Тире в бессоюзном сложном предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Оленич Наталья Владимировна

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. В ней представлены разделы: подготовка к ОГЭ, повторение теории, теория по теме урока, упражнения на закрепление нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.pptx78.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире в бессоюзном сложном предложении 9 класс

Слайд 2

Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе - истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться. Подготовка к ОГЭ

Слайд 3

Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем. Подготовка к ОГЭ

Слайд 4

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Теперь, (1) вспоминая многие мысли Усатого, (2) я понимаю, (3) что он ценил в человеке честность и индивидуальность. Он прощал Васю, (4) полного профана в истории, (5) за то, (6) что он уже в шестом классе решает бином Ньютона. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью. В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная. Подготовка к ОГЭ

Слайд 5

Бессоюзное сложное предложение – это … предложение, в котором … предложения объединены … … . В бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями ставятся … . Если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то ставится … . Если вторая часть имеет значение причины, то между частями БСП ставится … . Между частями БСП со значением перечисления ставится … . Если вторая часть БСП имеет значение пояснения или изъяснения, то ставится … . Повторим теорию. Продолжите предложения.

Слайд 6

Поезд ушел его огни исчезли. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя. Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде. В настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день в саду за окнами не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

Слайд 7

Настанет утро – двинемся в путь. (Когда настанет утро, двинемся в путь.) Назвался груздем – полезай в кузов. (Если назвался груздем, то полезай в кузов). Первая часть имеет значение времени или условия. [ время, условие ] - [ ] . Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

Слайд 8

Солнце дымное встает – будет день горячий. (Солнце дымное встает, так что будет день горячий). Вторая часть имеет значение следствия, результата. [ ] - [ следствие, результат ] . Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

Слайд 9

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил). Содержание первой части противопоставляется второй части. [ ] – (а, но) [ ] . Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

Слайд 10

1) Дрова все вышли. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Времени не оказалось. 3) Придешь поздно. Никого не будет дома. 4) В комнате стало душно. Я вышел на улицу освежиться. 5) Журналист пишет интересные статьи. Фельетоны у него не получаются. Составьте из двух предложений сначала союзные предложения (ССП или СПП),а потом бессоюзные.

Слайд 11

Когда дождь кончился, мы отправились на экскурсию. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. Шофер нажал на тормоз, но машина не остановилась. Если скажешь слово, то добавят десять. Мы ехали сзади, так что нас никто не видел. Спишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания.

Слайд 12

[ ] , [ ] , [ ] [ ] ; [ ] [ ] : [ причина ] [ ] : [ пояснение ] [ ] - [ ] противопоставление [ время или условие ] - [ ] [ ] - [ вывод, следствие ] . Составьте предложения по схемам

Слайд 13

§31 – 35. Упражнение 200. Домашнее задание