Мои открытые уроки
план-конспект урока по теме

Монгуш Алдынай Шангыр-ооловна

Открытые уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Добро и зло в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб».

5 класс

Цель урока:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное

единство людей разных культур в оценке добра и зла.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой учащихся.

Звучит песня «Дорогою добра».

-  Я не случайно начала урок с этой, известной всем нам,  детской песни.   В ней есть слова,  точно отражающие  главную мысль прочитанной вами сказки замечательного талантливого русского писателя Константина  Паустовского «Тёплый хлеб».

- Какие это строчки?                                                                                                                                                                                

- Как вы понимаете  слово добро?

- Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное. 2.Имущество, вещи.

 Задание 1.

- Если бы вы могли изобразить добро, то в какой цвет бы вы его окрасили? (У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные. Светлые краски, красный цвет).

Задание 2. Кластер к словам зло, добро.

- О ком, о чем вы думаете, когда о добре. Под руководством учителя составляют кластер «добро».

Кластер Добро: мир, хорошие поступки, свет, мама, солнце, радость, счастье,  любовь.

- А только ли о добре идет речь в сказке?

-Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы детей).

-Верно. Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Запишем в тетрадях число и тему урока:  «Добро и зло в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб».

- Ребята, давайте повторим.

- Назовите героев сказки? (конь, природа, Филька, взрослые).  А главный герой кто?

- Почему его прозвали «Ну тебя»?  (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!»).

- А вы знаете, что обозначает имя Филипп?   Филипп – греч. – любитель лошадей.

- Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

- Какой поступок он совершил? (Неправильный, швырнул хлеб).

- К чему привел этот поступок? (Лошадь пустила слезу, природа изменилась, зима).

- Давайте посмотрим какие еще поступки совершают герои? А для этого поработаем с таблицей.

- С какого поступка начинаются события в сказке? К какому результату привел поступок Фильки?

- Как повел себя конь? Что потом произошло?

- А что именно случилось, что она сделала? Какое чувство появилось у людей?

- Какую роль сыграли взрослые? Как изменился Филька после подсказки взрослых?

- Что начали делать Филька и взрослые? Что стало с природой в это время?

- Чем заканчивается сказка?

Герой

Поступок

Последствие

Пословица

Филька

Швырнул хлеб

Конь обиделся

 

Конь

Заплакал

Природа изменилась

Природа

Всё заморозила

Страх

Взрослые

Дала подсказку

Филька задумался

Филька и взрослые

Дружно скалывали лед

Природа переменилась

Филька

Просит прощения

Конь простил

 - Перед вами лежат листы желтого цвета с этой таблицей и карточки с изображением юрты, переверните их.  2016 год объявлен в нашей республике годом тувинского гостеприимства. Гостей всегда приглашали в юрты. Пока мы занимались, в юртах побывали гости и оставили свои пословицы.  К каждому поступку поставьте номер пословицы.

- Давайте проверим, что у нас получилось. Поменяйтесь. 

Вывод:

- Сегодня на уроке мы проанализировали поступки героев.

- Если мы совершили плохой поступок, то возможно ли нам его исправить?

- Как в сказке Филька исправил свою ошибку? (признал, попросил прощения).

- Исходя из этих пословиц, мы увидели, что разные народы оценивают такие поступки одинаково.

- Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Рефлексия  

- Что понравилось? Почему?

- Я очень рада, что урок вам понравился.

Домашнего задания:

И крепкое дерево пошатнётся,

Подкованный конь – и тот поскользнётся.  Тувинская пословица.

- Ребята, как думаете о чем говорится в пословице? В пословице говорится об ошибках, действительно, ошибку может допустить любой человек.

- Напишите мини-сочинение, используя данную пословицу.



Предварительный просмотр:

Тема. Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.

Цели. 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

           2. Деятельностная.  Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками,  характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально.

Учащиеся отрабатывают умения и навыки самооценивания в групповой, парной и индивидуальной работе. Самостоятельно и в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке , определяют оценку всей работы.

                                         УУД на уроке.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.

Личностные:  формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

Оборудование. Презентация к уроку. Раздаточный материал для работы в группах. Диагностические карты . Иллюстрации.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг” (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает  стихотворение И.З.Сурикова  на фоне слайдов).

Слайд 2.

Учитель: Летний вечер. 

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Слайд 3.

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

У: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Слайд № 4

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

  1. Работа в постоянных группах.

Ответьте:

- Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

- Что значит, «выйти в ночное»? (пасти лошадей ночью)

-  Что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

4.  Актуализация знаний. Географическая справка.

- О каком рассказе идёт речь? ( вопрос для 1-ой группы)

- Почему он так называется?   ( вопрос для 2-ой группы)

- Кто автор этого произведения? ( вопрос для 3-ей группы)

- Проверка индивидуального задания. Справка о Бежином луге. (4-ая группа, Рожкова Н.)

Индивидуальное задание. Отвечает по карте Тульской области.             Слайд 5

- Где находится Бежин луг?

 Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.

- Почему луг носит такое имя?

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку…  Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

Оцените ответы учащихся.

5.Постановка учебной задачи.

Обсудите в группах вопрос:

- как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

- как мы об этом узнаём?

( своё отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей)

Сформулируйте тему урока.  Портреты и рассказы мальчиков , их духовный мир.

Цель урока: найти связь между портретами и рассказами мальчиков.           Слайд 6

Вспомним значение литературного понятия «портрет». (портрет – это изображение внешности героя в произведении: его лица, фигуры, одежды…)                     Слайд 7

В группах составляем план описания внешности человека. Проверяем. Зачитывают. Оцениваем. План.

1.Возраст мальчика.

2. Внешний вид.

3. Выражение лица

4. Одежда.  

6.  Открытие нового знания. Частичная проверка знания текста.

На доске прикреплены портреты мальчиков, их имена, но имена не соответствуют портретам. Узнай своего героя. Найди соответствия.

Каждая группа получила входной билет  на урок- портретную характеристику одного из героев. От группы по одному ученику идут к доске, выполняют задание. Находят соответствия, зачитывают описание героя. Учащиеся на местах оценивают ответы.

Согласны, что правильно определили героя?

- Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани? ( Автор очень скупо отозвался о нём- он тихий).

- А теперь скажите, что нам даёт описание внешности, о чём мы можем судить? ( о том, какой достаток в семье мальчиков, об их характерах)

Доказывают. Работа по тексту по группам.

  1. Федя из богатой семьи.  Стр. 171-172 учебник.
  2. Павлуша:  одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной.  Стр. 172 учебник.
  3. Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник.
  4. Что общего у этих детей? ( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).

- В чём состоит отличие этих мальчиков? ( у них разные характеры)

Составление кластеров: «Черты характера»

Работа у доски с табличками.

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Ваня – тихий.                              

 Оценивание работы каждой группы и в каждой группе

7. Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.                     Слайд 8

Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».                

Объясните и запомните значение каждого слова.  ( по слайду)

(Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах).

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)

Работа по тексту.

Сопоставим рассказы Павлуши  (Стр.181 учебник) и Илюши  (Стр.182 учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

- Чем отличаются эти рассказы? Что добавим к портретам?

(Павлуша был умным мальчиком, поэтому не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

 Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он не может объяснить этого природного явления, так как он суеверный).

- Итак, есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?    Да.

9. Самостоятельная работа в группах

Для мальчиков, которых встретил рассказчик у ночного костра, с одной стороны, природа – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил. Через описание пейзажей передаётся мысль о единстве человека и природы.

- Дайте названия описаниям пейзажей, встретившихся в рассказе.

1гр. СТР. 164-165 « Прекрасный июльский день»

2гр. Стр.167-168 «между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»

3гр. Стр. 170 ( от …я сказал…до запах русской летней ночи)

4 гр. Стр183.( От…я поглядел кругом до …безостановочный бег земли.)

Озаглавливают. Оценивают работу.

10. Работа с выразительными средствами языка И.С.Тургенева.

Раздать в группы задания для определения выразительных средств.

Зачитывают. Определяют: метафора или сравнение.

11. Итоги урока

Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?

12.  Рефлексия

Работа по диагностическим картам. Заполняют. Озвучивают

Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.

Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?

• Каким способом?

 * Как вы оцениваете результат работы класса?   Свою работу?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?



Предварительный просмотр:

ГМО завучей 02.03.2017г

Тема: «Простые, сложные и составные  числительные».

Цель урока: показать различия между простыми, сложными и составными  числительными.

Задачи:

Обучающая: дать понятие о простых, сложных и составных  числительных, научить различать числительные простые, сложные и составные числительные, определять  группу  числительного по составу.

 Развивающая: развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

Воспитательная: прививать учащимся уважение к своему народу, поощрять интерес к новым знаниям.

Тип урока:  объяснение нового материала.

Оборудование: доска, учебник, карточки с групповым заданием, проектор,  слайды.

Лексическая тема: Тувинский национальный праздник Шагаа.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Подготовка  к  уроку.   Концентрация  внимания учащихся.  

- Если вы внимательно посмотрите вокруг, то заметите, что цифры окружают нас повсюду.

- При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?

Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Сегодня мы продолжим изучение этой интересной части речи. 

*Выборочная проверка домашнего задания.

- Дома вы нашли пословицы, загадки с именами числительными. Давайте послушаем.

- Но для начала давайте повторим.

    2. Актуализация прежних знаний.

- Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

- На какие  2 группы делятся   числительные? ( Количес.  и поряд).  

- Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают?  (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос - Сколько?)

- Что обозначают  порядковые  числительные? На какой вопрос отвечают?  (Обозначают  порядок  предметов при счете, отвечают на вопросы - Какой? Который?)

- Какие части  речи могут иметь  числовое значение? (существительное, прилагательное,  глагол=двойка, два, удвоить)

- Какими членами предложения могут быть имена числительные?

( подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством)

  1. Объяснение  нового  материала.

Задание: Вы должны разделить числительные на три группы.  По какому признаку вы разделите эти числительные? (по строению)

Два, пятьдесят, тридцать три, двадцать девять, шесть, пятнадцать, сто двадцать третий, стотысячный

простые

сложные

составные

Два

Шесть

пятнадцать

Пятьдесят

Стотысячный

Трехсотмиллионный

Тридцать три

Двадцать девять

сто двадцать третий.

- На сколько групп по составу делятся количественные и порядковые числительные?

- Сколько корня у простых числительных?

- А сколько корня у сложных числительных?

- Какую особенность имеют составные числительные? Прочитайте примеры из таблицы.

- О каких группах числительных по составу мы узнали?

(О простых, которые имеют один корень; о сложных, имеющих два корня; о составных, которые состоят из двух и более слов).

- Следовательно, это и есть тема нашего урока. Молодцы, вы сами объяснили его. А теперь откройте тетради, запишите число и тему.

Второе марта.

Классная работа.

Простые, сложные и составные  числительные.

- Итак, какую же  цель мы поставим сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с   простыми, сложными и составными  числительными.

  1. Формирование умений и навыков. 

 Работа с материалом учебника.

Откроем учебники на странице 46, прочитаем правило и проверим, правильно ли мы рассуждали.

- Откроем учебники, найдем  упражнение 398 стр 46 (устно). Сгруппировать числительные по признаку: простые, сложные, составные, определить разряд прилагательных.

 - Запишите только по 2 примера простых, сложных и составных числительных.

Группы по составу

Количественные

числительные

Порядковые числительные

Простые

Сложные

Составные

- Скажите, как образуются числительные второго десятка от 11 до 19.

(Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19).

*словарная работа:    один + на + дцать = одиннадцать

 три + на + дцать = тринадцать

- А числительные миллион и миллиард в какую группу запишем? (простую)

миллион, миллиард.

-*сообщение (у ученицы)

Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

Б) Текст

В) Работа с текстом

Шагаа – это новый год по лун_ому календарю4. Тувинский национальный праз_ник Шагаа в две тысячи семнадцатом  году наступил в ноч_ с двадцать шестого  на двадцать седьмое февраля в три часа сорок одну минуту утра по местному времени.  За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нов__ года нельзя совершать неблаговидные поступки. В народе бытовало мнение: если в первые дни Шагаа что-то сделаешь хорошо, то и весь год будет удачным.

- Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы.

- Выпишите числительные с главным словом, распределяя их в таблицу.

- Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте его.

Группы по составу

Количественные числительные

Порядковые числительные  

Простые

Три часа, за три дня,

Первые дни

Сложные

Составные

41 минуту

2017 году, 26 февраля, 27 февраля

*Физминутка

Один – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

- «Неблаговидный поступок»  какой это поступок?

Это приносящий вред поступок, это поступок не соответствующий морали.

Синонимы: преступный, нечестный, непорядочный, бесчестный, некрасивый, сомнительный, бессовестный.

 

- Наши предки очень внимательно относились к своим действиям, они не совершали неблаговидных поступков. Мы – новое поколение, должны соблюдать эти традиции, не совершать бесчестных действий.

- По традиции после наступления Шагаа все обмениваются благопожеланиями. Мы тоже приготовили благопожелания.

 

5.Проверочная работа. Тест.  

А  сейчас проверим,  насколько вы усвоили тему урока.

  1. Найдите числительные:

а) четверка; б) утроить; в) двойной ; г) пятый

      2. Найдите составное числительное:

        а) пятнадцатью; б) двухмиллионный; в) пятисотый; г) двести сорок пять.

      3. Укажите простое числительное:

        а)  двенадцать; б) восемьдесят; в) тридцать пять; г) двухсот.

      4. Укажите пример с ошибкой в написании числительного:

        а) одиннадцать; б) шестьсот; в) милиард;  г) двести.

      5. Найдите порядковое числительное:

        А) пятью; б) двумстам; в) десятого; г) миллион

Оценивание: 0 ошибок - «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

Подведем итог вашей проверочной  работы.

               -  Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

               -  Кто сделал 1  ошибку?

               -  Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять  группы числительных  по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока,  достигнуты.

 На следующих уроках мы продолжим знакомство с  числительными.

6. Домашняя работа.

1) §68.  Выучить  группы  числительных по строению.

    Упр 400. Определить  группы  числительных по строению.

2) Составить рецепт национального блюда праздника Шагаа, используя числительные.

7. Итоги. Рефлексия.

Давайте подведем итоги урока.

- Что нового сегодня  вы узнали на уроке?

Продолжи мысль:   Я понял, что…

                        Я хочу…

                        Мне понравилось, что…

                        Мне необходимо…

- Ребята, не останавливайтесь на достигнутом, будьте всегда в творческом поиске; уважайте традиции и обычаи своего народа.

*Выставление оценок с кратким комментарием.

- А сегодня на уроке получили оценки за групповую работу…, за индивидуальную работу…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...