Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Чичагова Анастасия Юрьевна

Этот материал можно использовать на уроке повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чичагова А.Ю., учитель русского языка и литературы

ГБОУ средняя школа № 288

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Цель урока: работа над формированием умения написания сочинения-рассуждения.

Задачи: способствовать овладению навыком написания сочинения-рассуждения, ознакомиться с критериями оценки сочинений в формате ОГЭ, продолжить формирование умения редактировать текст, оценивать по критериям.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Опорные понятия: типы речи, тезис, аргументы, вывод.

Новые понятия: критерии оценки сочинений

Образовательные ресурсы: раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Включение в деловой ритм

Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности

Повторение

Задает учащимся вопросы на повторение типов речи, композиции сочинения-рассуждения, взаимосвязи тезиса, аргументов и вывода с идеей текста, затем показывает слайды презентации 2,3,4

Отвечают на вопросы, обсуждают слайды презентации

Самостоятельная работа: анализ текста

Выдает текст Е. Гришковца (Мама, когда я ещё не учился в школе…») Слайд 5

Анализируют текст, выделяют ключевые слова

Выдает таблицу «Результат работы с текстом». Слайд 6

В парах заполняют таблицу

Слайд 7

в группах по 4 человека обсуждают результаты работы с текстом,  создают алгоритм действий, сравнивают с образцом

Закрепление изученного материала.

Работа над текстом сочинения 15.2

Как можно сформулировать задание 15.2 и 15.3?

Слайд 8

Выдают варианты ответов, сравнивают с образцом

Слайд 9

Формулируют тезис в группе, обсуждают в классе

Слайд 10

Подбирают аргументы

Слайды 11, 12

 Формулируют вывод

Проверка сочинений по критериям

Создает проблемную ситуацию: выдает  для сопоставления два варианта сочинений 15.2 по данному тексту, критерии оценки

Проверяют и оценивают работы, выбирают лучшую

Работа над текстом сочинения 15.3

Слайд 13, 14, 15

Формулируют тезис в группе, обсуждают в классе

Слайд 16

Подбирают и обсуждают аргументы

Формулируют и обсуждают вывод

Проверка сочинений по критериям

Выдает сочинение 15.3 по данному тексту, критерии оценки

Слайд 17

Проверяют и оценивают работу

Делают вывод: чем отличаются сочинения 15.2 и 15.3

Рефлексия деятельности (итог урока).

Организует рефлексию. Слайд 18

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1. Определите тему (о чём?).

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.

Глаголы: 

Имена существительные: 

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?).

Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

15.2

 «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни». Герой текста Евгения Гришковца стоит перед выбором   профессии –главным выбором своей жизни, который определяет будущее. Но он не знает точно, чего хочет. Главное, чтобы его жизнь была настоящей, интересной,   перспективной. Герой хочет жить так, как ему нравится, иметь то, что он хочет и приносить удовольствие.

Герой четко знает, какие профессии ему не подходят (медицина, точные науки) (предложения 12, 16-20)

Институт культуры. Молодой человек сразу почувствовал «скуку и безрадостность». Увидев, что выступления никому не нужны, он отказался от мысли поступать в институт (предложения 23-27)

Выбирать будущую профессию нужно самому, без настояния родителей. Потому что профессия должна быть по душе и приносить удовольствие.

 

15.2

           Размышляя о будущей жизни, герой текста Е.Гришковца мечтает не просто приобрести какую-нибудь специальность, он хочет, чтобы выбранное им дело вызывало у него чувство удовлетворения и давало ощущение полезности и нужности окружающим. Это и есть, по мнению мальчика, настоящая жизнь.

   Мальчик также понимает, что такая жизнь невозможна без правильного выбора будущей профессии. Именно поэтому он рассматривает все возможные варианты, анализирует их, сопоставляет с собственными способностями, возможностями и желаниями. Докажу это примерами из текста.

    Во-первых, герой осознаёт, что пойти по стопам родителей у него не получится, так как он  не имеет способностей к точным наукам (предложения 5, 12).

     Во-вторых, мальчик с сожалением признаётся, что привлекающие его ранее медицина и культура не дадут ему возможность реализовать себя в полной мере, потому что в мединституте его пугала анатомичка (предложения 19, 20), а то, что происходило в институте культуры, его просто разочаровало (предложения 23-27).

       Таким образом, герою ещё предстоит определиться с выбором будущей профессии. И хочется надеяться, что у него получится сделать свою жизнь счастливой.  (160 слов)  

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

               Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто, но некоторые люди уже с малых лет знают, чем они будут заниматься, когда вырастут. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

         Герой текста Е.Гришковца рассказывает о том, как он выбирал свою будущую профессию. У мальчика возникло три варианта: стать инженером, как мама, медиком, как дядя и брат, или работником культуры. В каждой профессии он видел плюсы и минусы. На данном жизненном этапе герой так и не смог определиться, но мы понимаем, что рано или поздно ему не избежать принятия этого важного решения.

          А вот А.В.Суворову не пришлось долго раздумывать о выборе своей будущей профессии. Уже в детстве, несмотря на слабое здоровье и отсутствие поддержки со стороны отца, он решил стать военным. Поэтому всю дальнейшую жизнь он посвятил достижению своей цели. Правильность выбранного им пути доказывает то, что имя А.Суворова вошло в историю нашей страны как имя легендарного полководца.

          Таким образом, сделать выбор - это ещё полдела, главное - не ошибиться со своим выбором.  (184 слова)

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

                 Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто, но некоторые люди уже с малых лет знают, чем они будут заниматься, когда вырастут. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

         Герой текста Е.Гришковца рассказывает о том, как он выбирал свою будущую профессию. У мальчика возникло три варианта: стать инженером, как мама, медиком, как дядя и брат, или работником культуры. В каждой профессии он видел плюсы и минусы. На данном жизненном этапе герой так и не смог определиться, но мы понимаем, что рано или поздно ему не избежать принятия этого важного решения.

          А вот А.В.Суворову не пришлось долго раздумывать о выборе своей будущей профессии. Уже в детстве, несмотря на слабое здоровье и отсутствие поддержки со стороны отца, он решил стать военным. Поэтому всю дальнейшую жизнь он посвятил достижению своей цели. Правильность выбранного им пути доказывает то, что имя А.Суворова вошло в историю нашей страны как имя легендарного полководца.

          Таким образом, сделать выбор - это ещё полдела, главное - не ошибиться со своим выбором.  (184 слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроках повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (презентация)

Дан материал для ознакомления девятиклассников со структурой написания сочинения, показаны варианты сочинений....

Урок-путешествие на фрегатах на тему: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни" ( подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ)

Урок по развитию речи в форме путешествия: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?"Урок основан на анализе текста. Применены приемы читательской грамотности, технология критического мышл...