Подготовка к ЕГЭ (25 задание) Проблема памяти
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Лодыгина Алла Васильевна

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ(25 задание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_pamyati.pptm75.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Проблема памяти Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 2017г

Слайд 2

МУЗЕЙ ЗАБЫТЫХ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ (1)Однажды в мастерской у художника Владимира Сергеевича Васильковского я увидел альбом, куда он рисовал людей 30-х годов. (2)По памяти. (3) Взрослые тёти и дяди из его детства. (4)Я листал страницы и узнавал. (5)Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться люди, одетые в костюмы тех лет, знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. (6)Наши улицы, наш двор, извозчиков… (7)Это был город, в котором прошло детство нас обоих. (8)А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. (9)Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся. (10)Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта. (И)Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить, — например, треск берёзовых поленьев в печке… ( 12)Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. (13)Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета. (14) Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. (15)В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. (16)В детстве вещи разговаривают, живут. (17)Лю6ые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… (18)Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. ( 19)Вещи могут вернуться. (20)С прошлым не стоит окончательно прощаться. (21)Детство рано или поздно напомнит о себе. (22)Дело не в ностальгии. (23)Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. (24)Конечно, вернуть те чувства нельзя. (25)3еркала беспамятны. (26)Из их глубины не извлечь былых отражении. (27)3еркала не стареют, стареют их рамы. (28) Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. (29)Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет. (ЗО)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (31 )В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (32)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (ЗЗ)Воодушевление и зов… (34)Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (35)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?.. По Д. Гранину

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Проблема отношения к старым вещам. Почему человек, повзрослев, возвращается к воспоминаниям детства?

Слайд 4

КОММЕНТАРИЙ Д. Гранин рассказывает нам историю, которая произошла в мастерской художника В.С. Васильковского . Рассказчика удивило, что Владимир Сергеевич рисовал людей 30-х годов по памяти и они словно оживали на его полотнах ( предложения 1-5 ). Автор с восторгом замечает , что ожили не только люди, но и старые вещи, «которые тогда были, а теперь их нет». Они и составили «облик той реальности», которая так дорога повествователю. Эти воспоминания он хотел бы сохранить не только на бумаге, но и в душе, как «треск берёзовых поленьев в печке».

Слайд 5

ИДЕЯ Д. Гранин убежден , что старые вещи могут многое рассказать внимательному человеку, словно годовые кольца на дереве. Прошлое нужно беречь, ведь это наши корни.

Слайд 6

согласие + тезис Я согласна с мнением автора. Действительно , старые вещи хранят дух прошлого, они рассказывают нам, как и чем жили наши предки. Это наша история, наши истоки. Не случайно русские писатели в своих произведениях часто обращались к теме памяти , ведь без прошлого нет будущего.

Слайд 7

Аргумент ы А. Солоухин «Черные доски» А.И. Солженицын « Мы-то не умрем» Ч. Айтматов «Плаха» (легенда и манкуртах) Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Р.С. Савинов публицистика Д. Рубина «Она немного опоздала»

Слайд 8

вывод Итак, человек хранит в памяти такие воспоминания, которые дарят ему теплые и радостные моменты, помогают преодолеть жизненные трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста....

Материалы для подготовки классного часа, приуроченного ко Дню памяти Чернобыльской катастрофы

Данная разработка предназначена для использования на классном часу для учащихся 7-9 классов...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Статья "Подготовка к ГИА. Выполнение задания 40 С2. Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения по предложенной проблеме "Ваше мнение" на французском языке в формате ЕГЭ

Задачей экзаменационного теста в части С2 ЕГЭ является контроль уровня сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентировочных задач. Это задание высок...

Проблема памяти в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день"

Данный урок разработан в рамках технологии педагогических мастерских...