Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (учебник В.Ф. Грекова), 55 часов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /Куцина Н.Г./ Протокол № ___ от «___»______2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Н.Г. Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
для учащихся 10 класса
основного общего образования
на 2016/17 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена Н.А. Николиной к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10- 11 классы Москва, «Просвещение», 2011
Составитель: Нарушевич О.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Устав МБОУ РСОШ №1
- Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по русскому языку ФБУПа М.: Просвещение, 2004;
- Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена Н.А. Николиной к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10- 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изучение русского языка на базовом уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, метапредметный , деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Метапредметная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Используемый учебно-методический комплекс:
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011 г
Обоснование выбора УМК:
Выбор учебника определялся содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой, исходя из принципа сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы.
Состав УМК:
1.Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена Н.А. Николиной к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10- 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011.
2. Русский язык 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений./В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.– М.: Просвещение, 2011 г.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в X классе – 55 часов.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-сочинения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:
Текущий:
- тесты типа ЕГЭ;
- комплексный анализ текста;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Итоговый:
- диктант с грамматическим заданием;
- составление плана, тезисов, аннотации
- сочинение
ПРИМЕЧАНИЕ: Авторская программа не отводит часы на контрольные работы. Исходя из необходимости контроля знаний, умений и навыков учащихся, на ШМО принято решение провести контрольные диктанты с грамматическим заданием во время вторых часов по темам: «Тропы как выразительные средства языка», «Правописание приставок», «Правописание сложных имён существительных». На последнем уроке «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений» проводится итоговое контрольное сочинение.
Материал уроков, предусмотренных программой, предполагается выдать за счёт уплотнения часов.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе | |
Развитие речи | Количество к/р | ||
Общие сведения о языке. | 5 | 3 | |
Лексика и фразеология. | 15 | 1 | 1 |
Орфоэпия. | 2 | ||
Морфемка, словообразование, орфография | 16 | 2 | |
Морфология и орфография. | 17 | 1 | 2 |
Итого: | 55 | 5 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (55 часов)
№ | Основное содержание по темам | Планируемые результаты | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Русский язык в современном мире | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями). Уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. | 01.09 – 06.09 | |
2. | Р.р. Стили речи | Знать особенности функциональных стилей. Уметь устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю. Уметь составлять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей. | 01.09 – 06.09 | |
3. | Р.р. Типы речи. Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей. | Знать основные типы речи. Уметь разграничивать функционально-смысловые типы речи. | 08.09 – 13.09 | |
4. | Понятие о норме литературного языка | Знать основные признаки норм и типы норм литературного языка. Уметь оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. | 08.09 – 13.09 | |
5. | Р.р. Типы норм. Этико-речевые нормы. Подготовка выступления в дискуссии о необходимости соблюдения норм в современном обществе. | 15.09 – 20.09 | ||
Лексика и фразеология (15 ч) | ||||
6. | Лексическое значение слова. Точность словоупотребления. | Знать о взаимосвязи лексического уровня с другими уровнями языка. Уметь разграничивать лексическое и грамматическое значения слова, однозначные и многозначные слова Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. Избегать речевых недочётов, связанных с неточностью словоупотребления. | 15.09 – 20.09 | |
* Многозначные слова и их употребление. | ||||
7-8 | Тропы как выразительные средства языка. Контрольный тест. | Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Знать основные отличия лексических средств выразительности от синтаксических. | 22.09 – 27.09 | |
* Омонимы и их употребление | ||||
9 | Употребление синонимов | Знать смысловые и стилистические различия синонимов, их изобразительные возможности. Уметь использовать синонимы в различных типах речи; активно употреблять синонимические средства языка в речи. | 29.09 – 04.10 | |
10 | Употребление антонимов | Знать смысловые и стилистические различия антонимов, их изобразительные возможности. Уметь использовать антонимы в различных типах речи; активно употреблять синонимические средства языка в речи. | 29.09 – 04.10 | |
11 | Употребление стилистически ограниченной лексики | Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Уметь разграничивать разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные слова, осознавать их стилистическую роль в художественном тексте. | 06.10 – 11.10 | |
12 | Заимствованные слова и их употребление | Знать причины заимствования иноязычных слов. Уметь избегать речевых ошибок, связанных с неверным употреблением заимствованных слов. | 06.10 – 11.10 | |
13 | Употребление устаревших слов | Знать причины исторических изменений в словарном составе языка. Уметь разграничивать историзмы и архаизмы, определять их роль в тексте | 13.10 – 18.10 | |
14 | Употребление неологизмов | Знать причины исторических изменений в словарном составе языка. Уметь осознавать язык как развивающееся явление. | 13.10 – 18.10 | |
15-16 | Употребление фразеологизмов | Знать историю происхождения фразеологизмов. Уметь уместно использовать фразеологизмы в речи. | 20.10 – 25.10 | |
17-18 | Фигуры речи как выразительные средства. Проверочный тест. | Знать типы фигур. Уметь пользоваться фигурами речи как выразительным средством языка. | 27.10 – 01.11 | |
19-20 | Р.р. Словари русского языка Подготовка реферата об одном из словарей/ написание сочинения о роли словарей в жизни общества. | Знать лингвистические словари разных типов; краткую характеристику основных лингвистических словарей. Уметь устанавливать необходимый источник информации и извлекать её из словаря; осознавать роль словарей в жизни общества. Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | 10.11 – 15.11 | |
Орфоэпия (2 ч) | ||||
21-22 | Орфоэпические нормы русского языка. | Знать основные орфоэпические нормы. Уметь оценивать свою речь с точки зрения языкового оформления; пользоваться орфоэпическим словарём. | 17.11 – 22.11 | |
Морфемика, словообразование. Орфография (16 ч) | ||||
23-24 | Принципы русской орфографии. | Знать основные принципы русской орфографии. Уметь объяснять, на каком принципе русской орфографии основано то или иное написание. | 24.11 – 29.11 | |
25 | Употребление прописных букв | Знать нормы написания слов с прописной буквы. Уметь владеть нормами написания слов с прописной буквы. | 01.12 – 06.12 | |
* Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных | ||||
* Употребление Ь для обозначения грамматических форм | ||||
26 | Состав слова. | Знать предмет изучения морфемики, определение морфемы, варианты морфем. Уметь анализировать морфемный состав слова; избегать речевых ошибок, связанных с тавтологией. | 01.12 – 06.12 | |
27 | Употребление однокоренных слов | Знать функцию слова в языке. Уметь производить морфемный разбор, понимать механизм образования однокоренных слов. | 08.12 – 13.12 | |
28-29 | Основные способы словообразования. | Знать основные способы словообразования, словообразовательную структуру слова. Уметь разграничивать аффиксальные и безаффиксные способы словообразования; составлять словообразовательные пары и цепочки; использовать словообразовательный словарь. | 08.12 – 13.12; 15.12 – 20.12 | |
30 | Правописание гласных в корне. | Знать условия написания гласных букв в корне с чередованием и без. Уметь применять знания по морфемике в практике правописания; освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | 15.12 – 20.12 | |
31 | Правописание гласных после шипящих и Ц. Контрольный диктант. | Знать алгоритм написания гласных после шипящих и Ц. Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму. | 22.12 – 27.12 | |
* Правописание согласных в корне слова | ||||
* Двойные согласные | ||||
* Международные словообразовательные элементы Сообщение об истории слов с международными элементами | ||||
32-35 | Правописание приставок. Контрольный диктант. | Знать алгоритм написания приставок в словах. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок; владеть орфографическими нормами. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | 22.12 – 27.12; 12.01 – 17.01; 12.01 – 17.01; 19.01 – 24.01 | |
* Употребление разделительных Ъ и Ь | ||||
36 | Буквы Ё и О после шипящих и Ц. | Знать алгоритм написания букв Ё и О после шипящих и Ц в словах. Уметь применять знания по морфемике, морфологии и фонетике в практике правописания Ё и О после шипящих и Ц. | 26.01 – 31.01 | |
37-38 | Общие правила правописания сложных слов | Знать алгоритм написания сложных слов. Уметь владеть нормами правописания сложных слов. | 02.02 – 07.02; 09.02 – 14.02 | |
* Правила переноса слов | ||||
Морфология и орфография (17 ч) | ||||
39 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | Знать лексико-грамматические разряды существительных. Уметь правильно употреблять существительные в речи. | 16.02 – 21.02 | |
40 | Род и число существительных. | Знать категорию рода и числа существительных. Уметь определять род и число существительных; правильно употреблять несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глагольные формы прошедшего времени с существительными, имеющими только форму множественного или единственного числа, с существительными общего рода и сложносокращёнными словами. | 23.02 – 28.02 | |
* Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа | ||||
41 | Образование форм множественного числа у существительных мужского рода. | Знать грамматические нормы образования форм множественного числа существительных мужского рода. Уметь владеть грамматическими нормами образования форм множественного числа в литературном языке. | 02.03 – 07.03 | |
* Правописание существительных в родительном падеже множественного числа | ||||
42 | Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже. | Знать орфографические и грамматические нормы правописания фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже. Уметь разграничивать написание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже. | 09.03 – 14.03 | |
43-44 | Правописание суффиксов существительных. | Знать алгоритм написания суффиксов существительных. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов существительных. | 16.03 – 21.03 30.03 – 04.04 | |
45-46 | Правописание сложных имён существительных. Контрольный диктант. | Знать основные орфограммы правописание сложных имён существительных. Уметь использовать полученные знания по словообразованию и применять в практике написания сложных слов. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | 06.04 – 11.04; 13.04 – 18.04 | |
47 | Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных. | Уметь безошибочно определять имя прилагательное в тексте, его разряды, правила написания. Уметь составлять краткий конспект учебного материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию. | 20.04 – 25.04 | |
* Правописание окончаний прилагательных | ||||
48-49 | Правописание суффиксов прилагательных | Знать алгоритм написания суффиксов прилагательных. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания производных имён прилагательных. | 27.04 – 02.05; 04.05 – 09.05 | |
50-51 | Правописание сложных имён прилагательных | Знать основные орфограммы правописание сложных имён прилагательных. Уметь использовать полученные знания по словообразованию и применять в практике написания сложных слов. | 11.05 – 16.05 18.05 – 23.05 | |
52 | Имя числительное. | Знать морфологические признаки числительных. Уметь анализировать и опознавать разряды числительных. | 25.05 – 30.05 | |
53 | Правописание и употребление числительных. | Знать орфографические и грамматические нормы правописания числительных. Уметь правильно употреблять числительные в устной речи и письменной практике. | ||
54 | Местоимение. Особенности употребления местоимений | Знать морфологические признаки местоимения. Уметь производить морфологический анализ местоимений; разграничивать разряды местоимений; правильно употреблять местоимения в речи, избегать стилистических и грамматических ошибок. | ||
55 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Р.р. Контрольное сочинение. | Знать алгоритм написания неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь владеть нормами правописания неопределённых и отрицательных местоимений; разграничивать на письме обороты не кто иной, как и никто иной. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | ||
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 10 класса
Учащиеся 10 класса
должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои
суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.
Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил % заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
- Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10 – 11 классы. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2011 г
Методические пособия для учителя:
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Дополнительная литература:
- Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
- Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
Библиотечка газеты « Первое сентября»
Для учащихся:
- Антонова С.В. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф»,2007г
- Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009
- Цыбулько И.П.. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2014г.
Интернет-ресурсы:
1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» -http://www.gramota.ru
2. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
3. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Материально-техническое обеспечение:
- 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
- Фраза. Лингвистический тренажёр.
- CD-ROM . «Орфографический практикум»
- CD-ROM . «Тесты по русскому языку»
- Медиапрезентации.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы)
Лист изменений
№ п/п | Тема урока | Дата по программе | Фактическая дата | Причина изменения даты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 10класс
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по р...

Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс
Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
