Рабочая программа учебного курса «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9 класс»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Программа предназначена для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_v_prav._9_klass_-_kopiya.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на методическом объединении учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «25» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора  МБОУ  СОШ № 3

_____Г.Н.Вострякова

«26» августа 2015г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ  СОШ № 3

Протокол №  1

от «27» августа 2015г.

«Утверждаю»

Приказ № 120-од 

от «31» августа 2015г.

Директор МБОУ СОШ № 3 ___________/Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

 «Русский  язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9 класс»

для 9А, 9Г классов

      на  2015-2016 учебный год

основное общее образование

уровень базовый  

    Автор-составитель: учитель русского языка и литературы

 Максименко Лариса Михайловна,

 высшая  квалификационная категория

Бийск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                Стр.

 Паспорт программы…………………………………………………………………………………………….3

 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………4

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса ……………………………………………….6

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………..7

Календарно – тематический план……….. ………………………………………………………………….. ..8

Формы и средства контроля……………………………………………………………………………………14

Учебно –методическое и материально техническое обеспечение программы……………...…………….  15

Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………………………………………………18

Лист внесения изменений ……………...………………………………………………………………………19

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа  элективного курса по русскому языку (синтаксис и пунктуация) за 9 класс

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

          Категория обучающихся: учащиеся 9 А, 9Г классов МБОУ СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: промежуточный

 

                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа учебного предмета «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9 класс» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»

- Федеральный компонент государственного стандарта  основного  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312.

- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2015- 2016 учебный год

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/ 2016 уч. год

Актуальность введения в школе программы «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения  пунктуационной грамотности учеников,  с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для пунктуационного тренинга.

 Программа  предназначена для учащихся 9  классов и рассчитана на 35 часов  (1 час в неделю).

 В основе программы  использованы  «Правила русской орфографии и пунктуации»  (Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.)

   Источник:  http://www.rusyaz.ru/pr/ 

   Цель обучения пунктуации в школе - формирование относительной пунктуационной грамотности и пунктуационной зоркости  учащихся.  Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике знаний, умений и навыков пунктуации.

   Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.
  •  «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
  1. Обобщить и углубить полученные ранее знания о сложном  предложении;
  2. Совершенствовать умение определять вид предложения;
  3. Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
  4. Обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
  5. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

     Курс разработан с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с обнаружением синтаксических единиц   и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.

Место предмета «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9  класс» в базисном учебном плане МБОУ СОШ  № 3  г. Бийска

Часы для изучения предмета  даны из компонента образовательного учреждения: 35 часов – из расчета 1 час в неделю.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;          исследование;             проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;                
  •  лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  В результате изучения курса «Русский язык в правилах. Синтаксис и  пунктуация» обучающиеся должны 

знать:

  • основные нормы русского литературного языка;
  • словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
  • грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  • сложные предложения и средства связи между ними; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей, с несколькими придаточными.
  • бессоюзные сложные предложения, предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;


уметь

  • опознавать единицы синтаксиса;
  • проводить анализ словосочетаний предложений;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; 
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); 
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); 
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Количество контрольных работ

1

Международное значение русского языка                            

1

2

Повторение пройденного  в V-VIII классах

3

3

Сложные предложения

1

4

Союзные сложные предложения

3

1

5

Сложносочиненное предложение

2

6

Сложноподчиненное предложение

16

2

7

Бессоюзное сложное предложение

4

1

8

Сложное предложение с разными видами связи

3

9

Систематизация изученного в V-IX классах о тексте  (2ч.)

2

1

Итого

35

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Контроль

Использование ИКТ

 ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

дата

Международное значение русского языка (1ч.)

1.1

Международное значение русского языка

1

Рассуждение на лингвистическую тему

Раздел 2. Я и другие

05.09

Повторение изученного в 5—8 классах (3ч.)

2.1

Простое предложение и его грамматическая основа

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

12.09

3.2

 Простое предложение с обособленными членами

1

Раздел1. Самопознание

19.09

4.3

 Обращение, вводные конструкции

1

Комплексный анализ текста

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

26.09

Сложные предложения (1ч.)

5.1

Понятие сложного предложения

1

Раздел 2. Я и другие

03.10

Союзные сложные предложения (3ч.)

6.1

Союзные и бессоюзные сложные предложения                      

1

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

10.10

7.2

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Рассуждение на лингвистическую тему

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

17.10

8.3

Контрольная работа № 1. Тестирование по теме «Союзные сложные предложения»

1

Тест

Раздел1. Самопознание

24.10

Сложносочиненное предложение (2ч.) 

9.1

ССП с соединительными, противительными, разделительными союзами

1

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

14.11

10.2

Разделительные знаки препинания между частями ССП

1

Комплексный анализ текста

Раздел1. Самопознание

21.11

Сложноподчиненные предложения (16ч.)

11.1

 Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

28.11

12.2

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным

1

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

05.12

13.3

Указательные слова в главном предложении

1

Комплексный анализ текста

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

12.12

14.4

Контрольная работа № 2. Тестирование по теме «СПП»

1

Тест

Раздел1. Самопознание

19.12

15.5

СПП с придаточными определительными

1

26.12

16.6

СПП с придаточными определительными

1

Рассуждение на лингвистическую тему

16.01

17.7

  СПП с придаточными изъяснительными

1

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

23.01

18.8

  СПП с придаточными изъяснительными

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

30.01

19..9

  СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени

1

Комплексный анализ текста

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

Раздел 2. Я и другие

06.02

20.10

  СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

13.02

21.11

СПП с придаточными причины, следствия, условия

1

Рассуждение на лингвистическую тему

20.02

22.12

СПП с придаточными причины, следствия, условия

1

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

27.02

23.13

 СПП с придаточными уступки, цели

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

05.03

24.14

СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными

1

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

Раздел1. Самопознание

12.03

25.15

СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными

1

Защита проекта

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

19.03

26.16

Контрольная работа № 3. Тестирование по теме «СПП»

1

Тест

ММП

 www.saharina.ru

09.04

 Бессоюзное сложное предложение (4ч.)

27.1

  БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Комплексный анализ текста

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

16.04

28.2

 БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

Раздел1. Самопознание

23.04

29.3

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

30.04

30.4

Контрольная работа № 4. Тестирование по теме «БСП»

1

Тест

07.05

Сложное предложение с разными видами связи (3ч.)

31.1

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

14.05

32.2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

Защита проекта

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

Раздел1. Самопознание

14.05

33.3

Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей

14.05

Систематизация изученного в V-IX классах о тексте  (2ч.)

34.1

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах частей текста

1

Комплексный анализ текста

21.05

35.2

Контрольная работа № 5. Итоговое тестирование

1

Тест

Раздел 2. Я и другие

21.05

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

В течение года контроль по данному курсу  осуществляется периодически.

  • Промежуточный - создание текста в соответствии с определенной ситуацией, тематическое тестирование, комплексный анализ текста, редактирование текста, рассуждение на лингвистическую тему, пересказ лингвистического текста, защита проекта, реферата.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

     «Нормы  оценки»  призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

  1. Единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формой русского языка.
  2. Единые нормативы оценки знаний, умений и навыков.
  3. Объем разных видов контрольных работ.
  4. Количество отметок за различные их виды.

       Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

  1. Знания полученных сведений о системе языка и  речи.
  2. Орфографические и пунктуационные умения и навыки.
  3. Речевые умения.

           Оценка знаний учащихся о системе языка и речи.

Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: правильность ответа, его полноту, степень осознанности изученного, последовательность сообщения и правильность языкового оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. Полно излагает изученный материал, дает правильные  определения языковых понятий и формулировки правил.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составляемые.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал не полно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои  суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непосредственно, непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Примечание: Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время),  но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5» ставится, если  правильно выполнено 90-100% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема  предлагаемых заданий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

для учителя (основное)

1. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994.

2.  Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 20Ш

3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 20075.  Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2007

4. Русский язык. ГИА. М.: Астрель, 2010.Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, издательство «Лицей», 2010.

5. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2010. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2010

6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 9 класс.- М.: Просвещение, 2014

7. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

для учителя (дополнительное)

1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. — М.: КноРус, 2007.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999.

3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н. С. Болотнова. — Томск, 2006.

4. Быстрова Е. А. Диалог культуры на уроках русского языка / Е. А. Быстрова. — СПб.: Просвещение, 2002.

5. Варченко В. В. Цитатная речь в медиа-тексте / В. В. Варченко. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.

6. Головин В. Н. Основы культуры речи / В. Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1998.

7. Григорьева Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность / Т. М. Григорьева. — М., 2004.

8. Гринёв М. Р. Введение в лингвистику текста: учебное пособие / М. Р. Гринёв. — М.: МПУ, 2000.

9. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. — М.: Флинта: Наука, 1998.

10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002.

11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987.

12. Колшанский В. Г. Контекстная семантика / В. Г. Колшанский. — М., 1980.

13. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. — М., 1994.

14. Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. — М., 2000.

15. Митрофанова О. Д. Принцип диалога в методическом освещении / О. Д. Митрофанова // Мир русского слова. — 2005. — № 1.

16. Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 7—9 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2002.

17. Норман В. Ю. Лингвистические задачи / Б. Ю. Норман. — М.: Флинта: Наука, 2006.

18. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?: справочное пособие по произношению, ударению и словообразованию / Л. И. Скворцов. — М.: Знание, 1983.

19. Сковородников А. П. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / А. П. Сковородников. — М.: Флинта: Наука, 2005.

20. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: учебно-методическое пособие для учителей и студентов пед. вузов / Л. С. Степанова. — М.: Вербум, 2005.

21. Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведческий подход [Текст] / Л. П. Сычугова. — Киров, 2008.

22. Федоренко Л. П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку / Л. П. Федоренко. — Курск: изд. КГПИ, 1994.

23. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н. И. Формановская. — Икар, 2007.

24. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие / Л. А. Ходякова. — М.: Флинта: Наука, 2000.

для учащихся (основное)

1. ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. – М., 2015

Кабинет русского языка и литературы №117 оснащен мультимедийным компьютером, мобильным классом, проектором. Имеется выход в сеть Интернет.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 9 класс». Черногрудова Е.П.   2013 г.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича

Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс

Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в пр...

Рабочая программа учебного курса «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов Данилова Г.И.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:·        Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, ...

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития...