Методическое пособие "Как ликвидировать разрывы между теорией и практикой при изучении нового материала"
методическая разработка по русскому языку на тему

Неумение некоторых обучающихся применять полученные теоретические знания на практике можно объяснить тем, что между теорией и практикой лежит пропасть. Для отдельных детей непреодолимая. Страдает качество знаний, а в области русского языка этот разрыв приводит к письму с ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.posobie_razryvy_mezhdu_teor.i_prakt.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №235
с художественно-эстетическим уклоном им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Методическое пособие по русскому языку
Тема: «Как ликвидировать разрывы между
теорией и практикой при изучении нового материала»

Учитель: русского языка и литературы Азарскова Нина Сергеевна

Санкт-Петербург
2017 г.

Неумение некоторых обучающихся применять полученные теоретические знания на практике можно объяснить тем, что между теорией и практикой лежит пропасть. Для отдельных детей непреодолимая. Страдает качество знаний, а в области русского языка этот разрыв приводит к письму с ошибками.

Поиски ученых, методистов и практиков в этом направлении привели к разработке стандартов, к осознанию необходимости развивать ключевые компетенции обучающихся через инновационные технологии, новые подходы и критерии.

        В то же время в образовательном процессе не всегда учитывается роль критерия познания в целостном восприятии материала обучающимися. Целостное усвоение материала возможно лишь тогда, когда его восприятие проходит в соответствии с критерием познания: от абстрактного к конкретному. В роли абстрактного выступает теоретический материал, в роли конкретного – практика.

        Представим себе 4 линии познания: абстрактную, абстрактно-конкретную, конкретно-абстрактную и конкретную. Абстрактно-конкретная линия – это теории, законы, правила. Чтобы эта линия стала доступной для ребенка, ее надо уточнить, раскрыть, конкретизировать, то есть сделать более понятным материал. Тогда эта линия переходит в абстрактно-конкретную. Следующая линия, конкретно-абстрактная, представляет алгоритм деятельности. И только после этого можно прицепить к конкретной деятельности, то есть оказаться на конкретной линии освоения материала.    

Итак:

Абстрактная линия – теория;

Абстрактно-конкретная линия – конкретизация теории;

Конкретно-абстрактная линия – алгоритм деятельности;

Конкретная линия – практика

            Иногда учителя после изучения теоретического материала (в целях экономии времени или по другим причинам) приступают к практической части, переходят от абстрактного к конкретному, в результате чего и происходит разрыв в понимании материала обучающимися. На самую легкую орфограмму (№1) допускается наибольшее количество ошибок.

             Рассмотрим изучение темы: «Безударная гласная в корне, проверяемые ударения» с учетом критерия познания, то есть пройдем по всем четырем линиям.

              1. Линия первая. Абстрактная. Проанализируем орфограмму №1: «Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова надо изменить слово…»

              2. Линия вторая. Абстрактно-конкретная. Возникает вопрос: «Как изменить?» Обычно дети изменяют по аналогии, по образцу в учебнике, не задумываясь. А если образца нет, тогда уточняем орфограмму: «…надо изменить у существительного число или падеж, у глагола – лицо или время»

               3. Третья линия. Конкретно-абстрактная – это алгоритм деятельности. Рассмотрим алгоритм.

  • Поставить ударение.
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
  • Выделить корень (иногда этого бывает достаточно, чтобы определить верное написание. Например, ловить – лов).
  • Осмыслить корень. Особенно важен этот пункт алгоритма при написании слов требующих различения в смысле слова (посидеть на поляне – поседеть от горя, земляные валы – огромные волы).
  • Изменить слово или подобрать однокоренное слово.

 Работа по алгоритму показала, что некоторые учащиеся испытываю затруднения в написании слова из-за неумения поставить ударение.

 Деятельность учителя при изучении безударной гласной в корне слова, проверяемые ударения, с учетом критерия познания значительно сокращает количество ошибок при письме у обучающихся.

 Если же учитель сам владеет приемами моделирования и приобщает к этому обучающихся, то процесс обучения становится значительно качественнее.

Литература:

1. Г.К. Селевко - Современные образовательные технологии

2. В.В. Репкин - Русский язык в системе развивающего обучения

3. В.Ф. Шаталов - Опорные конспекты

4. В.В. Давыдов, В.В. Репкин - Экспериментальная программа развивающего обучения по русскому языку 5-9 классы

5. О.С. Анисимов - Последипломное образование педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.

Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок"....

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

От теории к практике, или поиск новых смыслов образования

Статья посвящена поиску ответа на вопрос, каким образом следует построить процесс обучения, чтобы теория не оказалась оторванной от практики...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...