Главные вкладки

    Сжатое изложение в формате ОГЭ.
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Суперсон Марина Алексеевна

    Урок русского языка в 9 классе "Сжатое изложение в формате ОГЭ". Данный урок - подготовка к выполнению задания №1 ОГЭ по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл szhatoe_izlozhenie.docx26.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык.

    9 класс.

    Тема: Сжатое изложение в формате ОГЭ.

    Тип урока: урок развития речи

    Цель урока: подготовка учащихся к  написанию сжатого изложения.

    Задачи:

    1. Обучающие:

    познакомить со способами сжатия текста, обучать умению сокращать текст, используя различные приемы;

     формировать основные навыки работы с текстом: нахождение ключевых слов, определение темы и микротемы.

    2.Развивающие:

    развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную),развивать умение анализировать и делать выводы.

    3.Воспитывающая:

     воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

    Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) распечатки для работы с текстом; 3) памятки «Приемы сжатия текста».

                                                          ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент.

     Добрый день, ребята!  Сегодня на уроке мы продолжим с вами готовиться к предстоящему экзамену: познакомимся со  способами и приёмами сжатия текста и  подготовимся к написанию сжатого изложения, используя  способ «исключение».

    2.Понятие о полном и сжатом изложении.

     Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

    -Чем отличается сжатое изложение от подробного?

    • Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.
    • Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.                

    Значит, сжатое изложение – это краткое изложение текста с передачей основной информации  и отсечением всего неглавного.

    • Интересный прием, помогающий понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение – с матрешкой поменьше, сжатое изложение – с остальными матрешками. «Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом – две минуты (20 строк), в третьем – минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст».
    • Как вы думаете, почему именно 3 самые маленькие матрёшки, как утверждает учёный,- это сжатое изложение текста?

    3.Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.

    • Существует 3 приёма сжатия текста.

    -Давайте вспомним, какие это способы.

    Известны три способа сжатия текста: 1. исключение 2.обобщение 3.упрощение

    • Сегодня мы рассмотрим самый распространённый способ сжатия текста - «исключение»
    • С какой целью используется этот способ?

    -Исключение дает возможность избавиться от того, что напрямую  не относится к сути высказывания : в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме.

     Исключаем всю второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

    -Рассмотрим последовательность действий при работе с текстом, используя данный приём сжатия.

    При исключении необходимо:

    сначала

    • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

    затем

    • убрать детали;
    • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
    • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
    • объединить существенное;

    и, наконец,

    • составить новый текст.

    Рассмотрим несколько примеров.

    Варианты исключения:

    пример 1

    1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

    Пример:

    до сжатия

    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

    после сжатия

    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

    пример 2

    1. удаляем из текста поясняющие конструкции, например,  ряд однородных членов при обобщающем слове.

     Пример:

    до сжатия

    Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

    после сжатия

    Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

    4.    Подготовка к изложению по тексту.

    • Сейчас мы попробуем применить полученные знания на практике.
    •  Найдите тексты в раздаточном материале.

    Задание 1

    Прочитайте текст. 

     Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

    • О чем этот текст?
    • Определите стиль и тип речи.

    Задание 2

    Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

    Задание 3

    Разбейте текст на абзацы, подчеркните самые важные, ключевые слова.

    • Проверка выполненных работ

      Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. (27)

         Но
    большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.(59)

          Понятно, что
    такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.(65)

    Задание 4.Сформулируйте и запишите содержание микротем.

     Содержание микротем:

    1 микротема: Универсального рецепта, как выбрать верный, только тебе предназначенный путь в жизни, не существует.  Выбор всегда остается за человеком. 

    2 микротема: Большинство важнейших решений мы  принимаем в юности

     3 микротема: Такой выбор - дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

    Задание 5. Сейчас мы выполним  упражнения, которые помогут нам правильно сократить текст.

    Коллективная практическая работа.

    Упражнения на исключение второстепенной информации

    1).В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

    Правильный, единственно верный путь в жизни; удастся подправить, изменить.

    2).Подчеркните предложения, которое целиком нужно исключить из сжатого текста:

    Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период.

     И неверные решения без последствий не останутся.

    3). Исключаем всю второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

    Задание 6.

    Записываем сжатый текст.

    В результате применения приёма исключения текст выглядит следующим образом:

    Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве.

     Но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

     Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (91 слово)

    Задание 7.

    Достаточно ли  эффективным  для сжатия текста является  способ исключения?

    В исходном тексте 151 слово, в сжатом нами тексте-91.

    5.Подведение итогов. Рефлексия « Чемодан, мясорубка, корзина».

     Давайте подведём итоги нашего урока. 

     На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

    Чемодан – это мне пригодится в дальнейшем (возьму с собой).

    Мясорубка – мне нужно это доработать, додумать, осмыслить.

    Корзина – это мне не пригодится ( всё выброшу).

    6.Домашнее задание: продолжить работу по сжатию текста, используя способы «обобщение» и «упрощение».

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 9 классе «Сжатое изложение в формате ГИА»

    Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.Тема урока «Сжатое изложение в формате ГИА». Урок рассчитан на 2 академических часа. Государстве...

    «Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ»

    Цель: Обучение написанию сжатого изложения.Задачи: Сформировать умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);Сформиро...

    Мастер-класс "Подготовка к сжатому изложению" в формате ОГЭ

    Материал адресован учителям русского языка, работающим в 9 классе...

    План-конспект урока подготовки к сжатому изложению в формате ОГЭ

    Обучение приёмам сжатия текста,выделение микротем...

    Образец сжатия текста. Изложение в формате ОГЭ. 9 класс.

    На раздаточных материал приведён образец сжатия текста....

    Разработка урока на тему "Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения." (в формате ГИА) 9 класс. 2013 год

    Целью урока является закрепление ранее полученных знаний о формате написания изложения. Задачей - повышение уровня практических умений и навыков при написании различных видов изложений вообще и сжатог...