Открытый урок по русскому языку "Согласные звонкие и глухие" ( 5 класс )
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5  классе

Тема: Согласные звонкие и глухие

Учитель: Пономарева Елена Николаевна

5 декабря

2014 г.

Тема: Согласные звонкие и глухие

Эпиграф: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

К. Г. Паустовский

Цели:

1) образовательная:

 - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.

2) развивающая:

 - развивать речевой слух школьников;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в коллективе.

3) воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;

- формировать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная  и групповая деятельность.

Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.

                                                       Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. И сегодня урок русского языка у вас проведу я. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чтобы настроиться на серьёзную работу, предлагаю произнести следующие строки. ( Они на слайде )

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний.

Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?

Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика ) ( Слайд )

- Какие бывают гласные?

- Они состоят только из? ( Голоса )

- Какие бывают согласные?

- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц  )

- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )

3. Проверка домашнего задания.  Игра « Весёлый аквариум»

  ( Интерактивная доска )

- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума.  1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только  непарные твёрдые согласные, 2 аквариум – только непарные мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самого смелого рыбака.

1 ведро: щука, сайда, лещ.   2 ведро: тунец, пикша, рыбец.

 Вывод: ( Слайд )

-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц]   )

- Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] ,  [ щ’ ] , [й ’]  )

3. Объяснение нового материала.

-  Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )

- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?

 ( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)

- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).

- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),

( с).

- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).

-  Какие из названных нами звуков состоят только из шума ?  А какие из голоса и шума?

- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.

- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».

( Пишу на доске ).

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )

4. Новая тема.

- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.

( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер ) ( Слайд )

В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).

В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).

А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё  в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.

 — А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?

( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.

5. Обобщение. ( Слайд )

В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).

Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?

( В образовании звонких согласных участвует голос,  глухие же образуются без голоса.).

- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.

- Посмотрите на слайд. ( Слайд ).

- На голубом фоне изображены непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).

- На жёлтом фоне изображены непарные звонкие ( сонорные ) согласные –

(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.

6. Работа с учебником.

- Сравним наше правило-дом с правилом в учебнике на стр. 130.

7.  Закрепление. Упр. 284.

- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.

 Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.

Дом – том          Почка – бочка       Шалость – жалость     Доска - тоска

Балка – палка   Горка – корка       Колос – голос             Точка - дочка

Тело – дело        Злой – слой           Жар – шар                   Слить - злить

Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.

                                           Физкультминутка ( Слайд )

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

Чтобы плечики размять,

Надо их покрепче взять.

Раз – два – три – четыре – пять

Всем нам весело играть!

А теперь пора садиться

И прилежно всем учиться!

8. Знакомство с фонетическими явлениями озвончение и оглушение.

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

(Слайд ) Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

 САДЫ                САД                        ПОСАДКА

  [сады]                [сат]                        [пасатка]

    Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

(Слайд )    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас , ит , ]                        [проз , ба]

Вывод: глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд )

- Чтобы не ошибиться  в правописании проверяемой согласной, какое правило  должны знать?

Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р : дуб- дубы, круг- круглый), дорожка – дороженька.

9. Закрепление знаний в формировании умения различать в речи явления оглушения и озвончения. Комментированное письмо.

- Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит.

Сделаем это задание так,  как  показано на слайде.

Сказка – [с] – сказать – оглушение                

Косьба – [з́]  – косить – озвончение          

Ошибка  – [ п]  – ошибочный -  оглушение

Мороз  – [ с]  - морозы – оглушение  

Снег – [к]  - снега – оглушение

Варежка – [ш] – варежечка – оглушение

 Сторожка  – [ ш ]  - сторожить - оглушение

Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения. (Проверка на слайде).

-  Составьте предложение о зиме, используя любое слово из данного диктанта. ( Проверяю несколько человек )

10.  Орфограмма «Непроизносимые согласные».

 - Предлагаю вспомнить ещё одно правило, связанное с согласными звуками.  Вашему вниманию предлагаю   загадки:

СЛАЙД

1.День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

/сердце/

СЛАЙД

2.Не огонь, а

больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит.

/солнце/

СЛАЙД

3.Сделал шаг - стал ростом выше.

Так "дорос" до самой крыши.

А потом назад пошел -

К росту прежнему пришел.

   /лестница/

- Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной.

- Что это за буквы? /Звуки этих букв при произношении не произносятся, т.е. выпадают.

- Подумайте, когда это происходит? ( При встрече, стечении 3 согласных звуков один может выпадать: рдц, лнц, стн )

-  какое правило мы должны вспомнить при написании непроизносимой согласной?  Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

11. Упражнение на нахождение слов с непроизносимым согласным.

- А теперь проверим себя, записав такие предложения. Подчеркните в словах непроизносимые согласные. Работу выполняем самостоятельно. Затем обменяемся тетрадями, проверим написанное друг у друга. Выставляем оценки.  Проверяем ( спрашиваю по 1 человеку от ряда ). Самопроверка на слайде.

1 ряд.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес
тный? (А.С.Пушкин)

2 ряд.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)

3 ряд.

И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)

12. Произносительные нормы устного литературного языка ( Слайд)

- Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.

- На слайде представлены слова: что, чтобы, конечно, скворечник, яичница, пустячный. Кто догадался, в чём особенность произношения этих слов?

- На месте буквенного сочетания чт  произносится звуковое [шт].

- В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания. ЧН – произносится как [ Ч̕ Н ] в большинстве слов русского языка. Но это сочетание может произноситься как   [ ШН  ] или[ Ш ̕ Н  ]. Некоторые слова с этими сочетаниями в современном русском литературном  языке имеют двоякое произношение, например. Було [  Ч̕ Н] ная и було  [ ШН  ]. А вот произношение прилагательного сердечный зависит от смысла. Если мы имеем в виду друга, то скажем СЕРДЕ [ ШН  ] НЫЙ, а если имеем в виду лекарство, то произнесём СЕРДЕ [  Ч̕ Н] ЫЕ капли. ( Слайд )

- Давайте проверим, правильно ли вы произносите такое буквенное сочетание. (   Интерактивная доска )

13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )

- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят

- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).

- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)

- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).

- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта  ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.

14. Пазл «Фонетическая головоломка» (   Интерактивная доска )

 - Вам нужно по данной транскрипции отгадать слово.

- Что такое транскрипция? ( Запись слова звуками )

Кто знает, кому поставлен этот памятник? Кириллу и Мефодию, двум учёным монахам, братьям, которые изобрели славянский алфавит. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Братья на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, послания и богослужебные тексты.

14. Подведение итогов.

- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?

- Чем отличаются звонкие от глухих?

- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.

-  Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?

- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)

- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)

- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )

15. Домашнее задание.

Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )

16. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Но необычным образом. Покажите мне своё настроение.

- У каждого из вас на столе лежит 2 облака. Одно – голубое ( мне всё очень понравилось, я всё понял ), другое – синее ( у меня возникли затруднения при изучении  этой темы. )

Выберите облачко, которое подходит к вашему настроению. И покажите мне его. ( Дети показывают, а в это время я прикрепляю к доске одно большое солнце и говорю )

- Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Вы порадовали меня устными и письменными ответами, дружной работой на уроке! И поэтому я хочу поделиться с вами своим настроением. А оно у меня – солнечное! Я дарю это солнышко - радости всем вам! И хочу чтобы на нашем небосклоне познания всегда была солнечная погода и только голубые облака. А тёмных синих тучек не было совсем!

17. Спасибо за урок! Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троекурово Лебедянского муниципального района Липецкой области Урок русского языка по теме: «Согласные звонкие и глухие» 5 класс Учитель русского языка и литературы: Пономарева Елена Николаевна

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Слайд 3

[ ч' ], [ щ' ], [ й' ] Ударные и безударные Фонетика голоса [ ж ], [ ц ], [ ш ] Какой раздел науки о языке изучает звуки речи Гласные звуки бывают и состоят только из Согласные бывают Твёрдые и мягкие Звонкие и глухие Не имеют парных звуков какие твёрдые согласные Не имеют парных звуков какие мягкие согласные

Слайд 4

Проверка домашнего задания Только твёрдые [ Ж ] , [ Ш ] , [ Ц ] Только мягкие [ Ч ̕ ] , [ Щ ̓ ] , [ Й ̕ ]

Слайд 5

К.Г. Паустовский «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

Слайд 6

Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»

Слайд 7

Цель урока: Знать: звонкие и глухие согласные, образование звонких и глухих согласных. 2 . Уметь: различать звонкие и глухие согласные, характеризовать согласные звуки.

Слайд 8

РОЗА ШКАФ КОМПЬЮТЕР

Слайд 9

Дом, где живут согласные шум + голос [ б ] [ б ’] [ в ] [ в ’] [ г ] [ г ’] [ д ] [ д ’] [ ж ] [ з ] [ з ’] [ п ] [ п ’] [ ф ] [ ф ’] [ к ] [ к ’] [ т ] [ т ’ ] [ ш ] [ с ] [c’] голос + шум только шум

Слайд 10

Не имеют парных звуков Непарные глухие согласные [ х ], [ х ’ ], [ ц ], [ ч ’ ], [ щ ’ ] Непарные звонкие (сонорные) согласные голос преобладает над шумом [ л ], [ л ’], [ м ], [ м ’ ], [ н ], [ н ’ ], [ р ],[ р ’], [ й ’]

Слайд 11

Работа с учебником

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах: Са д ы Са д Поса д ка [ са д ы ] [ са т ] [ паса т к а ] Оглушение Звонкие согласные заменяются парными им глухими согласными в позиции перед глухим согласным и на конце слова.

Слайд 14

Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква С в словах: Про с ить Про с ьба [ пра с ’ ит ’ ] [ про з ’ б а ] Озвончение Глухой согласный может заменяться парным звонким в позиции перед звонкими согласными

Слайд 15

Ска з ка – [с] – сказать – оглушение Ко … ьба – Оши … ка – Моро … – Сне … – Варе … ка – Сторо … ка – Комментированное письмо Ко с ьба – [ з́ ] – косить – озвончение Оши б ка – [п ] – ошибочка - оглушение Моро з – [ с ] - морозы – оглушение Сне г – [ к ] - снега - оглушение Варе ж ка – [ ш ] – варежечка - оглушение Сторо ж ка – [ ш ] - сторожить - оглушение

Слайд 16

Непроизносимые согласные СЕРДЦЕ СОЛНЦЕ ЛЕСТНИЦА РДЦ ЛНЦ СТН

Слайд 17

Самостоятельная работа Подчеркните в словах непроизносимые согласные. 1 ряд Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )

Слайд 18

Самостоятельная работа Обменяйтесь тетрадями , проверив написанное друг у друга. 1 ряд Мороз и сол н це; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелес т ный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поз д но вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвас т ливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )

Слайд 19

Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Чт о – [ шт ] Чт обы – [ шт ] Коне чн о – [ шн ] Скворе чн ик – [ шн ̓ ] Яи чн ица – [ шн ̓ ] Пустя чн ый – [ шн ]

Слайд 20

Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Варианты произношения слов Було [ Ч̕ Н ] ная и було [ ШН ] ная ЗАПОМНИ Серде [ ШН ] ый друг НО Серде [ Ч̕ Н ] ые капли

Слайд 21

Приём звукописи Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? К.Д. Бальмо́нт

Слайд 22

Приём звукописи Аллитера́ция стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи.

Слайд 23

Поиграем? Фонетический пазл

Слайд 24

Итог урока - О каких согласных мы говорили сегодня на уроке? - Чем отличаются звонкие от глухих? - Назовите парные по звонкости/глухости согласные. - Назовите непарные глухие? Непарные звонкие? - С какими фонетическими процессами мы познакомились? - Какие орфограммы повторили? Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется такой фонетический приём выразительности?

Слайд 25

Домашнее задание Стр. 130, выучить таблицу, упр.286 ( письменно )

Слайд 27

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"

Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....