Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (презентация)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

Дан материал для ознакомления девятиклассников со структурой написания сочинения, показаны варианты сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx723.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к выполнению третьей части работы – написанию сочинения по предложенному тексту (ОГЭ)

Слайд 2

Сочинения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1) Ученикам предлагается высказывание на лингвистическую тему, и они должны раскрыть смысл высказывания, продемонстрировав понимание того или иного языкового явления, приведя два примера рассматриваемого языкового понятия из прочитанного текста. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле , раскрывая тему на лингвистическом материале.

Слайд 3

Сочинения Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (15.2) Необходимо объяснить смысл приведённых фрагментов прочитанного текста, приведя в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих собственные суждения.

Слайд 4

Сочинения Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (15.3) Экзаменуемому необходимо провести толкование значения того или иного слова. Сформулировать и прокомментировать данное определение. Аргументировать тезис: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта.

Слайд 5

Структура сочинения-рассуждения: Тезис – положение, которое надо доказать; Аргументы – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа (должно быть не менее 2!) Вывод – итоговое суждение, подтверждающее выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным)

Слайд 6

Критерии оценивания Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов .

Слайд 7

Исходный текст (ОГЭ-2016, вариант1) (1)Дядя Митяй и Саня перешли речку и встали перед ягодником. (2)Столько ягоды Саня никогда ещё не видывал. (3)И не представлял, что её может столько быть. (4)На этот раз они были первые, никто до них ягоду тут не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам дяди Митяя, удается такой урожай. (5)Теперь Саня знал, что это такое - кусты ломятся от ягоды: они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли согбенно, поддерживая друг друга в непосильной ноше. (6) Саня раздвигал кусты и замирал от восторга: дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и восторг, и вину, и что-то ещё, чему Саня не знал имени и что западало в душу. (7)Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. (8)«Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя, я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы». (9)И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать его всё возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его поднявшееся тёплое нутро: так быстро! (10)Идти с наполненным бидоном к шалашу, постоять подле ведра, прежде чем высыпать в него, засмотревшись на парную и живую, томно дышащую - каждая ягодка отдельно - светло-глянцевую синеву сбора. (11)Снизу, когда Саня высыпал голубицу в ведро, она была уже отпотевшей и темной и казалась задохнувшейся. (12)Отсюда, снизу, можно было кинуть наконец несколько ягодок в рот, обмереть на мгновение от растекавшейся под языком сладости и нежно тающей плоти и, причмокивая, медленно идти обратно к кустарнику, а там на десять, на пятнадцать минут и вовсе забыть про бидон, словно бы допивая начатое снадобье, всё дополняя и дополняя его неоговорённую меру. (13) Heт на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине. (14) Пошёл дождь, но никто из них ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш, каждый ещё больше заторопил руки. (15)Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать стало трудно, она давилась, мялась, к рукам налипали листья. (16)Быстро темнело, и только тогда, спохватившись, дядя Митяй прокричал отбой. (17)Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину. (18) B темноте и под дождём они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь. (19)Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня.

Слайд 8

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя Проспера Мериме: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».

Слайд 9

Начать сочинение на лингвистическую тему можно, используя один из следующих вариантов вступления: фраза, предложенная в задании (цитата): оформлена как прямая речь; оформлена как вводная конструкция; оформлена как косвенная речь. Согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора Вопрос-ответ; Собственное высказывание пишущего.

Слайд 10

Речевые клише в основной части сочинения «Чтобы проиллюстрировать функции…, обратимся к синтаксической конструкции №…, в конце которой ставится…» «Рассмотрим предложение №… . В нем…» «Обратимся к предложению №… . Автор использует… ,для того чтобы…» «Итак, можно увидеть…»

Слайд 11

15.1 Сочинение на лингвистическую тему По словам известного французского писателя Проспера Мериме, «русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Что же имел в виду П. Мериме? Высказывание известного французского писателя Проспера Мериме я понимаю следующим образом : русский язык очень многообразен, слова в нём могут иметь целую палитру разнообразных оттенков значения. Докажу свою точку зрения примерами из текста В.Г.Распутина . В своём тексте писатель использует немало слов, которые, наряду с прямым значением , имеют и переносное . Например, говоря в предложении 6 о впечатлении, которое производили на Саню ягодные кусты, В.Г.Распутин употребляет слово «ослепить». Этот глагол имеет как минимум 3 оттенка значения: «сделать слепым», «лишить зрения на время» и «поразить». Из контекста мы понимаем, что глагол употреблён в последнем, переносном значении. Этим самым автор даёт нам понять , что кусты действительно впечатляли мальчика обилием своих плодов. Теперь обратимся к предложению 14, где автор использует однокоренные глаголы «заторопился» и «заторопил». Примечательно то , что первый глагол имеет прямое значение , а второй, в сочетании с существительным «руки», – переносное . Благодаря этому мы понимаем , что герой стал собирать ягоды быстрее, чем прежде. Таким образом, высказывание Проспера Мериме вполне справедливо.

Слайд 12

15.1 вариант 2 Известный французский писатель Проспер Мериме говорил о богатстве оттенков русского языка. Действительно, русский язык очень насыщен самыми разнообразными выразительными средствами, которые помогают в создании яркого образа. Используя метафоры и эпитеты , автор позволяет читателю увидеть зримый и осязаемый предмет. Докажем это на примерах из текста В.Г. Распутина. В шестом предложении автор использует эпитет «дымчато-синяя», описывая грозди ягод голубики. Этот эпитет позволяет получить эмоциональный отклик читателя, создавая образ соблазнительного лакомства - «дымчато-синей» ягоды. В пятом предложении употреблена метафора «поддерживая друг друга в непосильной ноше». Она позволяет создать более выразительный эмоциональный и живой образ пригибающихся под тяжестью ягод кустов. Это должно запечатлеть в сознании читателя размеры урожая, сотворив запоминающийся образ. Итак, прав был Проспер Мериме, писавший: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».

Слайд 13

Домашнее сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Распутина «Митяй и Саня перешли речку…» 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого : «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Слайд 14

15.2 Сочинение-интерпретация текста Вариант 1 Финальные строки текста Валентина Григорьевича Распутина наталкивают меня на мысль о том, что люди могут получать удовольствие даже от тяжелой работы, если берутся за дело с усердием и желанием трудиться . Обратимся к предложенному для анализа тексту. Дядя Митяй и Санька отправились в ягодник. Для Сани сбор ягод был не однообразной и тяжелой работой, а увлекательным делом . Об этом Распутин пишет в предложении 9 : «И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать его возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться на его поднявшееся нутро: так быстро!». Эта работа наполняла радостью мальчика. Однако в то же время мы видим, какой это нелёгкий труд, ведь урожай был большой , работы много, к тому же начался дождь, и мокрую ягоду стало брать труднее. Об этом автор говорит в предложении 15 (Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать было трудно, она давилась, мялась, к рукам прилипали листья). Поэтому, к концу дня люди, собиравшие ягоду, несмотря на усталость, были очень довольны процессом и результатом проделанной работы.

Слайд 15

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Вариант 1 Душевные силы – это то, что позволяет человеку проявлять упорство и целеустремленность в любой, даже трудной, ситуации. В тексте из произведения В. Распутина душевные силы – это именно то, что помогает героям собирать голубицу, несмотря ни на что. Им трудно удержаться и не есть нежные, ароматные ягоды, а собирать их в бидон и ссыпать в ведро, позволяя себе лишь несколько нижних, примявшихся ягодок бросить себе в рот. Им трудно собирать голубицу под начавшимся дождем: «она давилась, мялась, к рукам налипали листья». И все же дядя Митяй и Санька не бросают работы, пока ставший уже неверным вечерний свое еще позволяет разглядеть ягоды, и только потом берутся они за заготовку дров и приготовления чая. Упорство в работе – верный признак душевной силы человека. Я не раз видел, как мой дед чинит часы. В молодости ему была эта работа легка и привычна. Но теперь у него болят от артрита пальцы, дедушка часто не может удержать инструмент, и какая-нибудь пружинка соскальзывает, и все надо начинать сначала. Но дедушка никогда не сердится и не ругается. А если я в этот момент вскрикиваю, дедушка меня мягко утешает. И мы все начинаем с самого начала, и так все время, пока часы не будут починены. Вот что значат упорство и душевные силы моего дедушки!

Слайд 16

15.3 вариант 2 Душевные силы - это такие качества человека, как стойкость, терпение, выносливость, упорство, сила воли - всё то, что помогает справиться с различными жизненными трудностями. Люди, обладающие силой духа, способны достичь желаемого результата. Душевные силы могут понадобиться человеку как в большом деле, так и в малом. Аргументирую свои слова конкретными примерами. В тексте В.Г.Распутина душевные силы помогают мальчику Сане собрать богатый урожай таёжной ягоды голубицы. Это было непросто сделать, так как ягод наросло в этот год очень много, мальчику приходилось в течение всего дня пробираться через густые заросли кустарников, неоднократно нагибать к себе ветки, носить туда и обратно наполненный сладкими плодами бидон. Особенно трудно было собирать голубицу во время дождя, так как она "давилась, мялась, к рукам налипали листья". Но Саня не только успешно справился с этой работой, но и получил большое удовольствие, что свидетельствует о его выносливости и трудолюбии. Необыкновенными душевными силами обладает и лётчик Мересьев, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого . Сколько терпения и упорства понадобилось Мересьеву для того, чтобы после ампутации обеих ног в результате выполнения боевого задания снова вернуться к профессии истребителя! Он смог пересилить боль во время выполнения специальных физических упражнений и научился ходить на протезах. Благодаря упорным тренировкам, Мересьев осуществил свою мечту. Таким образом, люди, обладающие душевными силами, вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение. (209 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроке повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроках повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...