Урок русского языка в 8 классе по теме «Зачем нам нужен синтаксис?»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Татьяна Игоревна

Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Использование элементов деятельностного подхода в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме

«Зачем нам нужен синтаксис?»

 с использованием технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

(использование элементов деятельностного подхода в обучении)

Цели урока:

образовательные

  • вспомнить, что такое синтаксис и каковы его функции
  • усвоить единицы синтаксиса
  • выявить средства связи единиц синтаксиса (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности)

развивающие

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста,
  • развивать логическое мышление,
  • развивать языковое чутьё, чувствовать красоту языка;
  • развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

воспитательные

  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности)

                                   

Структура урока

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Цели приема

Вызов

Активизация учащихся

Актуализация знаний по теме

Систематизация материала

Рассыпанные предложения

Работа в группах (командах)

Составление кластера

Развитие логического мышления

Развитие умения работать в группах 

Развитие умений систематизировать материал.

Осмысление

Активизация чтения

Развитие умения сортировать информацию

Маркировочная таблица «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы»   «Толстые и тонкие» вопросы  

Активизация чтения

Развитие умений сортировать материал

Развивать умения задавать вопросы.

Рефлексия

Вернуться к первоначальным знаниям

Установление связи и причинно- следственных отношений в новой информации

Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией

Выполнение аналитико-синтетических задач

Обобщение материала; 

установление причинно -следственных отношений.

                                                              

                                                     

ХОД УРОКА

 Стадия вызова

-Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли ? Начните с самой первой (фонетика,  морфемика и словообразование, лексикология и фразеология).

-Обратимся к отрывку « Разговор Алисы и Синей Гусеницы из сказки «Алиса в Стране Чудес» Л.Кэрролла (текст на доске)

-Что это ты выдумываешь? -  строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?

- Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли …

-В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать Алиса  должно быть видеть ли

 

-Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания).

-Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология - наука о формах и синтаксис - наука о сочетании слов в словосочетаниях и предложениях).

-Итак, определим тему урока: «Чем нам поможет синтаксис?». Запишите тему урока в тетрадь.

А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока).

Задание 1. Разделитесь на две команды.

Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:

  • 1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.
  • 2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведение, оформив их кластером.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

                                                           

Кластер

                                          Синтаксис

        

Словосочетание                                                             Предложение

Сочинение                        Подчинение

Согласование                  Управление                     Примыкание

                         

     

 Стадия осмысления

Задания 2.  Прочитайте текст в учебнике «Что такое синтаксис?» на стр. 21-22 (Русский язык. Учебник  для 8 класса средней школы. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Изд. «Дрофа», 2009), используя известный вам приём маркировки. После прочтения заполните таблицу 3 с соответствующими  маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

 Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу графами (метод активного чтения)

-знаю.

-новое

- вызывает

сомнения

-  толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Морфология и синтаксис -  два раздела грамматики. 

Морфология изучает формы слов. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов.

Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса.

С помощью  вопросов мы извлекаем  грамматическое значение.

Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов.

Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении?

Тонкие:

 Что такое синтаксис?

В чем связь между синтаксисом и пунктуацией?

Толстые:

Как связаны морфология и синтаксис?

Как осуществляется  синтаксическая связь слов?

Какие типы синтаксической связи существуют? 

Почему?

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология -  это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания  и предложения», - узнали вы в 5классе. Теперь об этом подробнее.

Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ, слова изменяются, чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Можносказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словом соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили о той роли, которую играют разные речи в предложении.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов, и чтобы мы могли правильно выразить свою мысль.

Итак, Белеет парус – это связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус, какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря в тумане, каком? В тумане голубом.

Мы видим, что каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
  2. Какую новую информацию вы получили?
  3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы?
  4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

                                                 Стадия рефлексии

 -Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов- используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: словоформы и предлоги).

Дадим кластер с учетом нового, что мы узнали.

                                             Кластер

форма слова                                                      пунктуация

                                          морфология +    синтаксис      = грамматика

                            словосочетание                            предложение

                                       простое             сложное

синтаксические связи                    синтаксические связи между словами                               между предложениями

        

                вопросы  союзы                      окончания       предлоги          

Выполнение практического задания

Задание 3. Выполните задание 1 по учебнику: разбить предложения на словосочетания. Обратите внимание на образец.

Образец

   Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин).

  Вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.

     Постройте схемы.

1.В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин).

2. В вечерних  сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов).

3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов).

4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков).

5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).

   

Итак, подведем итоги.

       Мы достигли поставленных целей?

       Чему научились?

       А теперь запишем домашнее задание: подготовьте письменные ответы на     «тонкие» и «толстые» вопросы, задание 21  учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....