Конспет урока по теме: "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Никольская Инесса Валентиновна

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narchie_kak_chast_rechi.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 7 б  классе

на тему : « Наречие как часть речи».

Разработала и провела  

учитель русского языка и литературы

Никольская И.В.

Открытый урок по русскому языку в 7б  классе

на тему : « Наречие как часть речи».

Тип урока: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

 2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
  • научить опознавать наречие в тексте и отличать его от омонимичных частей речи в составе словосочетаний, предложений, в тексте;
  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;
  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
  • развивать умение правильно произносить наречия;
  • развивать умение сопоставлять, сравнивать и противопоставлять языковые явления;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
  • воспитывать интерес к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический)

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент .

  • Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.
  • Замедленно, почти что на весу,
    Плывут снежинки тихо, беззаботно.
    Ловлю – они повсюду – на носу,
    На лбу, ресницы трогают щекотно!

    Мороз кусает! Что его укус –
    Знакомые проделки и повадки!
    Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
    Пломбирны, восхитительны и сладки!

    Восторженность! Волшебная пора –
    Метель очаровала белизною!
    Счастливый, я стою среди двора,
    И кружатся снежинки надо мною!                              
  •                                                          Осип Беленький
  • - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
  • - Чувством радости, счастья, восторженности!
  • - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
  • - Пломбирны.
  • - Есть ли такое слово в русском языке?
  • - Нет.
  • - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
  • - По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
  • - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.( слайд 2-5)

II. Актуализация полученных знаний  .        

-  А сейчас, послушаем 2-х учеников, а остальные постараются узнать слово, а потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.Ребята, у нас есть карточки-признания «Узнай меня».

Карточки-признания:

Первый ученик :

- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым!Кто я? Приведите примеры.( Слайд №6 )

Ответ учеников:

- Существительное. Дом, семья, растение, весна.

Второй ученик :

- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменятся по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и имею бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?( Слайд № 7)

Ответ учеников:

- Причастие (думающий, открытый, проверенный)

Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка?

Ответ учеников:

- О частях речи.

Учитель:

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение?

Ответ учеников:

- Морфология.

Слайд № 8

Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.

План морфологического разбора любой части речи:

I. Общее грамматическое значение (ОГЗ)

II. Морфологические признаки (МП)

  1. Начальная форма слова
  2. Постоянные признаки
  3. Непостоянные признаки

III. Синтаксическая роль в предложении( Слайд № 9)

III.Сообщение темы и цели урока.        

- Сегодня нас будет интересовать часть речи, которая  в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и то, какая перед нами часть речи, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница.

Наблюдение        

Сопоставьте примеры левой и правой колонки. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?

 (Слайд №  10)

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

Учитель:

- В чём различие текстов?

Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

Ответ учеников:

- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.( Слайд № 11)

Слайд № 12(тема, цель урока и вопросы-задачи урока)

Тема урока: « Наречие  как часть речи »

Учитель:

- Запишем тему урока

-Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и вопросы.

Слайд №13  (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока,

  1. К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?
  2. Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
  3. Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?
  4. Какой главный морфологический признак имеет наречие?
  5. К каким словам чаще всего примыкает наречие?
  6. Каким членом предложения обычно бывает наречие?

IV.        Изучение нового материала.

Представление работы групп. Защита проектов

Слайд  14  (высвечивает название групп, их задание).

Карточка-задание 1 группы

1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие»

                 Читая статью этимологического словаря, пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки) о том, когда, как появилось слово «Наречие», что оно обозначало, какие ещё значения имело в истории?

1 группа – Историки представляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие»

(Слайд №17-18 )

Ответ:
Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова

1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).

2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).

Наречие – это старое слово. Оно существовало еще в древнерусском языке. В нем можно выделить корень

–реч- , значение которого в древнерусском языке было «глагол». Это значениеи сохраняется в корне  

 –речь- , входящем в слово наречие. Наречие еще называют «Приглаголие». (Из этимологического словаря).

Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

   И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

   Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

   Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)

На парте  появляется предложение:

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

 Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и  признак признака.

- Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

- Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

- Верно, но такое бывает достаточно редко.( слайд 19-21)

Карточка-задание 2 группы

2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

                Задание:

Читая материал  учебника, составьте опорный конспект, рассказать   о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями.

2 группа – Лингвисты представляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

Слайд №22

  1. Общее грамматическое значение (ОГЗ) – признак действия или признак признака
  2. Вопросы: Как? Где? Когда? Зачем? Откуда? и т.д.
  3. Относится  к – глаголу или его формам (причастию, деепричастию), прилагательному, или наречию
  4. Главный морфологический признак – неизменяемость (нет     ).
  5. Синтаксическая роль – обстоятельство

Слайд №23-24

Выполним  творческое задание: вместо пропусков употребите подходящие по смыслу наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния,  неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.

  • Сравните работу с оригиналом текста (Зрительная проверка по слайду № 14-15).
  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Карточка-задание 3 группы

  • 3 группа – Исследователи составляют проект на тему «Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме?»
  •                 Выполните задание:
  • - Какими частями речи являются слова тепло, лихо, зло, подряд. Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме? Заполните таблицу. Подготовьте доказательное рассуждение своего ответа, анализируя примеры:
  • делать зло – зло смеяться – лицо зло;
  • узнать лихо – лихо скакать – дело лихо;
  • одеваться тепло – тепло шло от камина – это лето тепло;
  • получить подряд на работу – осуждать всех подряд.

3 группа – Исследователи представляют проект на тему «Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме?»

Слайд №25

Существительное

Прилагательное

Наречие

делать зло

лицо зло

зло смеяться

узнать лихо

лихо скакать

лихо дело

тепло шло от камина

одеваться тепло

это лето тепло

получить подряд на работу

осуждать всех подряд

Карточка-задание 4 группы

4 группа – Лингвисты составляют проект на тему «Образование наречий»

                Задание:

- От предложенных самостоятельных частей речи образуйте наречия:

Быстрый _________________

Бок_______________________

Трое______________________

Широкий__________________

Светлый __________________

Весёлый ___________

Хороший_______________

Звонкий________________

Вежливый____________

Холодный____________

Пасмурный____________

Усталый_______________

- Какие способы образования наречий можете назвать?

4 группа – Лингвисты представляют проект на тему «Образование наречий»

Слайд №26

Быстрый – быстро – суффиксальный

Бок – сбоку, бок о бок – приставочно-суффиксальный, сложение

Трое – втрое – приставочно-суффиксальный

Широкий – широко - суффиксальный

Светлый – светло, засветло – суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Весёлый – весело – суффиксальный

Хороший – хорошо – суффиксальный

Звонкий – звонко – суффиксальный

Вежливый – вежливо – суффиксальный

Холодный – холодно – суффиксальный

Пасмурный – пасмурно – суффиксальный

Усталый – устало – суффиксальный

Основные способы образования наречий

  1. Суффиксальный
  2. Приставочно-суффиксальный

Карточка-задание 5 группы

5 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

                Задание:

- Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок:

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Рукой подать

Как в аптеке

Черным по белому

Битый час

Бок о бок

На вес золота

Душа в душу

На всю Ивановскую

Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно. Дружно. Ясно. Дорого.

5 группа – Поисковики представляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

Слайд №27

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Близко

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Громко

        

Слайд №28

Объяснить происхождение фразеологизма «На всю Ивановскую».

На всю Ивановскую

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

VI.        Закрепление изученного материала.

  1. Слайд №29 ( Морфологические признаки)
  2. Задание :(найти и подчеркнуть наречия как члены предложения) ( слайды 30 -32

На поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.

  Каким членом предложения являются? (обстоятельством)

 К каким словам относятся наши наречия?

К глаголу (возвышался величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к прилагательному (необычайно красивый), к наречию (очень торжественно)

!!!Реже наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на поляне. Всюду снег.

Давайте разберем еще одно предложение.

 

Зимнее царство необычайно, спокойно и величественно.

Какой частью речи  являются слова необычайно, спокойно и величественно.

- Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.

Алгоритм рассуждения выводится на экране.

Наречие

Краткое прилагательное

                                               1. Задаём вопрос.

Как?

Каково?

                                      2. Морфологические признаки.

Неизменяемая часть речи

Средний род, единственное число.

                                          3 Синтаксическая роль.

Обстоятельство

Сказуемое

  1. Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания. ( слайд 33- 34)
  2. Задания. « Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия. (Слайд 35)

4.Тестовое задание.

У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.

(Слайд №36-38)

1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием

А) братство

Б) окно

В) хорошо

Г) богатство

4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) далеко

Б) честно

В) хорошо

Г) громко

5.Отметьте главный грамматический признак наречия:

А) отсутствие окончания

Б) неизменяемая часть речи

В) является обстоятельством

Г) самостоятельная часть речи

Ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – В, 4 – Г, 5 – Б

VII. Подведение итога урока

( слайд 39)

- Что вы сегодня узнали на уроке?                                                                      

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?

VIII. Оценки за урок. Домашнее задание.

 Домашнее задание:  ( слайд 40)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...

Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".

Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий....

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Цель урока:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по теме :" Наречие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме : "Наречие как часть речи". Урок начинает цикл занятий по теме  "Наречие "....