Правописание приставок на з-с
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Старикова Тамара Леонидовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_na_z-s.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Правописание приставок на з-с

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

- личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение сотрудничать

- метапредметные: умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, составлять схему

- предметные: знание правила правописания букв з-с на конце приставок, умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой, графически обозначать морфемы понимание взаимосвязи  основных разделов русского языка (словообразования  и орфографии)

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв, обеспечить языковое развития учащихся через анализ художественного текста

Технология: проблемного обучения

Методы обучения: эвристическая беседа, упражнения, наблюдения, работа с учебником.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

Формы организации

работы

  1. Самоопределение к          деятельности.

Организационный

момент

Включение в деловой ритм

 

  

Подготовка класса к работе.     Оформление записей  в тетрадях, тема урока записывается не полностью (Правописание приставок)

          

Личностные: самоопределение

Познавательные: понимание  познавательной задачи

регулятивные: определение последовательности действий

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Фронтальная

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний по изученному материалу, организуя работу с текстом  в парах. Текст для работы:

Горы р_ждаются, развиваются, распадаются и исчезают. В разрушении гор участвуют  разные внешние силы. Днем солнечные лучи пр_гревают скалу, и камни словно раздвигаются, ночью они вновь (с,з)жимаются. Камень не выдерживает и растрескивается.  Теперь свою разрушительную работу начинает вода. При зам_рзании она расширяется в трещинах, и они р_стут. В них проникают корни р_стений  и раз_едают поверхность скалы. После разрушения гор п_являются участки плоского рельефа

        

Выполняют задание по тексту, работая в парах:

  1. 1.Устно определяют тему и основную мысль текста, озаглавливают его. (Как разрушаются горы?).
  2. Делят текст на  абзацы, обосновывают свою точку зрения.
  3. 2. Выписывают слова с пропущенными буквами, объясняют орфограммы

Личностные: мотивация к учебной деятельности

Познавательные: осуществление анализа, сравнения, классификации при решении познавательных задач, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: определение последовательности действий

Коммуникативные: умение работать в парах, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить общее решение

Групповая, индивидуальная

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся могут обнаружить дефицит своих знаний: выписать выделенные слова в два столбика, выделить приставки, определить, одинаковые ли они?

Слово учителя. Мы знаем, что приставки пишутся одинаково, независимо от их произношения, и об этом сегодня уже говорили. Но в записанных словах  приставки изменяются, значит, не подчиняются правилу, которое мы знаем. О них стоит поговорить отдельно. Вернитесь, пожалуйста, к теме урока, как ее можно уточнить? (ученики дописывают тему полностью).

Сформулируйте вопрос, на который нам надо найти ответ на уроке

  1. Выписывают  выделенные слова в столбик по два слова, выделяют в них приставки, делают вывод о том, что они не одинаковые.

Развиваются          

раздвигаются        разрушительную распадаются растрескивается

расширяется.

Уточняют тему урока.

Определяют цель урока в виде вопроса: В каких случаях пишется буква З на конце приставки, а в каких – С?

            

Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание приобрести новые знания, умение совершенствовать имеющиеся

Познавательные: понимание познавательной задачи

Регулятивные: планирование последовательность действий

Коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели

Индивидуальная

Фронтальная

4. Построение проекта выхода из затруднения 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

  1. Определяют средства достижения цели
  2. 1. Работа в парах: наблюдение и анализ употребления приставок в выписанных из текста словах.
  3. 2. Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 44.

 Задание: какую информацию необходимо дополнить в правило?

  1. 3. Работа в парах: составление схемы – подсказки для прочного запоминания правила правописания з-с на конце приставок.
  2. 4. Представление вариантов, которые получились при работе в парах

Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание приобрести новые знания, умение совершенствовать имеющиеся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование,  доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: прогнозирование результата

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,  умение работать в парах, отстаивать свою точку зрения, находить общее решение

Групповая

Фронтальная

5. Первичное закрепление

 

Организует работу учащихся и контролирует правильность ее выполнения

Записывают слова, объясняют правописание приставок, пользуясь составленными схемами-подсказками

Безбрежный, беспомощный, раздумывать, возвышаться, испортить, восходить, избегать, раскрывать, ниспадать, низвергаться

Личностные: умение совершенствовать имеющиеся знания

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения задач

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: владение диалогической и монологической формами речи при общении

Фронтальная Индивидуальная

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа.

Вставляют буквы в слова, по очереди объясняя друг другу свой выбор.

бе…болезненный

в…дыхать

бе…жалостный

бе…цельный

ра…писание

ра…дарить

ра…жимать

в…крикнуть

бе…граничный

во…вышенность

ра…валиться

во…награждение

Осуществляют самопроверку: если при соединении по порядку всех букв З получится цифра  5, то задание выполнено верно

Личностные: умение совершенствовать имеющиеся знания

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения задач

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: владение диалогической и монологической формами речи при общении

Групповая

Индивидуальная

  1. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию, вспоминает вопрос (цель), который был сформулирован  по теме урока, корректирует ответы учащихся

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, отвечая на вопросы: чему на уроке научились, над какими вопросами еще надо поработать?

Личностные: мотивация к учебной деятельности, самоопределение

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Фронтальная

Использованная литература

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Ч.2 / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М., 2014.
  2. Бабкина, М.В. Тематическое и поурочное планирование  к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.:ООО  «Русское слово-учебник», 2013.
  3. Богданова, Г. А.  Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Бройде,  М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...