Конспект урока. Приставки на -З и -С.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Конспект урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_na_z_i_s.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на З и С.

Имя урока: Ничего нет краше Родины нашей.

Тип урока: урок – путешествие

Цель: совершенствовать умение применять алгоритм правила; создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке; воспитывать патриотизм, отзывчивость, дружелюбие.

Оборудование: м/м проектор, компьютер, экран, орфографические словари, карточки, тесты, билеты, разноуровневые задания.

Ход  урока.

I.Оргмомент (Слайд 1)

- Вот и прозвенел звонок, он позвал нас на урок.

Мы сегодня продолжаем изучать, когда в приставках З и С писать.

- Давайте вместе сформулируем тему урока. Запишите её.

-Имя нашего урока…

- Запишите имя урока в тетрадь каллиграфическим почерком.

II. Каллиграфическая работа.

- Я сегодня приглашаю вас, друзья, посмотреть родимые края.

В путешествие с собой зовём гостей, потому что вместе – веселей!

- В путешествие берут багаж. Проверьте, всё ли у вас готово?

 III. Работа по  учебнику – упр. № 638 –проблемное задание

- Давайте также проверим наши знания. Как, например, вы ответите на вопрос, заданный в упр. № 638 учебника?

(Отвечают на вопрос, доказывают правильность ответа, сверяются с ключом) IV. Психологический настрой

- Молодцы! К путешествию готовы.

- На пути нам встретятся трудности, а их легче преодолеть, если всё делать с хорошим настроением. А у вас, я вижу, настроение хорошее. А значит, любые трудности по плечу. В добрый путь, удачи!

V. Работа на тренажёре

- Нам надо купить билеты. Предлагаю приобрести билеты через Интернет.

(работают на тренажёре, получают билеты)

- Прибыл курьер, привёз билеты. Можно отправляться в путь. (Раздать билеты)

VI. В поезде (Слайд 2)

1) Словарная работа  (Слайд 3)

- Итак, сели в поезд. Кто мы теперь? (пассажиры) Давайте запишем это слово в тетради, а  дядюшка Словарь подскажет нам, как это слово пишется.           (Ищут слово в словаре, записывают)

- Составьте с этим словом предложения, запишите.

- Чем занимаются пассажиры в пути? (Читают, разгадывают кроссворды, рассказывают друг другу разные истории)

- Давайте и мы расскажем  друг другу что-нибудь интересное.                                

2) Выступление уч-ся (индивидуальные задания)  (Слайд 4) 

VII. Физкультминутка  для  глаз         (Слайд 5)     

- Ребята, а вы знаете, что наш поезд волшебный? Вокруг лежит снег, а он привёз нас туда, где светит солнышко, растёт травка, поют птицы и  шумит водопад.

VIII.  Читаю текст «Водопад»    (Слайд 6)

Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра…носится грохот ни…вергающейся с  обрыва воды. Всё кругом в…драгивает от шума. Бе…прерывно падает вода и ра…сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе…молвном оцепенении на это  величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в бе…облачные дни, когда бе…численные капельки как бы ра…творяются в воздухе.

Ребятам предлагаются  разноуровневые задания:  (Слайд 7)

1) Задания базового уровня:

  • Выпишите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с, распределяя их по колонкам: (1 человек – на доске; 2-3 слова – р-р по составу)

 а) слова с приставками, оканчивающимися на З

 б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

  • Обозначьте орфограмму. Произведите морфемный разбор 2-3 слов.
  • Сделайте вывод о правописании приставок, оканчивающихся на –з  и  -с.

2) Задания повышенной сложности: (предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу)

  • Используя некоторые из предложенных слов, составьте продолжение текста «Водопад».

Во…вышаются, во…ходит, бе…шумно, в…дрогнуть, ра…щелина, ра…глядеть, в…карабкаться, во…клицания, в…помнить, ра…сказать.

  • Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

 IX. Физкультминутка    (Слайд 8)

На прогулку класс идёт,

Впереди ручей течёт.

Прыг-скок, прыг-скок –

Миновали ручеёк.

Солнце в небе светит ярко,

Стало всем ребятам жарко.

Поскорее в тень лесочка

Побежали на носочках.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Хлоп-хлоп, ой-ой-ой!

Комаров слетелся рой.

В роще кто-то отдыхал,

Всюду мусор разбросал.

Мы тихонечко пройдём

И весь мусор соберём.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Но закончилась игра,

За работу нам пора!

- Что хорошего сделали во время прогулки?

 X. В  лесу. (Слайд 9)

- Этот лес необычный. Его охраняет Мудрая Сова. Она никого не впускает без проверки.

1)  Тест (по типу ГИА).  Проверка.

2) Работа с текстом   (Слайд 10)

- Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки  взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

- Докажите, что это текст.

- Какую проблему затрагивает Леонов? Какова позиция автора?

- В каком предложении содержится основная мысль? Какие выражения  употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

-  Вставьте  пропущенные буквы в текст. (Проверка – Слайд 11)

- Прокомментируйте правописание приставок.

a) Составление суждения о письме Л. Леонова – самостоятельная работа (Слайд 12)

- Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

  • Я разделяю (не разделяю) точку зрения Л.Леонова  о том, что….
  • Я согласна (не согласна) с тем, что….
  • Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль Л.Леонова  о том, что…

- Одно из этих предложений будет начинать ваше  суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

б) Выполнение письменной работы.

(Учащиеся  составляют  текст и  записывают в тетрадь)

в)  Проверка выполненного задания.

 (Чтение учащимися своих суждений. Обобщение)

-  А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой ваш вклад может быть полезным для природы?

XI. Задание на дом  (Слайд 13)

- Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес.

(Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты. В лесу…

Слова для справки:

не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не будьте бе…различными; не допустим, чтобы исчезли)

XII. Итог урока. (Слайд 14)

- Наше путешествие подошло к концу.

- Степи привольные, горы крутые,

Воды глубоких морей и озёр –

Всё ты вместила, родная Россия,

В  свой необъятный, бескрайний простор.

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

XIII. Оценки.

- Чью работу на уроке можно выделить?  Почему?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Всем спасибо за работу.  (Слайд 15)                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока “Приставка”.

План – конспект урока русского языка во 2 классев рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методапо программе УМК «Школа XXI века»....

Конспект урока Приставки ПРЕ и ПРИ

Конспект урока по русскомя языку для 5 класса по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока "Приставки пре- и при-" 6 класс.

Конспект сождержит технологическую карту урока...

Презентация к конспекту урока "Приставки пре- и при-"

Содержит презентацию к конспекту урока "Приставки пре- и при-"...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Конспект урока. Приставка и предлог

Урок для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями...