Конспект урока "Приставки пре- и при-" 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Табунникова Елена Евгеньевна

Конспект сождержит технологическую карту урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_pristavki_pre_i_pri.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС  урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ"

Табунникова Е.Е.

Задачи:
Образовательные:

- сформировать представление о правописании приставок при- и пре.

- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.    

Развивающие:

Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- отрабатывать навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

- создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к знаниям.

- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. 

Планируемые результаты 
Личностные: 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных  способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами

по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Методы и формы обучения:

- частично-поисковый;
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  

Технологическая карта урока.

Технология проведения  

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа  

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

I этап.  Мотивационно -ориентированный   1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение  цели совместной
деятельности
). 1.Организационный момент. Цель:  создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, создание ситуации успеха.    

Демонстрируют готовность к уроку.

Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.(2мин)

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний   - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться,
тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все
детали, оценивать работу друг друга
по критериям.    

Принцип психологической комфортности. УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места

2.Актуализация знаний. Цель:повторение  орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь
распознавать настроение человека  
                         

3-5 учащихся  работают по карточкам
(карточки с различной мотивацией учащихся)
                                          Формулируют цель; определяют критерии оценивания            

Организовывает работу по карточкам                                                   Организовать работу по самопроверке              

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. Итак, начнем работать: пока ребята выполняют задания по карточкам, мы с вами проведем орфоэпическую разминку.(слайд 1) 1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин)
Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка.
Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , - возразил товарищ.
3.) … ? – удивилась девочка.
2. Орфоэпическая разминка (3 мин) слайд № 2
ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд,  обеспЕчение, танцОвщица, цепОчка,
тУфля, баловАть, слИвовый,рефлЕксия.  
Объясним лексическое значение незнакомых слов. Мы с вами всегда анализируем результаты своей деятельности. Так что же такое рефлексия? (Переход по гиперссылке) Для запоминания правильного ударения  примените слово рефлекс

Принцип деятельности. УУД Личностные:уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные
связи.
 

II этап  Операционно-исполнительный 1.Постановка учебной задачи.   Цель: определение темы и целей урока          

Работать с информацией, представленной в форме текста.   Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.            

Организует обсуждение проблемных вопросов.                              

Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.После проверки Д/З ребята обращают внимание на слайд 3 и слайд 4, 5, 6  и делают наблюдение, что в последних столбиках слова, значение приставок в которых трудно определить.Ребята, Сформулируем тему урока. Дети: Это приставки пре- и при- трудные случаи. Цель 2. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока  

           -- Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-). А как эти знания нам пригодятся в жизни? Обобщение и выводы.

Слайд7 Создание проблемной ситуации.

Принцип вариативности. УУД Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка.  

    2.Совместное исследование проблемы. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);  

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.  

Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. .  

Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение
и обобщение).
  Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической
речи.
   

Слад8  развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса. )Работа, анализ, а затем проверка и сравнение своих результатов с эталоном:

Замените выражение одним словом с приставками при- или пре-

  • Лечь ненадолго
  • сесть на краешек,
  • заболеть не сильно,
  • идти по следам кого-либо
  •  очень скучный

Ответ: Прилечь

Присесть

Приболеть

Преследовать

Прескучный

Принцип творчества УУД Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные:  осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий      

3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону    

Работают с информацией, Работа в парах   Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем

Организовывает работу  в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке    

Задачи: Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной
работы.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 

Принцип обратной связи. УУД Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.  

4.Физкультминутка

Выполняют движения под музыку

Организует физпаузу; показывает движения

Принцип психологической комфортности. УУД Личностные:продолжают формирование культуры здоровья

Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия  

Органиет деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке

Задачи: Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 Работа в группах 1 группа: «Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10) пр…ступить

Создание 2-ой проблемной ситуации. Все ли слова удалось распределить? А куда вы отнесли слово под цифрой 10?

Чтение информации по слайду 11

Обратите внимание на слайд 12. В двух столбиках написаны слова, которые похожи, но имеют разное лексическое значение и в данном случае еще отличаются приставками.

  • Н.А. Некрасов писал:"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»
  • На втором году пребывания Артемьева в городке умер царь Александр III, его преемник Николай II назвал надежды на перемену режима «бессмысленными мечтаниями». 
  • Дети приклонили ветку яблони к земле.

Приёмник работает на батарейках. Поезд прибывает без опоздания.

Дети делают вывод по наблюдениям.

Гиперссылка на слова-паронимы. Дети списывают и придумывают словосочетания. Проверка и анализ.

 

Работа по группам

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных
материалах, позитивно относится к процессу общения; осуществляет
взаимоконтроль и взаимопомощь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач                    

  III этап. Рефлексивно-оценочный  1.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание                                

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия                                  

Организует рефлексию

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 

1 Какие цели ставили перед собой и  достигли ли результатов? 2.Что выполняли на уроке? 3. Как оцениваете свою деятельность на уроке?

-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?

Варианты ответов с приставками пре- и при-

(Прекрасно поработали.

 Приобрели новые
знания.

Преодолели трудности.  

 Призадумались над ошибками).

Домашнее задание

Принцип деятельности, вариативности УУД Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,
связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: адекватно оценивают

свои достижения, осуществляют самоопределение уровня
изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их
причины и пути преодоления
Коммуникативные:  полно
и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения  

.  

Принцип минимакса УУД Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня
изученного материала;
Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию


ПАМЯТКА:
Приложение

Преодолеть преграду, не преступить закон,

В прекрасную погоду прервать прескверный сон

Предобро улыбнуться иль преградить пути,

Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ, А ПРИ

Приблизим и приклеим, приставим и пришьём,

Чуть выше приподнимем и новизны внесём.

Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.

Расставим по порядку и сядем отдохнём.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку

Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...