Варианты ОГЭ
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Меркурьева Светлана Викторовна

Материалы ОГЭ взяты из источников Интернет для проведения тренировочных занятий в подготовке к экзамену по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty_oge.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант №1

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:                                                        (3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!..(4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.                                                                                                                                     (7)– Ты кто такой?! – удивился я. (8)Он зашмыгал носом, а потом сказал                                                         9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.                                                                                      (14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался…                                                                                                                                        (18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.                                                                  (19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям.                                                      (21)– Пойдём погуляем? – предложил я.                                                                                                       (22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу.                                                                     (23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой.                            (24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я.                                                                         (25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала.                                        (27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него.                                                                               (31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня.                                                                                                  (32)– Давай поборемся?                                                                                                                        (33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол.                                                                                                                                                           (36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.                                                         (37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.                                                                                                                                 (40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.                                           (41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.                                                                                                                (43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу.                                                (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём.                                        (45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.                                                                                     (46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда!                                                                                                       47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали:                                                                                                                                                       (49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!                                                                                           (51)Я похлопал себя по карманам и сказал:                                                                                                 (52)– У меня нет денег…                                                                                                                                      (53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.                     (55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился.(59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок!(61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:                                                                                                                         (62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!                                        (64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон.                                                                                                                                                             (67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго.                                                                                                                                (69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать.(72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём.(73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:                                                                                                                                                                (74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?                                                                                                                                     (77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее, и воспитывать меня по два часа?                                                                                                                                          (78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:                                                                                                                                                           (79)– Не буду!                                                                                                                                       (80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа.                                                                                (О. Кургузов*)

*Олег Флавьевич Кургузов (1959–2004 гг.) – российский детский писатель, журналист, редактор, лауреат международной литературной премии имени Януша Корчака «за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор».

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»

1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.

2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере

3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать

4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – В твоём возрасте я был серьёзнее!..

2) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

3) Нас стали окружать со всех сторон.

4) Их тут же как ветром сдуло.

4. Из предложений 51-55 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие».

5. Из предложений 77-82 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.

6. Замените разговорное слово «болтался» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «сказал с завистью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.                                                                                                                                          8.Выпишите грамматическую основу предложения 66.                                                                          9. Среди предложений 46-49 найдите предложение с обособленным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

– А ты попрыгай! Может, (1) зазвенит,(2)– приказал,(3) ухмыляясь,(4) один парень. Тут мой папа нахмурился,(5) пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

И тут что-то тренькнуло, (1) грохнуло, (2) зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, (3) рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. Его коленки были исцарапаны, (4) воротник рубашки наполовину оторван, (5) а под левым глазом светился здоровенный синяк.  

13.Среди предложений 23, 44, 48, 69, 77 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

14 Среди предложений 4-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант № 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил её маме.

(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:

– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

(9)Лена Попова была его соседкой по парте.

– (10)Зачем? – хмуро спросил он.

– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.

– (16)Это тебе.

– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!

(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорóво, юный жених!

(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:

– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!

(35)Витя вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол.                                             – (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!                                                                                                      (37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.

(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...(По В. Железникову)*

* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Витя растоптал цветы?»

           1)         Вите не понравились цветы, которые папа подарил маме на Восьмое марта.

           2)         Свою обиду, вызванную насмешками одноклассников, Витя выместил на цветах.

           3)         Его соседка по парте Лена Попова отказалась от подарка.

           4)         Никто из одноклассников не подарил девочкам цветы, и Вите было неприятно выделяться своим подарком.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

           1)         Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

           2)         А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

           3)         Здорóво, юный жених!

           4)         Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

4. Из предложений 28–30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

5. Из предложений 5–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «в хрустальной вазе» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связьюуправление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 24–29 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Подбежав к ней,(1) протянул мимозу.

– Это тебе.

– Мне? Ой,(2) как красиво! Большое спасибо,(3) Витя!

Она,(4) казалось,(5) готова была благодарить его ещё час,(6) но он повернулся и убежал.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.

И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.

13. Среди предложений 21–29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 32–39 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

           15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант № 3

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей. (3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему. (5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

– (7)Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать?

--(9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, – сказал он и засмеялся.

– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:                                                  – (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.                                                                                                      (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

– (26)Как по двести?.. – спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. – (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

– (34)Решено! (35)Договаривайся…                               (По П.С. Романову)*

* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884–1938) – русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?»

           1)         Поликарповна потеряла веру в людей.

           2)         Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы.

           3)         Трифон Петрович стал ей близким человеком, и она стеснялась брать с него деньги.

           4)         Трифон Петрович уехал в город.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

           1)         Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

           2)         Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.

           3)         – Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

           4)         Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

4. Из предложений 29–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

5. Из предложений 32–35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

6.Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бревенчатый домик» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.                                                                                                                                                                     8. Выпишите грамматические основы предложения 11.

9. Среди предложений 19–25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

– А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё только на деньги считать?

Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) – сказал он и засмеялся.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей. Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.

13. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

.

           15.3        Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант № 4

Прочтите текст и выполните задания 2-14

 (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

(6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.  (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые... (17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали. (23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов. (27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами... (29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет. (35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет. (38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю. (По Г.Я. Бакланову)*

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923–2009) – писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора – повесть «Навеки – девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней – вчерашних школьников, попавших на фронт.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик проснулся?»

           1)         Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.

           2)         Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём.

           3)         Он не мог спать в непривычной для него тишине.

           4)         Он размышлял о предстоящих сражениях.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

           1)         Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

           2)         Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

           3)         Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

           4)         И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

4. Из предложений 29–34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

5. Из предложений 3–8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

6. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «человеческая жизнь» (предложение 37), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,(1) я,(2) кажется,(3) не усну. Осторожно,(4) чтоб не разбудить ребят,(5) выхожу во двор,(6) аккуратно притворив дверь.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях,(1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.

13. Среди предложений 12–16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 14. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

           3)         Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»...

Самостоятельная работа на повторение I части варианта ОГЭ (в двух вариантах)-I вариант

Самостоятельная работа направлена на повторение первой части экзаменационного варианта ОГЭ. Позволяет организовать проверку подготовленности детей к экзамену....