Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Балет Кармен-сюита»

Цель: Расширить представление о балетном искусстве, познакомить с новым прочтением оперы «Кармен» Ж.Бизе на примере одноименного балета Р.К. Щедрина.

 

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент
  2. Новый материал
  3. Слушание Вступления
  4. Слушание Выход Кармен и Хабанера
  5. Слушание Адажио
  6. Слушание Тореро
  7. Распевание
  8. Пение «Куплеты Тореадора»
  9. Слушание Финала
  10. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом

2. Новый материал

3. Слушание Вступления

4. Слушание Выход Кармен и Хабанера

5. Слушание Адажио

6. Слушание Тореро

7. Распевания

8. Пение «Куплеты Тореадора»

9.Слушание Финала

10.Итог

Здравствуйте!

Сегодня мы познакомимся  с балетом «Кармен», создателем которого является Родион Константинович Щедрин. Родился он 16 декабря 1932 года. Российский композитор, пианист,  народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Слайд 1

«Кармен-сюита» - одноактный балет на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина (1967г.) Оркестровка — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Балет основан на опере «Кармен» по мотивам новеллы Проспера Мериме. Хореограф и создатель либретто Альберто Алонсо. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре в Москве, где роль Кармен исполняла Майя Плисецкая. Слайд 2

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион  Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4

Страница 54 Сценическое действие балета разворачивается на арене. Это место действия, связанное с развлечениями, становится местом человеческой трагедии. И не случайно значительную роль в балете играет персонаж в облике быка. Что он делает и что собой символизирует? (Вторгается в ансамбли главных героев, символизирует рок, судьбу, смерть)

Слушание Вступления

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?

Страница 56 Сцена выхода Кармен и Хабанера являются центральной характеристикой героини. У Щедрина своеобразное вступление к Хабанере – строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание усиливается до ослепительного фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен – это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

Слушание Выход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?

Страница 58

Хосе представлен композитором как любящий, страдающий человек и как часть враждебного мира «масок». Его тема звучит как предвидение финала, развязки драмы, в которой Хосе, направляемый слепой силой рока, в порыве ревности убьет Кармен. Адажио начинается со вторжения темы рока, которая звучит в мрачной оркестровке, подчеркнутая трепещущим звучанием колоколов. Эта тема повторяется несколько раз, и каждый раз, прерываемая ударными инструментами, внезапно обрывается.

Слушание Адажио

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?

В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Слушание Тореро

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?

Пение «Куплеты Тореадора»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

В Финале, построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореро. Последний раз звучит музыкальная характеристика Хосе. Её взволнованную мелодию, как отзвук о неразделенной любви, мы слышим перед эпизодом гибели Кармен, музыка которого основана на звучании темы роковой страсти. Музыка обрывается на самом напряженном, кульминационном аккорде, после чего наступает успокоение.

Слушание Финала

Какую роль в этом эпизоде выполняет тема Тореро? Почему композитор повторяет тему вступления?

В тетради опишите одного из главных героев с точки зрения музыки. Какими средствами музыкальной выразительности композитор охарактеризовал персонажа. Данная работа должна занимать не меньше половины страницы.

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

5 мин

4 мин

5 мин

4 мин

4 мин

3 мин

6 мин

5 мин

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Балет Ярославна»

Цель: Познакомить учащихся с современным прочтением произведения «Слово о полку Игореве» в жанре балета.

Задачи:

Личностные: Чувство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент
  2. Распевание
  3. Сдача песни Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
  4. Слушание Вступления
  5. Слушание хора «Стон Русской земли»
  6. Слушание «Первая битва с половцами»
  7. Слушание «Вежи половецкие»
  8. Слушание «Плачь Ярославны»
  9. Слушание «Молитва»
  10. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом

2. Распевание

3. Сдача песни

4. Слушание

5. Слушание

6. Слушание

7. Слушание

8. Слушание

9. Слушание

10. Итог

Здравствуйте!

Сегодня вы получаете оценку за знание песни.

Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Сегодня мы поговорим о таком жанре искусства, как балет. Откройте учебник на странице 26. Что такое балет? Балет  – вид музыкально – театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Какие темы можно передать через балет? Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве». В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

(опера Бородина «Князь Игорь»)

Балет современного композитора Бориса Тищенко - «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам «Слова о полку Игореве».

Запишите тему урока и автора балета.

Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем  был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.

Премьера балета «Ярославна» на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня 1974 года.

В отличие от трактовки сюжета в опере Бородина «Князь Игорь», Тищенко особенно подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? 

Слушание Вступления

Какой инструмент солирует?

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.

Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?

Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Слушание хора «Стон Русской земли»

Откройте 31 страницу учебника и выделите главное. Почему в балет введен хор? По замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор. Это первая особенность драматургии произведения, запишите её в тетрадь. Он комментирует происходящее, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях. В каком жанре звучит хор? (Плач)Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли»?

Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.

Слушание «Первая битва с половцами»

Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?

Слушание «Вежи половецкие»

Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.

Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.

Слушание «Плачь Ярославны»

«Плач Ярославны»: самый вдохновенный лирический момент. Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. Музыка построена на нисходящих интонациях плача. Использование жанра плач это вторая особенность драматургии. Какие знакомые звуки вы услышали? Где они звучали? Голос кукушки, который звучал во вступлении.

Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, балет завершается словами «Молитвы».

Слушание «Молитва»

Какое эмоциональное состояние передает хор?

Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.

Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план. Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

2 мин

7 мин

4 мин

5 мин

4 мин

5 мин

4 мин

5 мин

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «В музыкальном театре»

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент
  2. Новый материал
  3. Слушание «Рапсоди я в стиле блюз»
  4. Слушание «Колыбельная Клары»
  5. Распевание
  6. Пение
  7. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом

2. Новый материал

3. Слушание

4. Слушание

5. Распевание

6. Пение

7. Итог

Здравствуйте!

Сегодня мы поговорим о таком жанре музыки как джаз. Вспомним что такое джаз, его характерные черты   и каковы истоки джазовой музыки!

Пожалуй,  нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора,  как в Соединенных Штатах Америки.  Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света.  В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях  сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в  результате скрещивания  африканского пения,  английской  и  шотландской  народной  песни  и американского духовного гимна.  Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в  свою очередь,  возникли  на  основе сложного взаимодействия спиричуэла,  креольской  песни и английской баллады. Регтайм,  одна из разновидностей джаза,  впитал  в себя  влияние африканских  и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:  

1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

2. Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)

3. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые.

Откройте страницу 40 и прочитайте первый абзац. Кто такой Джордж Гершвиноздатель американской национальной классики XX века. Его родители переехали в Америку из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов и если бы он родился раньше, то стал открытием для России. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз. 

Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки "Черного" населения Америки - негритянской музыки. В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925г), Рапсодия в стиле блюз (1924г), опера «Порги и Бесс» (1935г).

Слушание «Рапсоди я в стиле блюз»

Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом произведении?

Откройте учебник на странице 42, прочитайте первый абзац. С чем сравнивается опера Гершвина?

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Прочитайте следующую страницу. Что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Прочитайте второй абзац страницы 43. Какую роль играет хор в опере?

Слушание «Колыбельная Клары»

Почему в начале оперы звучит колыбельная? Почему композитор вводит фортепианный эпизод после вступления?

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

10 мин

7 мин

7 мин

3 мин

9 мин

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опера Иван Сусанин»

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Задачи:

Личностные: Чувство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Умение  определять понятия, устанавливать анализ.

Предметные: Расширение музыкального кругозора, интерес к классическому искусству.

Структура:

  1. Орг момент
  2. Новый материал
  3. Слушание Каватина и рондо Антониды
  4. Слушание Польский полонез
  5. Слушание Песня Вани
  6. Слушание Ария Сусанина
  7. Слушание хор «Славься»
  8. Распевание
  9. Пение Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
  10. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. момент

2. Новый материал

3. Слушание

4. Слушание

5. Слушание

6. Слушание

7. Слушание

8. Распевание

9. Пение

10. Итог

Здравствуйте!

Сегодня мы поговорим о первой русской опере. Написал её Михаил Иванович Глинка в 1836 году, называется эта опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает о событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей Русской земли. Польские войска напали на Русь и захватили Москву. Польский король Сигизмунд III хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов,  военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.

Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт своего жениха Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина. Каватина Антонины раскрывает типичные черты русской девушки - нежность, верность и простоту.

Слушание Каватина и рондо Антониды

Второе действие.Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

Слушание Польский полонез

Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.

Слушание Песня Вани

Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина. Сусанин привёл поляков в непроходимую глушь, поляки угнетены. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.

Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню – Ваня и только последнюю арию сам Сусанин

Слушание Ария Сусанина

Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна. (16 страница учебника)

Слушание хор «Славься»

С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается?
Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя?
Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете?

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

5 мин

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

3 мин

8 мин

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опера Кармен»

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Ж. Бизе.

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент
  2. Новый материал
  3. Слушание Увертюры
  4. Слушание Хабанера и Сегидилья
  5. Слушание арии Хосе «С цветком»
  6. Распевание
  7. Пение «Куплеты Тореадора»
  8. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом

2. Новый материал

3. Слушание Увертюры

4. Слушание Хабанера и Сегидилья

5. Слушание арии Хосе «С цветком»

6. Распевание

7. Пение «Куплеты Тореадора»

8. Итог

Здравствуйте!

На экране вы видите портрет. Знаете ли вы этого человека? Жорж Бизе - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен», с которой мы сегодня познакомимся.

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты.

В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Кармен - это женское имя испанского происхождения. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж  новеллы Проспера Мериме. Жорж Бизе обращается к сюжету и пишет оперу «Кармен».

Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский:  «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.

Прочтите 48 страницу учебника. Какой конфликт раскрывается в опере? (Конфликт между свободолюбием Кармен и ревнивой страстью Хосе) Чем отличается опера от новеллы Мериме?(Более ярким и жизнерадостным прочтением)Как композитор воспроизводил колорит испанской народной музыки? (Перерабатывал интонации и ритмы подлинно народных мелодий)

Слушание Увертюры к опере

Музыкальные образы каких персонажей показаны в увертюре? Услышали вы тему роковой страсти Кармен? С чем она связана?

Откройте страницу 50. Какую особенность драматургии мы можем выделить? Воплощением чего стала Кармен? (Вольнолюбия и женского обаяния) Какой характер передает композитор цыганке? (Огненный темперамент, неукротимы нрав, красоту, задор)

Слушание Хабанера и Сегидилья

Какие знакомые музыкальные темы вы услышали в этих фрагментах?  Охарактеризуйте их. Какую особенность драматургии мы можем записать? (В музыкальной характеристике Кармен преобладают танцевальные жанры)

Прочтите страницу 52. Какова основная характеристика Хосе? Чему противопоставлен его образ?

Слушание арии Хосе «С цветком»

Тореадор Эскамильо – участник боя быков, любимец публики, избалованный победами и успехами.

Слушание и пение «Куплеты Тореадора»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

С каким произведением мы познакомились на уроке?

Сформируйте основную идею оперы.

Итак, на уроке мы познакомились с трагической судьбой цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Эскамильо.

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опера Князь Игорь»

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Задачи:

Обучающая: Познакомить с оперой Князь Игорь.

Развивающая: Развить интерес к классической музыке – жанру опера.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к классической музыке и интерес к истории своей Родины.

Структура:

  1. Орг момент
  2. Задание
  3. Повторение
  4. Слушание Увертюры
  5. Новый материал
  6. Слушание финального хора «Знать господь мольбы услышал»
  7. Распевание
  8. Пение Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
  9. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. момент

2. Задание

3. Повторение

4. Слушание

5. Новый материал

6. Слушание

7. Распевание

8.Пение

9. Итог

Здравствуйте!

Начнем наш урок с небольшого задания. На доске вы видите строки из арии Князя Игоря, пронумеруйте их в правильном порядке.

1.Ни сна, ни отдыха

2.И бранной славы

3.Погибло всё

4.О, дайте мне свободу

5.Ты одна голубка

6.Уже ли день за днем

7.О, дайте мне свободу

8.Ни сна, ни отдыха

На предыдущих урока вы изучили две особенности музыкальной драматургии оперы. Назовите их. (Наличие пролога и противопоставление темы русских и половцев)

Послушайте увертюру, определите и опишите темы русских и половце

Слушание Увертюры

Третья особенность оперы - это тяготение композитора «к формам более законченным, более круглым» осуществляется в опере прежде всего в преобладании широких и завершенных сольных вокальных эпизодов — арий, дуэтов и хоров. В опере Бородина важнейшим средством раскрытия образа героя оказывается ария. Опера содержит целый ряд широко развитых арий, — выразительных портретных характеристик героев, отличающихся удивительным разнообразием художественной формы.

В величавой героико-лирической арии главного героя «Ни сна, ни отдыха измученной душе» Бородин по-новому развивает излюбленный со времен Глинки в русской оперной литературе тип углубленных и сосредоточенных монологов-размышлений, где личные переживания героя сливаются с тревожными думами о судьбах родной земли.

Ещё одна особенность - единство русской земли, борьбы за сплочение русских боевых сил и сохранение русской государственности, пронизывающая замечательное произведение русской литературы «Слово о полку Игореве», которое составляет основу содержания оперы «Князь Игорь». Она выражена в опере прежде всего в монументальных, полных жизненной силы и огромной впечатляемости могучих народных хорах «славления» в прологе и в финале. Замысел пролога заложен в героических мужских хорах второй картины I действия, в мужественных и благородных образах Игоря и Ярославны. В «хоре славления» и в сцене проводов в поход. Они объединены в патриотическом порыве русского воинства, возглавляемое Игорем. Финал оперы проникнут несокрушимым оптимизмом и верой в силу русского народа. Возвращение Игоря из плена вырастает во всенародное празднество; сам князь Игорь полон решимости продолжать борьбу с врагом Руси. 

Слушание финального хора «Знать господь мольбы услышал

Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Назовите 4 особенности музыкально драматургии.

Какое литературное произведение стало основой оперы? (Слово о полку Игореве)

Перечислите 3 главных персонажа. (Князь Игорь, Ярославна, Кончак)

Сколько действий в опере? (Четыре)

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

3 мин

3 мин

4 мин

12 мин

4 мин

2 мин

8 мин

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опера Порги и Бесс»

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент
  2. Задание
  3. Слушание песни Порги  «Богатство бедняка»
  4. Слушание песни Спортинг Лайфа
  5. Слушание Финальной арии Порги и хора
  6. Распевание
  7. Пение «Hallo, Dolly»
  8. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом

2. Задание

3. Слушание песни Порги  «Богатство бедняка»

4. Слушание песни Спортинг Лайфа

5. Слушание Финальной арии Порги и хора

6. Распевание

7. Пение

8. Итог

Здравствуйте!

Начнем наш урок с повторения. Дайте определения словам, которые написаны на доске:

1) Спиричуэл

2) Блюз

3) Регтайм

4) Симфоджаз

Скажите, кто такой Джордж Гершвин? Создатель американской национальной классики XX века. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз. 

Вспомните, что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.

Откройте страницу 44 и скажите, что нового ввел в оперу композитор.

Слушание песни Порги «Богатство бедняка»

Какие черты характера Порги выражаются в музыке? Какой музыкальный инструмент ввел Гершвин? (Банджо)

Персонажи оперы отличаются удивительной жизненностью и правдивостью характеров. Безногий калека Порги – за безобразным внешним обликом таит чуткую, легко ранимую душу.

Белый торговец наркотиками Спортинг – Лайф, обрисованный легкими танцевальными ритмами. Во время слушания прочтите страницу 46 и охарактеризуйте его.

Слушание песни Спортинг Лайфа

Какой музыкой он обрисован? Почему хор подхватывает мотив его песни? Какими музыкальными средствами композитор подчеркивает отрицательные черты героя?

Бесс уезжает, но Порги не может смириться с мыслью потерять Бесс. 

Слушание Финальной арии Порги и хора

Почему этот фрагмент наполнен духом мужественных и полных веры мелодий? Какими особенностями музыкального языка композитор подчеркивает свое отношение к этому персонажу? Какую выразительную функцию выполняет хор?

Пение «Hallo, Dolly»

Трудности:

Методы:

Интонационные:

-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

7 мин

7 мин

7 мин

7 мин

2 мин

7 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...