Очерк "Мой путь в профессию"
опыты и эксперименты по теме

Алямкина Галина Викторовна

  Очерк  о   педагогической  династии    учителя  русского языка   и   литературы  Алямкиной Галины Викторовны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский форум  династий

педагогов – словесников

 «Чтоб  не  распалась связь времен»

Направление

«Диалог поколений учителей-словесников»

Мой  путь  в  профессию

(Очерк  о   педагогической  династии

   учителя  русского языка   и   литературы

 Алямкиной    Галины     Викторовны)

 

                                             Конкурсная работа                                                          

                                             Алямкиной   Г.В,

                                             учителя русского языка и                                                                              

                                              литературы

 

                                             Муниципального бюджетного                  
                                            общеобразовательного учреждения                                                        
                                            «Ковылкинская   средняя  
                                            общеобразовательная школа №3»                                                                        
                                             Республики Мордовия


                                         Ковылкино   2017

       

       

        Так уж исстари повелось: родители передают детям секреты своего ремесла, которому посвятили жизнь. А те, в свою очередь, своим детям. И так десятилетиями живут семейные трудовые  династии…

        К   педагогической династии   можно   отнести и  нашу  семью.         Желание стать учителями не  было случайным, потому что    как   у меня, Алямкиной Галины Викторовны, так в роду моего мужа Алямкина Анатолия Ивановича,   большое количество  близких родственников, посвятивших свою жизнь педагогической деятельности. Это и учителя школ, преподаватели высших  учебных заведений,   работники  Министерства образования и науки Республики Мордовия, заведующие отделами  образования.  Многие из них  имеют  ученые степени и  почетные звания: Лауреат Государственной премии РМ  в области литературы,  кандидаты филологических  и исторических наук,  Заслуженные учителя школ  Республики Мордовия, «Отличники народного  просвещения», «Почетные работники образования»,  ветераны педагогического труда. Все они   работали   или   работают в сфере образования как Республики Мордовия, так и за ее пределами.  Много  среди них и  учителей словесности, то есть тех, кто любит свой язык, литературу, а значит – и свою культуру, и историю…   

         Примером беззаветного служения   делу,  любви к своей профессии является  моя мама  Родькина  Прасковья Александровна, которая  проработала учителем русского языка  и литературы, мордовского языка и литературы  Вечкенинской средней  школы  Ковылкинского района Республики Мордовия почти сорок лет.   

       Родилась она  15 августа  1938 года  в городе  Ленинграде. Ее отец, Тингаев Александр Егорович, работал на Кировском заводе, а мама, Наталья Ильинична, занималась воспитанием малолетних детей. Но началась Великая Отечественная война, Ленинград оказался в кольце блокады, и мой дедушка  вынужден был  эвакуировать  семью  к  родственникам.  Сам же остался в блокадном городе, принимал участие в его защите, а после тяжелого ранения комиссован и  переехал  к семье в Мордовию. Здесь они и остались жить после войны.

         Мама  окончила   школу в  селе Болдово Рузаевского района МАССР.   С детства мечтала пойти по педагогической стезе,  и  ее любимой детской игрой была игра в школу.  Она рассаживала   своих   подруг, давала им по листку бумаги с карандашом и серьезным голосом  говорила: «Я  ваша учительница, открываем тетради и начинаем урок». Поэтому  и  поступила учиться в Мордовский государственный университет на филологический факультет. Училась она добросовестно, усердно.  Также усердно и работала:  в числе студентов стройотрядовцев   трудилась  в казахских степях  на целине.

         После окончания университета   в 1960 году      приезжает по распределению в мокшанскую  школу села  Парапино  Ковылкинского района, здесь выходит замуж за Родькина Виктора Дмитриевича, моего отца, который работал  здесь же учителем.    
         Через девять лет    семью   переводят на работу в   село Мордовское Вечкенино.  Папу - парторгом колхоза, а маму - учителем русского и родного языков.   И всегда, где бы  мама  ни работала, добивалась, чтобы каждый ее урок был интересным,  познавательным и содержательным.  Она  старалась приобщать  детей к   творческой работе, к чтению художественных произведений.    Лично знала таких известных в республике мастеров слова, как В. П. Радин, И. М. Девин, Е. Я. Терешкина,  А. Ф. Ежова, В. И. Мишанина,   сама с большим мастерством читала их произведения.                    

         Вскоре ее   назначают завучем школы, а чуть позже – заведующей районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, родного языка и литературы. Теперь она становится «учителем учителей», поэтому  щедро делится своими педагогическими находками с коллегами школы, района, республики. Гостями ее уроков были министр образования России Ткаченко Е.В., Председатель Правительства РМ Н.В. Бирюков,  депутаты Государственного собрания РМ,  Главы района, города,    представители финно-угорских народов из  Марий Эл,  Башкирии, Оренбурга и многие, многие другие.

         Она неоднократно организовывала  показательные уроки, мероприятия на районном и республиканском уровнях, за что    30 мая 1978 года Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР  присвоено звание «Заслуженный учитель МАССР». А  потом     в числе первых в районе получила высшую квалификационную категорию.

        По инициативе Прасковьи Александровны стало издаваться приложение к республиканской газете «Мокшень правда»,   приложение  «Лихтибря»  к  районной газете «Голос Примокшанья». Много лет она  являлась общественным рецензентом учебников для национальных школ, была активным участником движения «Вельмома», была делегатом первого и второго съездов культурно–просветительного общества «Масторава»  О ее инсценированной мордовской свадьбе, уроках  снят фильм мордовским телевидением. В этом мероприятии она сумела задействовать не только учеников, учителей, но и многих жителей села  Мордовское  Вечкенино. Это было одно из ее последних ярких мероприятий.  В  1999 ее не стало.

        Всю жизнь моя  мама, Родькина Прасковья Александровна,  посвятила школе. Преподавала творчески, с огоньком, оставляя в душах  своих питомцев добрый след. И я могу с уверенностью сказать, что  она  не только Человек, но Педагог с большой буквы…

       Многие ученики,  родственники, в том числе  и мы, ее  дети,  пошли по стопам    Прасковьи Александровны.  Сестра  моей мамы –Тингаева  Анна Александровна– работала учителем русского языка и литературы   Новлейской средней школы Рузаевского  района МАССР,  затем  продолжила   работу в   университете   имени Н.П. Огарева.  Брат – Тингаев Владимир Александрович – непродолжительное время преподавал русский и мордовский язык и литературу, а потом продолжил работу в милиции. Жена  маминого брата Тингаева Лидия Александровна – доцент, кандидат  филологических наук –  всю свою жизнь преподавала  литературу  на   родном факультете   университета имени Н.П. Огарева. Еще   одна   родственница (Ацапкина Галина Павловна – учитель русского языка и литературы, «Отличник народного образования»)  работала вместе с моей мамой в  Вечкенинской средней школе Ковылкинского района РМ, в настоящее время она на заслуженном отдыхе.  

       Тингаева Валентина Семеновна – двоюродная сестра мамы   – обучала детей красоте слова и грамотной речи в Болдовской  средней школе.    За многолетнюю добросовестную работу  ей присвоено  Почетное звание «Заслуженный учитель МАССР». Затем она переведена в  Министерство образования Республики Мордовия, где и проработала до выхода на пенсию.

          И  я, Алямкина Галина Викторовна, дочь Родькиной Прасковьи Александровны, продолжаю династию учителей словесности,    преподаю русский язык  и литературу в МБОУ «Ковылкинская СОШ № 3» Республики Мордовия.  

        Родилась   в   селе Новые Дубровки  Ковылкинского района  МАССР, училась  в  Вечкенинской школе, принимала активное участие в общественной жизни: читала стихи, хорошо пела, участвовала в различных конкурсах, олимпиадах,   окончила   школу с золотой медалью. С 1981 по1986 г. студентка  филологического факультета   МГУ им. Н.П. Огарева, где также старалась не только учиться, но и участвовать в культурно-массовых мероприятиях факультета, работать в стройотряде, быть  членом студенческого совета.   Здесь же, на  филологическом факультете, встретилась со своим будущим мужем - Алямкиным Анатолием Ивановичем. И вот уже тридцать лет мы не только  коллеги по работе, педагоги-филологи, но и  учительская семья.

        После  окончания  вуза по распределению    мы оба  были  направлены в Васильевскую восьмилетнюю школу Ковылкинского района МАССР, муж – директором школы, а я -   учителем  русского языка и литературы,  в 1988 г. переведены в Гуменскую среднюю школу,  где муж директорствовал и, как и я, вел  уроки  русского языка и литературы.  В связи со сменой места  жительства  и  реорганизацией  школы   в  2009 г. мы  переехали в город  Ковылкино, где в настоящее время  оба     работаем  в  системе образования.  

          У моего мужа, Алямкина Анатолия Ивановича, еще прабабушка работала учительницей  в церковно-приходской школе  Старошайговского  района,     дядя – Алямкин  Николай Степанович – профессор, доцент филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева,    автор  учебников     «Мокшень кяль», соавтор  русско-мокшанского  словаря,  Лауреат   Государственной  премии РМ.    Вся его жизнь – яркий  образец любви    к своему делу, выбранной профессии.

        Добрыми словами вспоминаем и  тех   наших родственников (Якушкину Лидию Митрофановну, Якушкину Майю Митрофановну, Дерябину Прасковью Максимовну, Лашманову  Пелагею Семеновну, Алямкина Алексея Тимофеевича), кто всю свою жизнь  проработал в школе,  вел эти сложные,   необходимые и важные предметы,   ушел  из жизни, оставляя о себе добрый след, самые теплые и искренние слова благодарности.  Многим они дали путевку в жизнь, направляя по учительской стезе.

       Так, Босина (Алямкина) Татьяна Ивановна – сестра моего мужа – долгое время преподавала русский язык и литературу в г. Дубна Московской области. Племянники Алямкина Галина Ивановна,   Алямкина Елена Александровна, Алямкин Александр Степанович работали   педагогами – словесниками  в разных уголках Мордовии, а   Никонова (Алямкина) Вера Мироновна   и в настоящее время   преподает русский язык, мокшанский язык и литературу в лицее № 7  г. Саранска РМ.   Она прекрасный  учитель и  наставник, ей присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Мордовия».  Алямкин Анатолий  Иванович с первых дней  работы в школе совмещает  преподавание  и административную деятельность. Он работал директором Васильевской восьмилетней  школы,  в 1988 г. переведен  директором Гуменской средней школы,  затем –  директором  Дома детского творчества (2010-2011 гг.), закончил  аспирантуру, с 2011 по 2015  заведовал Управлением образования администрации Ковылкинского муниципального района, в настоящее время работает директором краеведческого музея, преподает в ГКОШИ  РМ «Кочелаевская  школа-интернат среднего (полного)  общего  образования» Ковылкинского района Республики Мордовия.

           Благодаря всем     УЧИТЕЛЯМ-СЛОВЕСНИКАМ (моим  дальним и близким   родственникам)      мне с раннего детства  была привита любовь к слову и  грамотной речи.  А потребность в чтении художественной литературы,  ее осмыслению и желанию поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, привела вначале на филологический факультет, а потом  все это стало  смыслом жизни.

         Волею судьбы мне пришлось поработать учителем  русского языка и литературы в разных школах (с 1986 по 1988 - в Васильевской  восьмилетней школе,  в 1988 по 2009 -     в Гуменской средней школе, с 2009 г.-  в МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Ковылкинского района Республики Мордовия). Но везде были дети, которых нужно было учить  и  воспитывать,  находить общий язык и дружить, взрослеть вместе с ними, любить и  мечтать, отвечать на сложные жизненные вопросы.    

           Я люблю  свою работу в   школе, своих учеников, люблю свой предмет. Поэтому делюсь опытом своей работы с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе.  Вместе с детьми принимаем  самое активное  участие в различных  творческих конкурсах, предметных олимпиадах.  Есть  и приятные результаты нашей кропотливой работы:  победители и призеры  муниципального этапа и призеры республиканского этапа предметной олимпиады по русскому языку и литературе,    обладатель Гран-при  и призеры  Международного   форума «Одаренные дети» в номинации «Союз юных журналистов»,     победители  во  «Всероссийском молодежном чемпионате по русскому языку и языкознанию»,  Всероссийской дистанционной олимпиаде по  русскому языку проекта «Инфоурок», в   республиканском конкурсе литературных работ «Искусство слова», во всероссийском конкурсе  литературно-художественного творчества «Золотое перо», в конкурсе научно-исследовательских работ «Война в истории моей семьи» и во многих других. Совсем недавно я   сама  стала призером     всероссийского  интернет-конкурса «Династия  земли российской».

        За многолетний добросовестный труд   награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия, Почетными грамотами за работу с одаренными детьми,  являюсь обладателем Гранта Главы Ковылкинского муниципального района РМ. В 2012г.  присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Мордовия».

         Мне очень повезло в выборе жизненного пути, в выборе профессии, за что первые слова благодарности я адресую своей маме. Я считаю, что профессия  учителя русского языка и литературы была, есть и будет самой нужной, почитаемой и востребованной.      И хотя  время не стоит на месте и  предъявляет все новые и новые  требования к нам, педагогам-словесникам, но непреложным осталось одно – грамотная речь, красота  слова и, конечно же, любовь к детям.

         Человек, не любящий детей, не может быть учителем, воспитателем.  Это негласный закон  нашей большой и дружной семьи педагогов.   

          Это и есть мой путь в профессию. Трудный, тернистый, но такой необходимый и радостный...

      

Наша учительская династия насчитывает    более  девятисот лет, из которых

пятьсот тридцать пять   лет  -  это работа  педагогов-словесников

Я  горжусь      родственниками,  которые посвятили   всю   свою  жизнь   служению  такой  прекрасной  профессии!!!  

И  горжусь теми, кто продолжает  «сеять  разумное, доброе, вечное»…

Алямкина  Г.В.,

учитель  русского  языка и литературы

МБОУ  «Ковылкинская СОШ №3» Республики Мордовия


  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Мой долгий путь в профессию.

Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем.  Очень приятно, что я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Мастер-класс "Путь в профессию"

Данное мероприятие направлено на оказание помощи учащимся 8 класса  в профессиональном самоопределении, активизации выбора профессии и ознакомлении с рынком образовательных услуг. Содержани...

Путь в профессию

Ссылка на просмотр...

Статья "Мой путь в профессию"

Статья представляет собой размышления о выборе профессионального пути...

Социальный проект "Путь в профессию. Профессия-учитель!" 10 класс

Цель проекта представить профессию учителя как привлекательную, необходимую, хотя и трудную, будничную и одновременно таинственную, творческую....