    

          Сегодня на уроке вы будете заполнять  листы учета знаний, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу:

Фамилия______________________

Вид работы

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого баллов

Оценка

Ребята записывают в тетради число, вид работы (классная).

Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний

Личностные

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

2. Актуализация полученных знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд 2

Какую часть речи мы изучаем?   

  –  Давайте посмотрим, как хорошо вы повторили  эту тему дома.  Вы будете отвечать на мои вопросы: «да»,- если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.

                       Задание 1.

         Я утверждаю, что ... (Слайд 2)

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица.

5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд   

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  

– Внесите оценку в оценочный лист.

                     (глагол)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения.

Самопроверка по презентации: Занесение результатов в оценочный лист.

Проверим себя (Слайд 3)

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10. нет.

11. да

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  

Познавательные УУД Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителями и обучающимся.  Личностные понимания важности знаний

3.Постановка цели и задач урока. Создание проблемной ситуации.

 Слайд

4.Первичное осмысление, решение проблемы.

Слайд

Для того чтобы определить тему нашего урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.  (работаем в парах)

  • ВЫЖИГАТЬ            
  • РАСТЕРЕТЬ 
  • РАСТИРАТЬ
  • ПОДБИРАТЬ 
  • БЛИСТАТЬ
  • ЗАБЛЕСТЕТЬ 
  • ПОДБЕРУ 
  • ВЫЖЕГ 

                   Несов.в           сов.вид

  • ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
  • РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ
  • БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ

РАЗЖИГАТЬ   - ВЫЖЕГ

– Проверим. (Слайд

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

     Сформулируйте тему нашего урока.  (Корни с чередованием букв е и и) (Слайд

– Записываем тему урока.

Давайте определим цель  и задачи урока. 

цель урока: познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.

проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.

– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И. 

                   Несов.в           сов.вид

  • ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
  • РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ
  • БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ

РАЗЖИГАТЬ   - ВЫЖЕГ

 – Определите вид глаголов.

 – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

 – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

 – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

- Сверим вывод с правилом в учебнике.    Стр.  139

 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд            )

корни

     примеры

БИР – БЕР   

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать  –  дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать  –  замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать  – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать  – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать  –вычет

Искл: сочетать, сочетание

 

         

у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

(Однокоренные)

(Чередование гласных)

(Чередование гласных Е и И)

Отвечают на вопросы учителя, называют явление, самостоятельно формулируют проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?), Определяется тема урока и ставятся цели.

тема урока: Корни с чередованием букв е- и)

цель урока:мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.

Запись темы урока в тетрадь.

 Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах):  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

Учитель: Наблюдение верное.

Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Гипотеза подтверждается.

Под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)

Дети самостоятельно составляют правило и сверяют его с правилом в учебнике.

Познавательные УУД

Осознание противоречия;

осознание необходимости получения нового знания.

Личностные

формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение родного языка

5. Изучение нового материала.

Слайд  

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Алгоритм. 1Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.

2Вспомнить корни с чередованием.

3Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

4Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е .Графически выделить условие выбора гласной.

Познавательные УУД

Умение работать с разными источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям.

Предметные результаты

Работа с понятийным аппаратом -корень, безударная гласная, суффикс.

Личностные результаты

Формировать аналитическое мышление: уметь анализировать причинно-следственные связи и на их базе формировать алгоритм действий.

6.Работа с раздаточным материалом.

Задание 2.

Выполняем упражнение по вариантам на  карточке (в помощь – алгоритм действий )

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

I вариант

Соб…раешь – соб…рёшь

Проб…раешься  – проб…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Взаимопроверка.

Занесем результаты в оценочный лист.

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Познавательные УУД

Осуществление совместной познавательной деятельности

7.Закрепление полученных знаний.

Слайд

Задание 3.

Выборочный диктант.

- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных ЕИ, обозначьте орфограмму. Работает весь класс.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

 2) Песня замирает далеко в полях.

 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) Пролитую воду не соберёшь.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

 7) Сладость победы стирает горечь терпения.

 8) Крепость изнутри берут.

 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Самопроверка:  

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

> 5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Осуществлять анализ высказываний, с последующим выделением необходимой информации; осуществлять самопроверку и самоанализ.

8. Физкультминутка

Слайд

Игра «Хлопок».

Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова  с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне– хлопок.

Ученики встают и хлопают в ладоши, встречая букву и в корне: Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Формирование интереса к здоровому образу жизни.

7.Закрепление полученных знаний

(продолжение)

Слайд

Задания для самостоятельной работы.

  1. Творческий диктант.

  Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть),

 убегать от погони (удирать).

  1. Распределительный диктант

– Ребята, я  буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

         Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,  

         предложить, командовать, росли, вытирать. 

                  Разноуровневые задания

 Задания для самостоятельной работы.

Посмотрите, они не просто разных уровней.

 Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  ( низкий) Я умею находить в предложениях слова,

 в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите(подчеркните) из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

     1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом            в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

       Уровень 2 ( средний)  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец,

 отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

 Уровень 3  ( высокий)

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне,   я могу отличить корень с чередованием гласных

от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять       платье, пом…рить друзей,

 зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение,

 пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

   

Выполняют упражнение.

1.безударная гласная в корне, проверяемая    ударением

   (удивлять, стареть, веселиться,)

2. непроверяемая безударная гласная в корне:

   (решать, сверкать,  командовать)

 3. корни с чередующимися гласными.  

 

 (расти, замер, предлагать,   вытер,   предложить,  росли, вытирать. )

 

 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок.

Замирать от восторга, примерять(мерить)    платье, помирить ( мир) друзей,

замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую,  (мир),отмирающий элемент.

      0 ош. – 3 б

     1 ош. – 2 б

      2- 3 ош. – 1 б

     > 3 ош. – 0 б

Формирование навыков в соответствии с уровнем ученика (дифференцированный подход), осознание успешности в результате выполнения задания соответствующего уровня сложности.

6.Выставление оценок

- Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам.

        2        Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!

- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)

- Молодцы!

Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок

От           до          баллов--5        5        Превосходно! Умница!

От           до          баллов- 4        4        Здорово! Так держать!

От           до          баллов -3        3        Неплохо! Успех совсем рядом!

Меньше                баллов -

Регулятивные УУД

Умение определять уровень овладения новым знанием

7. Домашнее задание

Слайд

Теория: параграф  71(стр. 139)

 Выбор Практика: упр. 929 (614)—

Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование  букв е- и.

По желанию:

Составьте тест из 6 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне  слова»

Записывают в дневник домашнее задание

Личностные УУД

Проявление интереса к изучаемой теме и результатам ее основания.

8.Рефлексия

Слайд

Продолжи фразу:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

 я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

мне захотелось…

Анализируют и делают выводы.

Личностные УУД формирование основ экологического сознания



Предварительный просмотр:

                           

                                              Лист  учета знаний_____________________

Вид работы.

Баллы

Задание 1. « Я утверждаю, что…»  да - согласны;  нет- не согласны

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Нет ошибок-«5»

1-2  ошиб     - «4»

 3-4                -«3»

Задание 2.  Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму,

определить вид.  

                в-1                                               ( е/и)

 Соб…раешь – соб…рёшь

Проб…раешься  – проб…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

                                      В-2

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Задание 4.      Творческий диктант. ( работа в паре)

 Заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в   корне с чередованием.

1.Сверкать на солнце-                                   

2.подниматься на гору -

3.выдергивать сорную траву -

4.закрывать дверь -

5.разгораться ярко -

6.оцепенеть от страха-

7. убегать от погони -

          Слова для справок: взб…раться, выд…рать ,бл…стеть,

уд…рать, заж…гаться, зам…реть, зап…рать.

Задание 5.          Распределительный диктант ( работа у доски)

Задача - правильно распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением,

2. непроверяемая безударная гласная в корне,

3. корни с чередующимися гласными.  

 Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать,    вытер, веселиться,  предложить, командовать, росли, вытирать. 

   6.     Разноуровневые задания

           Задания для самостоятельной работы.

 Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  ( низкий) Я умею находить в предложениях слова,

 в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите (подчеркните) из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

     1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом  в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2 ( средний)  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец,

 отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

 Уровень 3  ( высокий)

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне,   я могу отличить корень с чередованием гласных

от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне.

   

      Зам..рать от восторга, прим…рять       платье, пом…рить друзей,

 зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение,

 пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И  в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

0 ошиб     - 3

1ошиб-      2

2-3            - 1

Больше 3  -0

 

0 ошиб      - 2

1-3ошиб    - 1

Больше 3-    0

0 ошиб-3

1 ошиб- 2

2-3         1

0 ошиб- 4

1ошиб- 3

2-3      - 2

Всего баллов

17-19   -«5»

 16- 14- « 4»

13-10 – «3»

9        - « 2»

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И  в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Задание5 (работа в парах)

5-6 предл.. – 3 б.

3-4 предл. – 2 б.

1-2 предл. – 1 б.

нет предлож. – 0 б.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Оценка.

       От 15 до 17 баллов--5        5        Превосходно! Умница!

       От 13 до 16 баллов- 4        4        Здорово! Так держать!

       От 7 до 12 баллов -3        3        Неплохо! Успех совсем рядом!

       Меньше 7 баллов -

  Разноуровневые  задания

- Возьмите задания для самостоятельной работы.

Посмотрите, они не просто разных уровней.

 Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  ( низкий) Я умею находить в предложениях слова,

 в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите(подчеркните) из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

     1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

       Уровень 2 ( средний)  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга,

 бл…стит на солнце, заж…гательный танец,

 отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

 Уровень 3  ( высокий)

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне,   я могу отличить корень с чередованием гласных

от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Выпишите ( подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне.

     Зам...рать от восторга, прим ...рять платье, пом…рить друзей,

 зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение,

 пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

 Баллы

                       

                       

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лангольф Нина Валентиновна МОУ- ООШ с. Ястребовка Урок русского языка в 5 классе.

Слайд 2

Я утверждаю, что… 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не (?) годовать » не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица. 5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях - раст -(- ращ -) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?) ся . Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь. 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-. 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Слайд 3

Проверим себя. 1. ДА 2. НЕТ 3. НЕТ 4. ДА 5. ДА 6. ДА 7. НЕТ 8. ДА 9. ДА 10. НЕТ 11. ДА

Слайд 4

Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»

Слайд 5

Данные слова распределите в 2 столбика ВЫЖИГАТЬ РАСТЕРЕТЬ РАСТИРАТЬ ПОДБИРАТЬ БЛИСТАТЬ ЗАБЛЕСТЕТЬ ПОДБЕРУ ВЫЖЕГ

Слайд 6

Проверим ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ РАСТИРАТЬ -РАСТЕРЕТЬ БЛИСТАТЬ - ЗАБЛЕСТЕТЬ РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ

Слайд 7

Тема урока « Корни с чередованием букв е – и»

Слайд 8

корни примеры БИР – БЕР подбир а ть – разбери ПИР – ПЕР напир а ть – запереть ДИР – ДЕР задир а ть - дерёт ТИР – ТЕР растир а ть – стереть МИР – МЕР замир а ть - замереть БЛИСТ – БЛЕСТ блист а ть – заблестеть СТИЛ – СТЕЛ расстил а ть - подстелить ЖИГ – ЖЕГ разжиг а ть - зажечь ЧИТ – ЧЕТ Вычит а ть - вычет ИМ заним а ть ИН начин а ть корни примеры БИР – БЕР подб и р а ть – разб е ри ПИР – ПЕР нап и р а ть – зап е реть ДИР – ДЕР зад и р а ть - д е рёт ТИР – ТЕР раст и р а ть – ст е реть МИР – МЕР зам и р а ть - зам е реть БЛИСТ – БЛЕСТ бл и ст а ть – забл е стеть СТИЛ – СТЕЛ расст и л а ть - подст е лить ЖИГ – ЖЕГ разж и г а ть - заж е чь ЧИТ – ЧЕТ выч и т а ть - выч е т

Слайд 9

АЛГОРИТМ 1 . Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную. 2. Вспомнить корни с чередованием. 3. Проверить наличие или отсутствие суффикса –а- после корня. 4. Если суффикс –а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной.

Слайд 10

Задание 2. I вариант Определить вид глаголов Соб … раешь – соб … рёшь Проб… раешься – проб … рёшься Выж … гал – выж …г Расст … лать – расст …лить II вариант Определить вид глаголов Зам… рает – зам … р Зап… рает – зап … р Прот …рал – прот … реть Бл …стать – бл … стеть

Слайд 11

Задание 2(проверка) I вариант Соб и раешь – соб е рёшь Проб и раешься – проб е рёшься Выж и гал – выж е г Расст и лать – расст е лить II вариант Зам и рает – зам е р Зап и рает – зап е р Прот и рал – прот е реть Бл и стать – бл е стеть

Слайд 12

Задание 3.( выборочный диктант) Выпишите из предложений слова, в корне которых может произойти чередование гласных е – и. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой . 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) С кем поведешься, от того и наберешься. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера. 8) Не задирай нос высоко – споткнешься. 9) Сердце замирает от восторга. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Слайд 13

Задание 3 ( проверка) 1.Бл е стят 2.зам и рает 3.не заж и гали 4.наб е рёшься 5.проб и рается 6.уп и рались 7.расст и лается 8.не зад и рай 9. зам и рает 10.подж и гает

Слайд 14

Творческий диктант . Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони. Слова для справок: уд…рать, заж...гаться , зам… реть , зап …рать, выд …рать, бл … стеть , взб … раться

Слайд 15

Проверка Творческий диктант . Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. 1.сверкать на солнце (блестеть), 2. подниматься на гору (взбираться ), 3. выдергивать сорную траву (выдирать), 4.закрывать дверь ( запирать ), 5. разгораться ярко (зажигаться), 6.оцепенеть от страха ( замереть) , 7.убегать от погони ( удирать).

Слайд 16

Распределительный диктант. Задание 5. . Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением 2. непроверяемая безударная гласная в корне 3. корни с чередующимися гласными. Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.

Слайд 17

Задание 5.( Проверка) Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением удивлять, стареть, веселиться, 2 . непроверяемая безударная гласная в корне: решать, сверкать, командовать 3. корни с чередующимися гласными. р асти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать.

Слайд 18

6. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение. Какое чувство оно вызывает? Почему? Назовите слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание. Серый зайка уд… рает , Сердце в пятках зам… рает . Расст …лаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он бл … стательно бежит, Выб … рает виражи. Обж … гает ветер ушки! Скок-поскок – беглец в избушке. Зап…рай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь!

Слайд 19

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Проверь себя Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1 . Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Слайд 20

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб …рать желуди, зам…рать от восторга, бл … стит на солнце, заж … гательный танец, отд… рет наклейку , выт… рает пыль, отп … реть замок.

Слайд 21

Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Зам…рать от восторга, прим… рять платье, пом … рить друзей, зам… реть на месте, отм … рять кусок, вым … рающее растение, пойти на м… ровую , отм … рающий элемент.

Слайд 22

Образец выполнения заданий по уровням 1. Все в природе зам е рло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расст и лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап е рла его в стол. 4. Звон колокольчика стал зам и рать . 5. Скоро гости к нам соб е рутся . 2.Соб и рать желуди, зам и рать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, выт и рает пыль, отп е реть замок . 3. Зам и рать от восторга, зам е реть на месте, вым и рающее растение, отм и рающий элемент.

Слайд 23

Домашнее задание Теория П 71 стр 139 Выбор 1.Практика упр 928 или 2. Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е-и . Составить тест из 6 заданий на тему « Чередующиеся гласные в корне слова» По желанию

Слайд 24

Рефлексия Продолжи фразу: сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я научился ( лась )… у меня получилось … я смог(у)… я попробую…

Слайд 25

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

"Корни с чередованием букв е - и"

Презентация урока в 6 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Корни с чередованием букв е-и

Технологическая карта урока...

Корни с чередованием букв (е-и).

Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавател...

Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".

Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....