Конспект урока Приставки ПРЕ и ПРИ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Котова Юлия Леонидовна

Конспект урока по русскомя языку для 5 класса по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Ладыженская Т. А

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

Цель: отработка навыков правописания приставок ПРЕ и ПРИ

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к  слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: составление кластера, комментированное письмо,

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

(5 минут)

 

  1. Учитель просит прослушать четверостишие и выдвинуть предположение о теме урока.

Презентация. Слайд 1

  1. Дает задание: распределить слова на  группы.
  2. Учитель просит сформулировать цели урока.

Презентация. Слайд 2

Взаимодействуют с учителем, выдвигают предположения о теме урока, распределяют слова на группы; пытаются сформулировать цели урока:

•   Знать …,

•   Учиться …,

•   Обогащать ….

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: выражение собственного мнения.

Регулятивные: планирование своих действий.

 

2. Актуализация и пробное учебное действие

(6 минут)

  1. Учитель просит объяснить, почему слова распределены по  столбцам. (Что может означать приставка при- и приставка пре-?)

Презентация. Слайд 3

Презентация. Слайд 4

  1. Учитель предлагает составить кластер о приставке при- и приставке пре- (работа в парах).

Презентация. Слайд 5

Сопоставляют слова, пытаются составить кластер, работают в паре.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения задания.

Коммуникативные:  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:  учет правила в планировании и контроле способа решения.

3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(10 минут)

Физминутка

(3 минуты)

1. Учитель предлагает записать слова, прокомментировать написание приставки (работа у доски  - 4 ученика по 3 слова).

2. Выполняют упражнение № 36 по группам, выписывают слова с определенным значением приставки: 1 – близость к чему-либо и присоединение, 2 – приближение и доведение действия до конца, 3 – неполнота действия, 4 – с приставкой пре-.

Презентация. Слайд 6

1.Записывают слово, проговаривают правило,  комментируют написанное.

2. Работают в группах.

 

 

 

 

 

Познавательные: структурирование знания, классификация по заданным критериям.

Коммуникативные:  использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:  учет правила в планировании и контроле способа решения.

 

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(10 минут)

1.Учитель просит самостоятельно выполнить задание (раздаточный материал на парту).

2. Использует ИКТ для самопроверки.

Презентация. Слайд 7

Работают самостоятельно, вставляя пропущенную букву в приставку, графически объясняют написание.

Проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном), выставляют максимально 3 балла за работу.

Познавательные: действие по аналогии.

Регулятивные:  оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

5. Включение в систему знаний и повторение

(7 минут)

 Учитель просит выполнить упр. № 39 (п.2) – описание рисунка с использованием слов с приставками при- и пре-.

 

Строят высказывание, используя слова с изученными приставками.

Познавательные: построение речевого высказывания в письменной форме, учитывающего, что он знает.

Коммуникативные: построение речевого высказывания в письменной форме, учитывающего, что он знает. 

Регулятивные:  адекватное восприятие оценки учителя.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 минуты)

1. Учитель подводит итоги урока, организует самооценку результатов учащихся.

2. Дает дифференцированное домашнее задание: с.25 (таблица) – для всех, № 37 (1) - № 39 (1) – на выбор.

3. Выставляет оценки за урок.

Презентация. Слайд 8

Презентация. Слайд 9

Оценки за урок:

·         Распределение слов на группы – максимум 2 балла.

·         Составление кластера - максимум 3 балла.

·         Выполнение упр. 36 - максимум 3 балла.

·         Самостоятельная работа - максимум 3 балла.

·         Выполнение упр.39 - максимум 3 балла. Итого: максимум - 10 баллов.

Ключ к оценке:

•   14-13  баллов - оценка "5";

•   12-10 баллов - оценка "4";

•   9-7 баллов - оценка "3".

Отвечают на вопросы:

·         Узнали о…

·         Научились …

·         Пополнили …

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:  оценка деятельности; уметь делать выбор  соответственно своей мотивации при выполнении домашнего задания, саморегуляция.

Личностные:  самооценка на основе успешности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слайд 2

Цели урока: Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Слайд 3

Значения приставки ПРИ- 1) Значение «приближения» Прилетел, пришел, приползла, приехали. 2 ) Значение «присоединения » Привязать, прибить, пришить. 3 ) Значение «территориальной близости» Приморский, придорожная, приусадебный, пришкольный. 4 ) Значение неполноты действия Приподнять, прихрамывает, приостановимся, притронься, прилечь.

Слайд 4

Значения приставки ПРЕ- = ОЧЕНЬ ПЕРЕ ПРЕВОСХОДНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ ПРЕСКУЧНАЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕСТУПИТЬ

Слайд 5

КЛАСТЕР ПРЕ - ПРИ - приближение присоединение близость неполнота действия неясное значение входит в корень неясное значение Входит в корень = ПЕРЕ = ОЧЕНЬ

Слайд 6

Значение близости к чему-либо и присоединения Значение приближения и доведения действия до конца Неполнота действия Приставка ПРЕ- Привязать Прикончить Приседание Премилый Пристегнуть Придумать Приоткрыть Преградить Пригнать Прирезать Прилечь Преувеличивать Пришкольный Придумать Приутихнуть Преградить

Слайд 7

1) Час обеда приближался , топот по двору раздался. 2) Там о заре пр и хлынут волны на брег песчаный и пустой… 3) Кто-то терем пр и бирал да хозяев поджидал. 4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр и кусила . 5) Вмиг тогда мой петушок Пр и подымет гребешок… 6) Все бегут за колесницей, За Дадоном и царицей; Всех пр и ветствует Дадон … 7) «Здравствуй, князь ты мой пр е красный ! Что ты тих, как день ненастный?» 8) …А князь в окошко, Да спокойно в свой удел Через море пр и летел .

Слайд 8

Оценки за урок · Распределение слов на группы – максимум 2 балла. · Составление кластера - максимум 3 балла. · Выполнение упр. 36 - максимум 3 балла. · Самостоятельная работа - максимум 3 балла. · Выполнение упр.39 - максимум 3 балла. Итого : максимум - 14 баллов .

Слайд 9

Ключ к оценке: • 14-13 баллов - оценка "5"; • 12-10 баллов - оценка "4"; • 9-7 баллов - оценка "3".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока “Приставка”.

План – конспект урока русского языка во 2 классев рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методапо программе УМК «Школа XXI века»....

Конспект урока. Приставки на -З и -С.

Конспект урока русского языка....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока "Приставки пре- и при-" 6 класс.

Конспект сождержит технологическую карту урока...

Презентация к конспекту урока "Приставки пре- и при-"

Содержит презентацию к конспекту урока "Приставки пре- и при-"...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Конспект урока. Приставка и предлог

Урок для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями...