Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Путешествие в лингвистические дали"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бобкова Людмила Николаевна

Этот урок я проводила совместно с родителями своих учеников в рамках Дня открытых дверей. Взяла две большие темы "Причастие " и "Деепричастие". В упражнения  урока включила задания , которые встречаются на ОГЭ.   Для учеников это был урок повторения, а для родителей -урок освоения давно забытых знаний. В помощь всем я раздавала опорные схемы. С их помощью модно было правильно выполнить задание или проверить  себя.  В конце занятия все должны выбрать смайлики, которые соответствуют настроению и удовлетворенности от проведенного урока.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dodverey_dlya_menya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Путешествие в лингвистические дали».

Цель : повторить сведения о причастии и деепричастии;

продолжить учиться составлять предложения с по и до без грамматических ошибок;

повторить , что такое текст, стиль речи, тип речи.

Оборудование: клей , смайлики, рабочие листы.

Ход урока.

- Приветствие. Объявляю задачи урока.

Используя лист №1,  составьте правило

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? 

-Какие признаки прилагательного есть у причастия? (см. лист №2)

-Измените причастия по падежам, выделите окончание.

РАСТУЩИЙ ребенок, построенный дом.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

-Что такое причастный оборот? ( см. лист №3)

-Расскажите, в каких случаях мы выделяем причастный оборот запятыми, а в каких нет.( см. лист №4)

-Найдите ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

1.Здесь звучит призыв к Чаадаеву, как и гражданину России, обязанного жить и трудиться во имя Родины. 

2.Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

-От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия и расставьте пропущенные запятые.( см. лист №2 суффиксы причастий).

На берегу ( усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зеленым глубоким мхом, еще приметнее чувствовалось полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.

По отлогому склону ( обратить) на полдень рос ярко-зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями ( покрывать)  ( потрескаться)  землю пучками   росли цветы – яркие полярные маки  своей нежностью  ( напоминать)   наши подснежники.

Сделаем вывод: Что надо знать о причастии?

-Двигаемся дальше . Соберите определение деепричастия

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному глаголу- сказуемому, объединяет в себе признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? 

-Найдите деепричастия и выделите суффиксы ( см . лист №2)

-В 1 и 3 предложениях подчеркните грамматическую основу.

1.А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. 2.Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. 3. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. 4. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.                                                  

                                                                         Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.

 Беседа.

- Каков стиль данного текста?

Д. Художественный.

- Тип данного текста?

Д. Повествование.

- О чём этот текст?

Д. Об изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.

- Назовите деепричастия. Какую роль они играют в предложении?

Д. Они рассказывают о действиях героев.

- А деепричастие всполошившись?

Д. О состоянии человека, который испугался.

- Какой вывод о роли деепричастий в тексте можно сделать?

Д. Деепричастия могут обозначать различные чувства и состояния.

Найдите ошибки В УПОТРЕБЛЕНИИ  ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ и исправьте их.

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

 Итог урока .Рефлексия.

Продолжите фразу.

-Сегодня на уроке я узнал…

……………………..повторил, вспомнил…

Мне осталось не понятным….

-Выберите подходящий вам смайлик и наклейте его на ваш рабочий листок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»

В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, разв...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...