Конспект урока "Причастие.Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Соломатина Елена Павловна

На мой взгляд, конспект отвечает современным требованиям ФГОС. Абсолютно самостоятельный. В качестве языкового дидактического материала взята информация об уникальных людях: Скороходова Ольга Ивановна - слепоглухонемая женщина, способная полноценно и радостно жить и напоминающая об этой способности нам всем. Соколянский Иван Афанасьевич - человек, соединивший слепоглухонемого человека с жизнью и людьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.prichastie.povtorenie.docx816.8 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа Соломатиной Елены Павловны – участника курсов «Традиции и новаторство в преподавании русского языка как родного и как неродного» (г.Абинск, СОШ №38, 89892496410)

Конспект урока с использованием регионального компонента

Тема:         «Причастие. Повторение».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель учебная – систематизировать и повторить полученные знания о причастии, подготовиться к контрольной работе.

Задачи личностные – закрепить умения  работать в группах (4группы), договариваться о совместной деятельности, выступать перед аудиторией сверстников, осуществлять взаимный контроль и оценку; воспитание патриотических чувств, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу  других людей.

Задачи учебные: закрепить умения различать виды орфограмм, видеть причастие в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль, графически обозначать условия выбора орфограмм, причастие и причастный оборот ; развитие речи  каждого ученика в устной и письменной форме.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

  1. Оргмомент.

Цель - мотивировать детей, дать три ориентира, которые важно связать воедино на уроке и в предстоящей творческой работе

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Знакомство с содержимым Коробки сюрпризов. Оттуда извлекается три вещи: портрет И.А. Соколянского, книга О.И. Скороходовой и герб Кубани.

Вопрос-скрепа (начало и конец урока): Почему именно эти три вещи сегодня с нами на уроке?

 Регулятивные УУД

1. Владение основами самоконтроля

2.Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

II.Запись домашнего задания и формулировка темы и  цели урока

III. Словарно-орфографическая

работа.

Написать заготовки к творческой работе на тему: «Что я узнал о своем земляке И.А. Соколянском?». Повторить вопросы, связанные с темой «Причастие» согласно индивидуальному листу самоконтроля. На следующем уроке – контрольная работа.

Узнав домашнее задание, дети проговаривают цель урока, значимую для них, тему урока, учитывая специфику предмета и контекст изучаемой крупной темы.

На столах у учащихся школьные орфографические  и толковые словари.

Предупредив детей о том, что эти слова связаны с нашим текстом,  учитель даёт задание каждой группе: найти в словаре слова сурдопедагогика, профессор, экспериментальный,  слепоглухонемые, дать толкование, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы, запомнить написание.

– В чём особенность этих слов?

Затем 2-4 ученика по памяти записывают все слова на доске (турнир), класс – в тетради.

Коллективная проверка.

-Предположите, о  чем будет наш текст-сюрприз?(текст сложен в виде гармошки, экземпляр на двоих)

Познавательные УУД

 Обработать информацию

 Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

4.Корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Коммуникативные УУД:

 воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатый пересказ с элементами сочинения)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей (орфографического, толкового).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

IV.  Развитие учебно­языковых  умений.

  1. Работа с содержанием текста

2)Работа в группах. Выявление причастий и причастных оборотов. Систематизация знаний о причастии, применение этих знаний на практике.

3)Взаимопроверка и контроль. Отработка собственных пунктуационных навыков

4)Индивидуальный контроль и отработка орфографических, пунктуационных навыков.

V. Итоги урока

1.(Берется книга, появившаяся из коробки сюрпризов, звучит первый фрагмент текста)

Автор  книги «Как я воспринимаю окружающий мир» – Ольга Ивановна Скороходова. Она слепоглухая женщина, говорящая, читающая, пишущая книги и научные работы, любящая жизнь.

- В каком времени употреблены здесь причастия и почему?  Преобразуем эти же причастия в прошедшем времени.

- Как это чудо – Ольга Ивановна Скороходова- стало возможным?  

2.Ученик рассказывает об Иване Афанасьевиче Соколянском – нашем земляке, учителе О.И.Скороходовой (см. приложение к уроку)

3.Открываем второй фрагмент текста.

Кубань может гордиться: выдающийся ученый родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края  в семье казака. Этот уникальный народ, прославившийся воинскими подвигами, показал себя способным достигать высоты и в сфере научных достижений. Иван Афанасьевич прошел путь от ученика сельской школы до профессора с мировым именем. Что им двигало?

Не для славы жил этот человек. Когда он был маленьким, глухая девочка-подросток была  его нянькой, научившей его  общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами. Огромное желание помочь глухонемым людям заставило мальчика хорошо учиться в школе, юношу – поступить в университет в Петербурге. Им исследован мировой опыт в вопросе обучения слепоглухонемых детей. А затем сделаны свои открытия. И эти открытия помогли ему научить говорить, читать и писать Ольгу Скороходову.

4. -Вот такой удивительный текст-сюрприз  у нас с вами сегодня. С содержанием мы познакомились. А теперь каждая группа получает задание: 1)найти в тексте причастия, доказать, что это причастия, дать им характеристику с точки зрения орфографии, морфологии и синтаксиса. 2)Вставить недостающие знаки препинания и объяснить графически их постановку.

 (Задание выполняется на листах с напечатанным текстом. Есть широкие поля для помет)

5.Второй этап работы в группах – взаимопроверка: группы меняются своими листками, получают ключ и проверяют работу другой группы.

 Краткий устный комментарий выполненной работы.(дети детям) Тексты возвращаются хозяевам.

Диктант (фрагмент текста), графически выделить причастия и причастные обороты.

-Оценим урок и свою деятельность на первой шкале «Активность»…на второй шкале «Работоспособность»… на третьей шкале «Атмосфера урока».

-Вернемся к нашей Коробке сюрпризов и трем вещам… Как они помогут вам написать вашу творческую работу?

-Много ли мы узнали в течение 40 мин. о И.А.Соколянском и его ученице О.И.Скороходовой?

-Может дальнейшее изучение их жизни и трудов стать интересной исследовательской работой? (приглашение к участию в исследовательском проекте)

-А теперь посмотрите на свои листки самоконтроля. По каким позициям у вас проставлены «минусы»? Дома именно эти вопросы еще раз проработайте.

Познавательные УУД:

  1. перерабатывать и преобразовывать информацию, данную на уроке.
  2.  развивать механизмы читательской деятельности как основы успешного решения всех языковых задач.
  3. владеть приёмами анализа и систематизации материала по теме «Причастие»

Коммуникативные УУД

3. Задавать вопросы, работать в группе.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6. Строить связное монологическое высказывание.

5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Регулятивные УУД:

1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

2. самостоятельно делать выводы;

3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3.Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Приложение 1

И.А. Соколянский

 Профессор Иван Афанасьевич Соколянский   - наш земляк, замечательный человек, выдающийся ученый с мировым именем.   О человеке говорят дела его. Что мы знаем о жизни  Соколянского и вкладе его  в развитие человека?

И.А. Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Еще в раннем детстве он познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Глухая девочка-подросток была его нянькой, благодаря ей он научился общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами, с ними он разговаривал совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов. 

 В станице Динской уже в то время была хорошая школа, в ней работали образованные учителя. Ученики этой школы активно участвовали в общественной жизни. Так, имя девятилетнего И. Соколянского упоминалось в местной газете в числе трех других детей, привезших собранные в станице хлеб и деньги в помощь голодающим Поволжья в 1898 г. 

И.А. Соколянский, закончив школу, продолжал обучение в Кубанской учительской семинарии. Известно, что еще юношей он активно участвовал в революционных событиях 1905 года на Кубани. В 16 лет он был арестован и выслан в Вологодскую область. Через полгода был освобожден из ссылки и уехал в Петербург с намерением учиться дальше. 

И.А. Соколянский стал слушать лекции П.Ф. Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке» и которого И.А. Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях И.А. Соколянский впервые узнал о существовании специальных школ для глухонемых в Америке. Это настолько заинтересовало Соколянского-юношу, что он без колебаний решил посвятить себя этому делу.

Он понимал, что для этого ему нужно серьезно учиться дальше. Он учился с 1908 по 1913 год в Психоневрологическом институте  на педагогическом отделении. Там преподавали выдающиеся ученые: В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, К.Н. Кржышковский и др. Но и это не все! Учась в Психоневрологическом институте, И.А. Соколянский отдельно занимался по курсу экспериментальной психологии у профессора Н.Ф. Лазурского, посещал частный семинар профессора А.Н. Нечаева, а также специальные санкт-петербургские Мариинские курсы преподавателей Психоневрологического института для учителей школ глухонемых. И когда он все успевал? 

 Вместе с тем, столкнувшись с практикой обучения глухонемых, И.А. Соколянский испытал и большое разочарование. Он ясно видел, что практика обучения глухих языку находится на невысоком уровне, и Иван Афанасьевич вплотную заинтересовался лингвистикой, надеясь понять законы становления и развития языка, с тем, чтобы преобразовать сурдопедагогику. В Психоневрологическом институте преподавали колоссы языкознания того времени. И.А. Соколянский тогда очень сблизился с Львом Владимировичем Щербой. Особенно большое влияние на И.А. Соколняского оказало понимание Л.В. Щербой огромного значения мимикожестикуляторной речи для умственного развития глухих. 

Интересный факт! В 1914 году И.А. Соколянский был призван в армию и находился в рядах Кавказской действующей армии до 1917 года. Будучи в чине прапорщика, И.А. Соколянский участвовал в военной охране нескольких экспедиций в Турцию, Персию и Афганистан. Везде, где ему приходилось быть с конвоем, он находил среди местных глухих людей, которые служили ему самыми лучшими переводчиками для слышащих соратников. 

Вся дальнейшая жизнь Соколянского активна и посвящена людям. И не просто людям, а самым нуждающимся. Представьте,  страну  после революции 1917 года закрутило в страшном вихре: все меняется, голод, разруха, гражданская война, море крови. И в это время человек ищет и протягивает руку помощи слепым, глухим, немым. В те годы он подружился с  А.С. Макаренко. Они вместе боролись с беспризорничеством. С этого времени берет начало и многолетняя дружба И.А. Соколянского со знаменитым в будущем кинорежиссером А.П. Довженко и многими другими известными людьми того времени.

Иван Афанасьевич не только учится сам, но и открывает школы для таких детей, обучает сотрудников, ведет серьезную научную работу. Именно им создана знаменитая  читальная машинка. Украинский институт экспериментальной медицины получил авторское свидетельство на изобретение № 51271 от 26 марта 1936 года «Машина для чтения слепыми и слепоглухими текста». С помощью машины, основанной на применении фотоэлемента и перевода электрических колебаний в тактильные сигналы, незрячие получали возможность распознавать обычный шрифт. Для выработки навыка чтения требовалось примерно 900 часов занятий.

Иван Афанасьевич не только даровал надежду на другую жизнь многим людям.  Он изменил жизнь их. Яркий пример сказанному – Ольга Ивановна Скороходова слепоглухая девочка-сирота  из деревни смогла стать ученым, защитить диссертацию и работать в Институте дефектологии, принося тоже пользу нуждающимся людям.

О таких людях надо помнить. Они для нас пример.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...