Комплексный анализ текста 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Тест может быть использован в качестве промежуточной аттестации в профильном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksny_analiz_teksta_7_klass_russkiy.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Контрольная работа

                                                                  I вариант

Мы пр..ходим в мир для того что (бы) постигнуть красоту утв..рдить создать ее. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание марева над г..ризонтом сини.. тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника - увид..л и изумленный пошел по земле созд..вая новую красоту. Остановись и ты в изумлении.. перед красотой -  и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи - услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.

                                                                                                                   В.А.Сухомлинский

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Назовите основную мысль текста.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите морфемный разбор слов:

изумленный,   затаив,   трепетание,   открылась.

7. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

8. Выпишите три разных по строению и способу связи словосочетания и произведите их синтаксический разбор.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы.

Аб..тур..ент, аб..н..мент, абс..лютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, акк..мулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, ан..логия, ан..нимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..йкот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в.т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.

                                              Контрольная работа

                                                         II вариант

Иностранцы изучающие русский язык (н..) как (н..) могут понять почему (по) русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть - на кого (на что), а любоваться - кем (чем). (Н..) какие об..яснения тут (не) помогут - пр..дется просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли..ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу..т от завис..мого какой (то) одной конкретной формы называется управлением. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При управлении как (бы) (н..) менялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян..й с..лдатик остается (н..) измен..ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Сп..собность слова управлять кол..ичеством его потенциальных «подчинен..ых» и форма которой потребу..т (от) них «начальник»  тесно связан..ы с  лексическим  значением управляющего слова. А там где царит лексика (н..) возможны ун..в..рсальные схемы; какой имен..о окаж..тся  модель управления дан..ого слова пр..ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инф..рмацию. Если (же) возникают с..мнения  как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, - нужно  обратит..ся к словарю.

                                                                                       Языкознание: Энциклопедический словарь

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Назовите основную мысль текста.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите морфемный разбор слов:

синтаксическая,   управлением,   наизусть,   менялась  

7. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

8. Выпишите три разных по строению и способу связи словосочетания и произведите их синтаксический разбор.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Словарная работа. Раскройте скобки.

Согласно (приказ, решение, наблюдение, план, расписание); по (несколько раз, двенадцать часов, окончание института, приезд, болезнь); скучать по (он, мы, вы); благодаря (случай, товарищи, внимание); вопреки (предостережение, надежда, желание).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...