Открытый урок 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Кривилева Светлана Николаевна

Открытый урок 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.10_klass.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 26»

Урок русского языка

в 10 классе

Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие»

Составитель:

учитель русского языка высшей квалификационной категории
Кривилева Светлана Николаевна

Набережные Челны

2017 г.

Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».

Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.

Задачи:

  • показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения, сущности войны как глобальной проблемы человечества;
  • формирование логического мышления учащихся.

Оборудование:

  • карточки с текстом рассказа Ю.Бондарева «Оружие»;
  • иллюстративный материал (фотографии оружия из оружейной палаты);
  • презентация «Оружие»;
  • фрагменты фильма;
  • репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»;
  • плакат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Слово учителя

Юрий Бондарев написал сборник «Мгновения», который содержит очерки, созданные писателем в 70-80 годы.

С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из очерков под названием «Оружие».

Тема урока

Цели и задачи урока

  1. Беседа

Ребята, перед вами текст рассказа  «Оружие». Внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос:

- О чем этот текст? Дайте развернутый ответ.

Вывод:

Тема текста отражена в его заглавии – «Оружие».

  1.  Работа с текстом в группах

Обратимся к первому абзацу. Внимательно прочитайте его. Перед вами карточки с вопросами.  Ответьте на них.

  • Какие знаки препинания поставил автор в первом предложении? Почему? (для 1 и 2 групп)
  • Как сказать по-другому «на фронте»? (для 3 и 4 групп)
  • Как можно озаглавить эту часть? Какое слово ключевое? (для 5 и 6 групп)

   

Рассмотрим следующие абзацы. Значения всех ли слов вам понятны? Внимание на экран.

(толкование отдельных слов)

Какие слова использовал автор в описании эстетического образа оружия?

Найдите в тексте слова, противоположные эстетическому образу оружия. Работу выполняем в группах.

Вывод: 

Ключевые слова – «красота» и «сила».

«Красота» - это что-то доставляющее наслаждение. «Сила» - это физическое насилие или моральное давление.

Ребята, а какой может быть красота? А сила? Подберите прилагательные к этим словам.

Вы работаете в паре друг с другом.

Вывод:

Автор приходит к мысли, что красота может быть смертельной. Но понятие красоты не несет в себе смерть. Эти понятия несовместимы, и автор текста использует оксюморон, то есть лексическую несочетаемость, при помощи  которой усиливается эмоциональное восприятие.

Ребята, а кто создает оружие?

Мы предлагаем вам посмотреть видеоматериал о видах оружия.

 (просмотр видеоматериала)          

Ребята, какая красота перед нами, какое мастерство!

Почему, говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудия смерти?

Обсудите вопрос в группах.

Продолжаем видеосюжет о применении оружия в разные исторические эпохи.

 (просмотр видеосюжета)

Чем же является оружие?

Обсудите вопрос в группах.

Статистика утверждает о том, что в истории человечества люди жили в мире довольно короткий период. Войны были разными: и завоевательными, и оборонительными, и мировыми, и гражданскими.

Ребята, а в современном мире мы научились понимать друг друга или войны продолжаются до сих пор?

Какое оружие создают современные мастера-оружейники?

Вывод:

Оружие, которое ведет к войнам.

Ребята, каковы причины войн? Обсудите вопрос в группах.

Ребята, к чему приводит война? Продолжаем работу в группах.

Особенности современных войн, в которых используется оружие массового поражения, заключается в несоизмеримости потерь мирного населения, огромных территориальных разрушений, что становится глобальной проблемой человечества. Сегодня во многих странах накоплено огромное количество разного вида оружия, и в любой момент земля может быть уничтожена.

Есть ли выход? Может ли человечество противостоять тому, что сотворило само? Может ли вспоминать об оружии только как о творении народных умельцев?

Ребята, подумайте, что необходимо сделать, чтобы на земле не выстрелило ни одно ружье?

(плакат)

Обсудите вопрос в группах.

Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Вы работаете в паре друг с другом.

Найдите грамматическую основу последнего предложения. Продолжаем работать в паре.

Но ведь красота убивать не может! Тем более, что «красота убивает (что?) красоту…» Взаимоуничтожение.  Красота какая? - «Железная». А какую красоту убивает? – «Высшую».

Железная красота убивает высшую красоту. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин В.А.

(показ картины «Апофеоз войны»)

Вывод:

Действительно, нет ничего дороже человеческой жизни. И об этом мы должны помнить.

  1. Обобщение

Как информация, изученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали и использовали ранее? Вы работаете в паре, делитесь развернутыми ответами в течение одной минуты.

  1.  Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру:

 «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека».

 (А. Дюнан)

  1. .Оценивание учащихся

 

Примерные  ответы  учащихся:

  • Об оружии, какое оно – оружие.
  • Не случайно в тексте так много военных терминов.
  • Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни.
  • Мы определили тему рассказа.

Ученики выполняют работу в группах.

Примерные ответы:

  •  Автор прибегает к уточнению, так как функция уточняющих членов – раскрыть глубже смысл «когда-то».
  • 1) На войне

2) Во время войны

  • Любил рассматривать оружие – любовался оружием.

 Словарная работа.

Примерные ответы:

  • Миниатюрный
  • Красота
  • Перламутровая рукоятка
  • Нежность
  • Стройность

 

Примерные ответы:

  • Красота
  • Сила
  • Власть

Примерные ответы учеников:

  • Красота
  1. Нежная
  2. Смертельная
  3. Ласковая
  4. Томящая
  5. Тревожная
  6. Беспокойная
  • Сила
  1. Подавляющая
  2. Тупая
  3. Смертельная
  4. Бессмысленная

       

 Оружейные мастера.

Подробно рассмотреть видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к теме урока.

Примерные ответы:

  • Оружие внешне красиво.
  • Оружие украшено резьбой, чеканкой, гравюрой, инкрустацией, драгоценными камнями.
  • Привлекает наше внимание.

Примерные ответы:

  • Зло
  • Насилие
  • Смерть
  • Разрушение

  • Продолжаются.    

  • Оружие массового поражения.

Примерные ответы учеников:

  • С целью уничтожения народов, наций.
  • С целью захвата территории.
  • С целью захвата ресурсов.

Примерные ответы:

  • К смерти
  • К голоду
  • К разрушению
  • К насилию
  • К нищете
  • К завоеванию

Ученики высказывают свои мнения.

  • Последнее предложение текста.

  • Красота  убивает.

Выступление подготовленного ученика.

Вариант  организации проектной работы.

Ученики в паре делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Примерные ответы:

  • Узнали о видах оружия.
  • Познакомились с мастерами-оружейниками.
  • Вспомнили исторические сюжеты с применением оружия.
  • Поняли, что иногда красота несет в себе смерть.
  • Красота может быть смертельной, губительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...