УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПО
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык адресован обучающимся очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ  ЯЗЫК

Учебно-методический комплекс по базовой дисциплине общеобразовательного цикла «Русский язык» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в «Рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального  и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными планами для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180) (далее – Рекомендации Минобрнауки России, 2007)

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык адресован обучающимся очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля.

ВВЕДЕНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык создан Вам в помощь для работы на занятиях,  при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

После изучения теоретического блока приведен  перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая  выполнение упражнений, составление глоссария, написание рефератов и подготовка сообщений, презентаций.

По  итогам изучения дисциплины проводится экзамен  за 2 курс.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  •  создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения     в практической деятельности и повседневной жизни;

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

 

  •  связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

           

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

практические занятия

12

Точки рубежного контроля

Каждый семестр заканчивается контрольной работой

Итоговая аттестация

Письменный экзамен

Желаю Вам удачи!

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Краткое содержание теоретического материала.

Введение.   Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Раздел 1. Язык и речь.

Тема 1.1. Функциональные стили речи

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Тема 2.1. Лексика и фразеология

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.1. Морфемика, словообразование, орфография.

Раздел 5. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

Тема 5.1.Имя существительное

Тема 5.2. Имя прилагательное

Тема 5.3. Имя числительное

Тема 5.4. Местоимение

Тема 5.5. Глагол

Тема 5.6. Причастие

Тема 5.7. Деепричастие

Тема 5.8. Наречие

Тема 5.9. Слова категории состояния

Раздел 6. Морфология и орфография. Служебные части речи.

Тема 6.1. Предлог

Тема 6.2. Союз

Тема 6.3. Частица

Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.1. Словосочетание

Тема 7.2. Простое предложение

Тема 7.3. Способы передачи чужой речи

Тема 7.4. Сложносочиненные предложения

Тема 7.5. Сложноподчиненные предложения

Тема 7.6. Бессоюзные предложения

Тема 7.7. Сложные предложения с разными видами связи

     3.2. Лабораторные работы (не предусмотрено)

  1. Практические занятия (темы, содержание).

№  практического

занятия

Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Тема 1.1.  Функциональные стили речи.

Лингвистический анализ текста

Контрольная работа

1

Оценка выполнения лингвистического анализа текста

Контрольная работа

2-3

Тема 2.1. Лексика и фразеология.

Лексический анализ текста.

Диктант.

1

1

Оценка выполнения анализа текста

Оценка контрольного диктанта

4

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

 Практическая работа (фонетический разбор)

       1

Оценка выполнения фонетического разбора

5

Тема  4.1.  Морфемика, словообразование, орфография.

Практическое занятие (морфемный анализ слов)

Контрольный диктант.

1

Оценка выполнения морфемного анализа

Оценка контрольного диктанта

6-7

Тема  5.1. Имя существительное.

Определение рода, числа, падежа, склонения существительного.

Контрольное изложение.

1

1

Тестирование

Оценка выполненных работ.

8

Тема  5.2. Имя прилагательное.

Правописание прилагательных, морфологический разбор.

Творческая работа

1

Оценка выполнения морфологического разбора

Оценивание творческих работ

9

Тема 5.3. Имя числительное.

Морфологический разбор.

Контрольный диктант

1

Оценка выполнения морфологического разбора

Оценка контрольного диктанта

10

Тема  5.4. Местоимение.

Морфологический разбор.

Контрольный диктант

1

Оценка выполнения морфологического разбора

Оценка контрольного диктанта

11

Тема 5.5.Глагол.

Грамматический разбор.

Творческая работа

1

1

Оценка выполнения грамматического разбора.

Оценка творческих работ

12

Тема 7.5. Сложноподчиненные предложения.

Построение схем предложений. Контрольная работа

1

Оценка контрольных работ (схем предложений).

  1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

Виды самостоятельной работы:

- выполнение упражнений;

- самостоятельная работа (аналитическая) с текстом;

- творческие задания по составлению текстов-миниатюр по заданному началу;

- работа с деформированным текстом;

- подготовка сообщений;

- подготовка презентаций;

- составление глоссария;

- составление плана - ответа;

- написание мини - сочинений, эссэ;

- нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка;

-выполнение грамматических разборов;

-построение схем предложений.

     Формы контроля самостоятельной работы:

     -  проверка письменных работ;

               - устный опрос;

               - самопроверка;

               - взаимопроверка;

               -оценивание подготовленных рефератов, сообщений,                          презентаций.

Методические рекомендации  

к организации самостоятельной работы 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С введением стандартов третьего поколения (ФГОС) самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение. Задача преподавателя – побуждать студентов  работать самостоятельно, стремиться к самообразованию. В процессе выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны учиться мыслить, анализировать задания, выявлять проблемы и успешно их разрешать, постепенно превращая тем самым самостоятельную работу в творческую.

При выполнении самостоятельной работы предполагается ряд действий обучающегося: осознание цели данного вида деятельности; принятии поставленной перед ними учебной задачи; придание ей личностного осмысления; подчинение решению этой задачи других интересов обучающегося; самоорганизация в распределении учебных действий во времени; самоконтроль в их выполнении.

        В процессе самостоятельной работы обучающиеся должны  осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах  литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Орфография и пунктуация

Обучающийся тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает  орфографическую зоркость.

Например:

С Бож_ей Матери он перевел глаза на хозяйку. Она сидела в своем углу и держа на правом бедре младенца к_рмила его грудью. Г_лова ее с ровным пробором ч_рных волос сплете(н,нн)ых в две косы пр_крытых цв_тастым платком была высоко поднята. Со строгим и непроницаемым выр_жением она см_трела на тихо бормоч_щий в чувале огонь. С_дела она неподвижно словно была высече(нн,н)а из камня.

В то же время студенты повторяют и закрепляют основные правила пунктуации. В числе самых часто встречающихся пунктуационных ошибок отмечены следующие: обособление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного, обращений, вводных слов и т.д.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков  осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.

РАЗДЕЛЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Введение

На первых занятиях происходит ознакомление с дисциплиной и основными ее понятиями: «язык», «речь», «культура речи».

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме.

Раздел 2. Лексика и фразеология

Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Поэтому при работе с текстом основное внимание уделяется слову и его лексическому значению, на однозначность и многозначность слова. К примеру, определить лексическое значение слов: ежеутренне, остяки, капель, (в) окладе, чувал, очаг. При работе с текстом студенты  подбирают синонимы к словам: пробуждаясь, перебирала, смутные (времена), неведомый, потаенных (мыслей).

К выразительным средствам языка (о которых подробно речь шла выше) относятся фразеологизмы, встречающиеся в тексте довольно часто.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например, бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко».

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы. Например, синонимы – на краю света, куда ворон костей не заносил, антонимы – возносить до небес – втаптывать в грязь.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки. Например, золотые руки, бить баклуши, медвежья услуга, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

Пристальное внимание уделено лексическим ошибкам. Заметно снижает эффективность речи многословие, то есть речевая избыточность, чаще всего проявляющаяся в форме плеоназма и тавтологии.

Плеоназмы (от греческого pleonasmos – излишество). Она заключается в том, что в словосочетании оказываются избыточные, ненужные по смыслу слова. Например, в декабре месяце (декабрь не может быть ничем, кроме месяца), 375 тыс. рублей денег (в рублях исчисляются только деньги), главная суть («суть» - это и есть главная).

Тавтология (от греческого Tauto – тот же, logos слово) – повтор однокоренных слов в пределах одного словосочетания. Эта стилистическая ошибка делает текст неблагозвучным и затрудняет его понимание. Например, «польза от использования чего-либо», «следует учитывать следующие факторы», «адресовать в адрес».         

При работе с текстом часто встречается намеренное использование плеоназма и тавтологии. Например, «…в русской литературе горцы видели не только русского человека, русский характер, но и самих себя свою судьбу свои мысли и чаяния. … Некоторые писатели не разобрались еще в том что такое национальное, а что такое, я бы не сказал националистическое, а что-то сугубо мещанское местное аульское ограниченное…»

Намеренное использование плеоназма и тавтологии служит средством лексической выразительности в художественной литературе и публицистике: «Горьким смехом моим посмеюся» (Н. Гоголь); «Как ум умен, как дело дельно, // Как страшен страх, как тьма темна! // Как жизнь жива! Как смерть смертельна! // Как юность юная юна!» (З. Эзрохи), «Закон есть закон» (из газеты); Вот вы смеетесь и зубки скалите, – сказал Вася, – а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю (М. Зощенко, «Любовь»).

Тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: воедино соединить, станцевать танец, по-спортивному относиться к спорту, подтвердить утверждение. Обычно о непреднамеренной тавтологии говорят так: масло масляное.

 Разновидность лексической ошибки, связанной с нарушением норм лексической сочетаемости, когда в словосочетании или предложении употребляются излишние со смысловой точки зрения слова (плеоназмы). Например, в предложении Они обеспечили ритмичную и бесперебойную работу предприятия определения выражают схожие значения; здесь достаточным является одно из них.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза.

Звук -  наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Слог -  часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение  наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым.

Фонетическое слово -  часть речевого такта (если фраза делится на такты)  или фразы, объединенная одним ударением.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное   особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а  фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике  обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности  (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее  смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания.  С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Существует фонетическое средство выразительности – звукопись.

Звукопись - совокупность  приемов,  способствующих усилению звуковой выразительности текста.

Аллитерация - повторение однородных согласных звуков:

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов я
ростный – мой крик! (Б.Л. Пастернак)

Ассонанс - повторение одинаковых гласных звуков (часто в сочетании с аллитерацией):

Молодость со мной и не простилась,

Даже и руки не подала.

До чего горда, скажи на милость,-

 Просто повернулась и ушла (М. Джалиль).

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение

Словесное ударение
(или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Орфоэпические нормы регулируют произношение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Важно соблюдать единообразие в произношения. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

К числу заданий относятся: «Выполнить транскрипцию  слов, разделить их на слоги:  чтоб, живешь, бесстрастно, мог, ближнего».

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

I. К морфологическим способам словообразования относятся:

- приставочный способ

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда — навсегда, сквозь позавчера, насквозь, вчера — позавчера.

- суффиксальный способ

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать — отливка, ткач — ткацкий.

- приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

- бессуффиксный

Этот способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.

- сложение

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

II. К неморфологическим способам словообразования относятся:

-  образование нового слова в результате появления у него другого значения; например, наряду со словом край (край стола, край поля) есть слово край со значением «отчизна» (родимый край); слово бригадир «военный чин» получило значение «руководитель коллектива людей на производстве, в колхозе «;

-  образование нового слова путем слияния целого словосочетания: тот час — тотчас, ума лишенный -  умалишенный, выше указанный - вышеуказанный;

-  возникновение нового слова путем перехода из одной части речи в другую, например прилагательного и причастия в существительное (вожатый, мостовая, пирожное; трудящиеся, заведующий, командующий).

В заданиях для самостоятельной работы студенты определяют способ словообразования: Ханты-Мансийск, Удары, Иртышской, кедрачей, открываются, (о) будущем, впервые или составляют словообразовательную цепочку.

Раздел 5. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

При изучении данного раздела внимание акцентируется на морфологические нормы. Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). 

Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или не соответствующей контексту форме. Например: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель, шпрота — шпрот, лангуста — лангуст, мангуста — мангуст.

Немало колебаний и затруднений в области морфологии вызывает образование и употребление различных грамматических категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов и глагольных форм.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

При работе с текстом в данном разделе выполняются такие задания: охарактеризовать каждое предложение с точки зрения структуры (простое, осложненное или неосложненное; сложное, сложносочиненное или сложноподчиненное; бессоюзное); подчеркнуть как члены предложения обособленные определения и обособленные обстоятельства; выписать по три примера словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.

Нормы русского правописания

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – морфологическим, традиционным, фонетическим.

Морфологический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

При постановке знаков препинания мы руководствуемся принципами пунктуации: смысловым (логическим), грамматическим (синтаксическим), интонационным. Знаки препинания выполняют 3 функции: завершения предложения, разделения его частей и выделения. Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение. Запятая и тире многофункциональны. Есть знаки одиночные и парные. В русском языке 10 знаков препинания (. ! ? , ; : - … ( )  «» ).

При работе с текстом имеют место быть такие задания: выписать по три примера на каждый принцип орфографии: морфологический, фонетический, традиционный; согласно какому принципу расставлены недостающие знаки препинания?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1.1. Язык и речь. Словари русского языка

 Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Р_дной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов ярос_ный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бе_силья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков стра(н,нн)ых
И в потаё(н,нн)ом смысле слов
Я обр_тал напев нежда(н,нн)ых,
Овл_девавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоён тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащ_й - отзвук твой!

Ты ждёш_, подобен в_ликану.
Я пред тобой скл_нен лицом.
И всё ж борот_ся (не)устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но всё(ж), как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по насл_дству,
Я, дер_кий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, поб_жден иль поб_дитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой сп_ситель,
Твой мир – (на)век моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Задания к тексту

1. Определить лексическое значение слова «язык».

2. Выписать слова с пропущенными орфограммами.

3. Выписать обращения.

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1.2. Понятие культуры речи

Самая большая це(н,нн)ость народа — это язык, — язык, на котором он пиш_т, говорит, дума_т. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся с_знательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоц_и, ощущения — только окрашивают то, что мы дума_м, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека — его умстве(н,нн)ое развитие, его моральный облик, его характер — прислушат_ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча_м манеру человека себя держать его походку его поведение и по ним судим о человеке иногда впрочем ошибочно, то язык человека  гораздо более точный показатель его человеческих качеств его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользу_тся тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из соверше(н,нн)ейших языков мира, язык, развивавшийся в течени_ более тысячелетия, давший в XIX веке луч_шую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — „...нельзя верить, чтобы такой язык (не)был дан великому народу!“»

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. О каком качестве речи говорит Д.С. Лихачев?

4. Определить лексическое значение слов «культура» и «речь».

5. Выписать слова с пропущенными орфограммами.

6. Выписать предложение, выделенное курсивом, и расставить знаки препинания.

7. Написать сочинение-рассуждение «Самая большая ценность моего народа»

РАЗДЕЛ  1. Язык и речь

Тема 1.1. Принципы русской орфографии

Тема 1.2. Принципы русской пунктуации

Тема 1.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности

        

Из «Страны вечности»

Слово шейха Cуфияна Cури о постижении вечности после отрешения

Шейх Сури был подвижникам веры главою
Был он таинствам господа сутью живою.

Раз он слово д_ржал на стезе наст_вленья
И вн_мавший у пира спр_сил раз_ясненья:

Кто взыскует у бога заветную суть
К цели помыслов высших каков его путь?

Тот ответил: Есть тысячи разных распутий
И на всех испытанья - начало всех сутей.

Семь морей между т_мою кр_мешной и светом
И просторы любого бе_крайни при этом.

А когда те моря ты мину_шь сп_лна
Стан_т рыба тебе в то мгновен_е видна.

Лишь вздохн_т она - сразу же в зеве той рыбы
Без остатка два мира погибнуть могли(бы).

Кто в морях отречен_я застигнут потопом
Нужно ль путь прол_гать к неизведа(н,нн)ым тропам?

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.

4. Выписать по три примера на каждый принцип орфографии: морфологический, фонетический, традиционный.

5. Согласно какому принципу расставлены недостающие знаки препинания?

6. Выписать синонимы, антонимы.

7. Определить смысл выражения семь морей.

8. Выписать афоризмы Навои.

РАЗДЕЛ  1. Язык и речь.

Тема 1.1. Текст и его структура. Типы речи

Семь красавиц  (фрагмент)

Тот, кто стражем сокрове(н,нн)ых перлов тайны был,
Ро(с,сс)ыпь новую сокровищ_  в жемчугах ра(з,с)крыл.
На весах небес две чаши есть. И на одной
Чаше — камни р_вновесья, жемчуг — на другой.
А двуцветный мир то жемчуг получает в дар
Из небесных чаш_, то — камня павшего удар.
Таково потомство шахов. Перлом забл_стать
Может шахский сын — и камнем тусклым может стать.
Не во всем отцу подобен сын и не всегда.
И жемчуж_ну р_ждает камень иногда.
Дан такой пример был в прошлом, в поученье нам, —
Ездигирд был грубым камнем, жемчугом — Бахрам.
Тот — к_рал, казнил, а этот од_рял добром, —
Был булыжник рядом с перлом, острый шип с плодом.
Тем, кто в кровь о тот булыжник ноги разб_вал,
Сын его для исц_ленья свой бальзам давал.

Задания к тексту

1. Доказать, что это текст.

2. Тема текста.

3. Основная мысль текста.

4. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.

5. Определить тип речи.

6. Вид связи между предложениями.

7. Определить лексическое значение выражения лирические газели.

8. Определить этимологию слова гуманист.

РАЗДЕЛ 1. Язык иречь

Тема 1.1. Функциональные стили речи

До нашего врем_ни дошло не более 2000 строк из произведений Рудаки. Сохр_нвшиеся стихи свидетельствуют о его высоком маст_рстве во всех поэтических жанрах той эпохи. Он писал торжестве(н,нн)ые оды, лирические газели, большие дидактические поэмы (сборник известных басен из цикла «Камила и Димна» и др.), сатирические стихи и траурные посв_щения. Рудаки не был пр_дворным одописцем обычного типа. Его оды начинаются с ярких описаний пр_роды  восп_вания радостей жизни и любви разума и знаний благородства и жизненных невзгод почитания человека и его труда.

У поэта почти отсутствуют религиозные мотивы. На многих стихах л_жит печать глубокого филосо_ского раздумья. Своим творчеством Рудаки зал_жил основы всей таджикско(персидской) поэзии выр_ботал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкриста(л,лл)изовались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи поэта стали образцом для последующих поколений таджик(?)их поэтов. Рудаки — призна(н,нн)ый основоположник классической поэзии которая, распространившись в X—XV вв. среди таджиков и персов дала миру таких корифеев, как Фирдоуси, Хайям, Саади и др. Классики этой поэзии любовно вспоминали Рудаки считая его своим учителем.

Задания к тексту

1. Списать, вставить пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.

2. Доказать, что это текст.

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Определить тип речи.

6. Определить стиль речи. Аргументировать ответ.

7. Что такое язык фарси, музыкант-рапсод, рубай?

8. Этимология слова ода.

РАЗДЕЛ 1. Язык и речь

Тема 1.3. Жанры деловой и учебно-научной речи

Коротко о себе (из автобиографии А.А. Ахматовой)

Я р_дилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер(механик) флота. Годовалым ребенком я была перевезе(нн,н)а на север — в Царское Село. Там я прожила до шес_надцати лет.

Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня в_дила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло (в)последстви_  в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впеч_тление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница зан_малась со старшими детьми, я тоже начала говорить (по)французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было оди(н,нн)адцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала (на)изусть моя мама.

Задания к тексту

1. Доказать, что это текст.

2. Тема текста.

3. Основная мысль текста.

4. Определить тип речи.

5. Определить жанр деловой  речи.

6. Вид связи между предложениями.

7. Написать свою автобиографию.

РАЗДЕЛ 2. Лексика и фразеология

Тема 2.1. Слово и его лексическое значение

Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы

 Из романа «Божья матерь в кровавых снегах»

…Пробуждаясь, каждый раз он поднимал глаза и крестился на икону, а потом долго и молча смотрел на нее. Ежеутренне он словно проходил по трем мирам: из мира сновидений перебирался в мир Божьей Матери, а оттуда — в мир людей. И в Божьем мире пребывал ровно столько, чтобы получить необходимые силы для продолжения жизни на земле в эти смутные времена. После он долгим взглядом обводил дом, как бы заново открывая мир людей, и снова закрывал глаза, молча слушал. Слушал неведомый и странный мир остяков. По голосам он теперь узнавал всех домочадцев. Хозяйка дома, хозяин дома, дети. На улице лают собаки. Олени хрустят снегом, стучат копытами, вороны радостно каркают. На улице весна, звенит капель, там солнце — солнце, похожее на Божью Матерь. На Божью Матерь в золотом окладе.

Больше всего его занимала икона. Как она попала сюда? Зачем язычникам православная икона? У них же свои боги, размышлял он.

С Бож_ей Матери он перевел глаза на хозяйку. Она сидела в своем углу и держа на правом бедре младенца к_рмила его грудью. Г_лова ее с ровным пробором ч_рных волос сплете(н,нн)ых в две косы пр_крытых цв_тастым платком была высоко поднята. Со строгим и непроницаемым выр_жением она см_трела на тихо бормоч_щий в чувале огонь. С_дела она неподвижно словно была высече(нн,н)а из камня. Потом когда младенец оставил грудь и ш_вельнулся она очнулась от своих потае(н,нн)ых мыслей чуть заметно улыбнулась огню за тепло и скл_нила голову над дитя повернув его лицом к очагу. С живою любовью и нежностью она глядела на него. В это мгновение она точь(в)точь напомнила Бож_ю Матерь с иконы в золотом окладе она была так(же) красива и добра. Но пром_лькнуло мгновение и она чмокнула дитя в щечку и осторожно встр_хнув поставила на ноги…

Задания к тексту

1.Определить лексическое значение слов: ежеутренне, остяки, капель, (в) окладе, чувал, очаг.

2. Подобрать синонимы к словам: пробуждаясь, перебирала, смутные (времена), неведомый, потаенных (мыслей).

3. Выписать примеры слов, употребленных в переносном значении.

4. Списать последний абзац, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

5. Объяснить значение выражения смутные времена.

РАЗДЕЛ 2. Лексика и фразеология

Тема 2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Книга

 Когда душа измучит_ся в борьбе, 
Когда я (не)навистен сам себе, 
Когда я места в мире не найду 
И, ут_мясь, проклят_е шлю судьбе; 
Когда за г_рем - горе у дверей 
И ясный день (не)настной тьмы темней; 
Когда в печал_ белый свет не мил, 
Когда не станет сил в душе моей, - 
Тогда я в книгу устр_мляю взгляд, 
Нетле(н,нн)ые страницы шелестят. 
Я исц_лен, я счас_лив, я живу. 
Я пью тебя, отрада из отрад. 
И слово, мной прочтенное, тогда 
Встает как путеводная звезда, 
Бе_страшно сердце, радос_на душа, 
И суета вседневная чужда. 
И, вновь рожденный чистою мечтой, 
«Спасибо» г_ворю я книге той. 
И, распрямленный верою в себя, 
Я вдаль гляжу с надеждою св_той. 

Задания к тексту

1. Определить лексическое значение выражений белый свет, путеводная звезда.

2. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.

3. Выписать из текста синонимы.

4. Подчеркнуть как члены предложения обособленные определения.

5. Определить этимологию слова спасибо.

6. Написать сочинение-рассуждение «Что для меня является путеводною звездой?»

РАЗДЕЛ 2. Лексика и фразеология

Тема 2.4. Лексические ошибки и их исправление

       

Истоки нашей жизни — крылья нашего полета

…Русский человек нам дорог не только потому, что он русский, но, прежде всего, потому что мы вид_м в нем н_сителя лучших передовых традиц_й своей эпохи. Русский язык стал для нас вторым родным языком. Русскую литературу мы восприн_маем как свою собственную. Она помогла нам писать лучше сильнее писать точнее конкретнее выр_зительнее изл_гать мысли и чувства. Мы стали мыслить шире стали чу_ствовать глубже. Она нас познакомила с замечательными образцами (не)известных нам жанров. Горская поэзия пр_обрела новые черты: ее музыкальность об_гатилась словесной живописью умением создавать выр_зительные, реалистические картины. В русской литературе горцы видели не только русского человека, русский характер, но и самих себя свою судьбу свои мысли и чаяния. В русской литературе наш народ нашел правду о себе. Некоторые писатели не разобрались еще в том что такое нац_ональное, а что такое, я бы не сказал нац_оналистическое, а что-то сугубо мещанское местное аульское ограниченное…

Задания к тексту

1. Определить лексическое значение слов:

плеоназм

тавтология

2. Выписать примеры тавтологии.

3. Будут ли данные примеры лексическими ошибками? С какой целью поэт строит так свою речь?

4. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.

5. Выписать из текста паронимы.

6. Определить лексическое значение слова мещанское.

РАЗДЕЛ 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1. Фонемы. Русское ударение

В моем сердце вся природа

В моем сердце вся природа 
Добрый нрав и ум народа
Что ветвят_ся как деревья
Полны света и доверья.
Как бере_ка золотая
Я свечусь на склоне лета —
Н_чего я не скрываю
Мне(б) успеть отдать все это
Все вернуть земле и детям
Перетеч_  в сердца и души
Нет на свете доли хуже
Чем отдать всё это смерти.

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Выполнить транскрипцию  слов, разделить их на слоги: сердце, березка, ничего, отдать, ветвятся, золотая.

4. Выполнить фонетический разбор слова деревья.

5. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

6. Написать сочинение-рассуждение «Моя родословная».

РАЗДЕЛ 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.2. Орфоэпические нормы

Тема 3.3. Варианты русского литературного произношения

Дума

Проход_т дни… проход_т ночи;        
Прошло и лето; шелест_т
Лист пожелт_вший; гаснут очи;
Заснули думы; сердце спит.
Заснуло всё… (Не)знаю я —
Живёшь ли ты, душа моя?
Бе_страстно я гляжу на свет,
И нету слёз, и смеха нет!

И доля где моя? Судьбою
Знать не дано мне н_какой…
Но если я благой не стою,
Зачем (не)выпало хоть злой?

Не дай о Боже! — как во сне
Блуждать… остынуть сердцем мне.
Гнилой колодой на пут_
Лежать меня не попусти.

Но жить мне дай, Творец небесный —
О дай мне сердцем, сердцем жить!
Что(б) я хвалил твой мир чудесный
Что(б) мог я ближнего любить!
Страшна (не)воля! Тяжко в ней.
На воле жить — и спать, — страшней.
Прожить ужас_но без следа,
И смерть и жизнь — одно тогда.

Задания к тексту

1. Выполнить транскрипцию  слов, разделить их на слоги:  чтоб, живешь, бесстрастно, мог, ближнего.

2. Выполнить фонетический разбор слова моя

3. Расставить ударение в словах.

4. Списать слова с пропущенными орфограммами.

5. Определить норму произношения слова что(б).

6. Написать сочинение-рассуждение «Что такое судьба?»

РАЗДЕЛ 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.4. Фонетические средства речевой выразительности

      Молодость

     Молодость со мной и не простилась,

     Даже и руки не подала.

     До чего горда, скажи на милость,-

     Просто повернулась и ушла.

     Только я, чудак, дивясь чему-то,

     Помахал рукою ей вослед,-

     То ль просил вернуться на минуту,

     То ль послал признательный привет.

     Брос_ла меня в пути  (не)глядя

     Уп_рхнула легк_м в_терком

     Проведя как на озерн_й глад_

     Б_р_зды м_рщин на лбу моем.

     И стоял я долго на поляне,

     Чувствуя стеснение в груди:

     Молодость, как этот лес в тумане,

     Далеко осталась позади…

Задания к тексту

1. Выполнить транскрипцию первой строфы.

2. Расставить ударение в словах: не подала, горда, борозды.

3. Списать 3 строфу, расставить знаки препинания.

4. Выписать слова, произношение и написание которых совпадает.

5. Написать сочинение-рассуждение «Легко ли быть молодым?»

РАЗДЕЛ 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема 4.1. Способы словообразования

Признание Ханты-Мансийску

Ханты-Мансийск любимый, здравствуй,
Свое признанье я принес:
С тобой обрел любовь и счастье,
С тобой познал удары гроз.

Сиянью радуги впервые
Здесь удивились сыновья.
И эти берега крутые
Воспел давно в поэме я.

С Иртышской кручи в день хрустальный
Мне открываются века:
И Меньшикова взгляд прощальный,
И в стрелах струги Ермака.

(Не)отдел_м от всей Росси_
Ее тревог ее забот.
Ты с каждым годом все кр_сивей
Тебя мой город слава ждет.

Ханты-Мансийск любимый здравствуй
Свяще(н,нн)ых кедрачей приют
Они в твоей душевн_й власти
Они о будущ_м поют.


Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3.Определить способ словообразования: Ханты-Мансийск, Удары, Иртышской, кедрачей, открываются, (о) будущем, впервые. 

4. Определить лексическое значение струги (Ермака).

5. Составить словообразовательную цепочку удивились.

6. Списать последние две строфы, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

7. Выписать глаголы, выполнить морфемный разбор.

РАЗДЕЛ 5. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

Тема 5.1. Части речи

Из повести «Белый пароход» ( Ч.Айтматов)

Белый п_роход удалялся. Уже не различить было в б_нокль его труб. Скоро он  скро_тся  из  виду.  Мальчику теперь  пора было  пр_думать  конец своего плаванья на  отцовском п_роходе.  Все  получилось  хорошо,  а  вот конец  не удавался. Он мог легко представить  себе,  как он  превращает_ся в рыбу,  как плывет  по  реке  к  озеру,  как  встречается  ему  белый  пароход,  как  он встречается с отцом. И  все,  что  рассказывает  он отцу. Но  дальше дело не клее_лось. Потому что вот, к примеру, уже виден берег. П_роход направляется к пристан_. Матросы готовятся сходить на берег. Они пойдут по домам. Отцу тоже надо  уходить  домой.  Жена и  двое ребятиш_к ждут его на пристани.  Как тут быть?  Идти с отцом? Возьмет ли  он его с  собой?  А если возьмет,  жена его спросит: "Кто это такой, откуда он, зачем он?" Нет, лучше не идти...

     А  белый пароход уходил  все дальше, превращаясь в едва  видимую точку. Солнце уже ложилось  на воду. В бинокль было  видно, как ослепительно  сияла огненно(лиловая) поверхность озера.

     П_роход  ушел,  исчез.  Вот и  кончилась  сказка о белом п_роходе. Надо домой.

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Определить части речи во 2 абзаце.

4. Выполнить морфологический разбор слов:(на) пристани, спросит. 

5. Образовать сравнительную и превосходную степень от прилагательного белый.

6. Можно ли образовать степени сравнения от прилагательного отцовский.

7. Образовать от глаголов удалялся, скроется, придумать, встречается, уходил деепричастия.

8. Списать слова с пропущенными орфограммами.

РАЗДЕЛ  7. Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.1. Основные синтаксические единицы

Тема 7.2. Простые и сложные предложения

Из рассказа «Бродяга. Сказка про дурака»

На Руси, по верному и в высшей степени трогательному замечанию А. И. Солженицына, «были мастеровые с ремешками в волосах, сеятели с бородой по пояс, крестьяне на тройках, лихие казаки, вольные бродяги…»

«Никого! Никого их нет!» – сокрушается Солженицын. И это правда: перевелись бородатые сеятели, исчезли тройки. И только насчёт бродяг, думается, неправ был известный писатель. Неистребима и неисчислима «Русь бродячая»! И не зарастают под ногами бродяг дорожки «от моря до моря, до Киева-города».

М_стеровые, крест_яне и прочие достойные люди об_тали без всякого сомнения и в других землях. У нас же они имели свой особенный колорит отличавший их от родстве(н,нн)ых иноземных сословий. (Не)отказывая американцам или французам в силе икроножных мышц или неприхотливости желудков дерзнём предпол_жить что бродяжничество на Руси явление не социального но психологического порядка. То, что называет_ся национальная черта. Чтобы объяснить это, не нужно быть докой психоанализа. Многое само обращает на себя внимание.
Что побуждает к бродяжничеству? Скука? Бунт? Безделье? Впрочем, едва ли одно исключает другое. Бездельник чаще других скуча_т. Скучающий бездельник (в)перёд других бунтует…

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Списать последний абзац. Охарактеризовать каждое предложение с точки зрения структуры (простое, осложненное или не осложненное; сложное, сложносочиненное или сложноподчиненное; бессоюзное).

4. Вставить пропущенные орфограммы в последнем абзаце и недостающие знаки препинания.

5. Подчеркнуть как члены предложения обособленные определения и обособленные обстоятельства.

6. Выписать по три примера словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.

7. Выполнить синтаксический разбор словосочетания Русь бродячая.

8. Дать характеристику предложениям: Скука? Бунт? Безделье?

РАЗДЕЛ 7. Синтаксис и пунктуация

Тема 7.3. Выразительные возможности русского синтаксиса

Тема 7.4. Синтаксическая синонимия

СЕВЕРНАЯ АЗИЯ

Где-то там, в заморской дали, шепчут_ся лукаво,
Называя Зауралье ведьмою к_стлявой.
Мол, туземец желтокожий в ледяной п_щере
Рысьим рыком алчно глож_т человечий череп.
И такою будет вечно нечисть узкоглазая,
Ж_лтая старуха ведьма – Северная Азия…
Вы, кто с тупостью бараньей верите (до)ныне,
Будто все мы, северяне, люди ледяные,
Приходите, спорьте с нами!
Спорить мы охотники,
Мудрость русских книг познали рыбаки-охотники.
Не сломили нас недуги, не страшны метели.
В наших душах чувства-вьюги песней зазвенели!
Мы для вас, как в снежной ска_ке снежные паяцы,
Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся.
Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце.
Так чего ж от нас вам нужно, злые иностранцы.
Мы рожденные природой, мы еще как дети,
Люб_м рыбу, лес и воды, горы на рассвете…
И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства.
И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно…

Задания к тексту

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Списать слова с пропущенными орфограммами.

4. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

5. Замените последнее предложение синонимической конструкцией.

6. Выписать пример тавтологии.

7. Прямой или обратный порядок слов характерен для текста?

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УД
  1. Текущий контроль

Перечень точек

рубежного контроля

Охват  тем

Форма контроля

Контрольная работа № 1

Тема 1.1.

Групповая

(проверка контрольной работы)

Контрольная работа № 2, 3

Тема 2.1.

Групповая

(проверка контрольного диктанта с заданием)

Контрольная работа № 4

Тема 3.1.

Групповая

(проверка контрольного диктанта с заданием)

Контрольная работа № 5

Тема 4.1.

Групповая

(проверка контрольного диктанта с заданием)

Контрольная работа № 6, 7

(изложение)

Тема 5.1.

Групповая

(проверка изложения)

Контрольная работа № 8

(морфологический разбор и диктант)

Тема 5.2.

Групповая

(проверка контрольных диктантов и морфологических разборов)

Контрольная работа № 9

(морфологический разбор и контрольный  диктант)

Тема 5.3.

Групповая

(проверка контрольных диктантов и морфологических разборов)

Контрольная работа № 10

(морфологический разбор и контрольный  диктант)

Тема 5.4.

Групповая

(проверка контрольных диктантов и морфологических разборов)

Контрольная работа

№ 11, 12

(морфологический разбор, творческая работа)

Тема 5.5..

Групповая

(оценка творческих работ и грамматического разбора)

Контрольная работа № 13

(построение схем предложений)

Тема 7.5.

Групповая

(оценка схем предложений)

  1. Итоговый контроль по УД

         

Письменный экзамен (изложение с творческим заданием)

Примерные тексты изложений:

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье  всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного  урода. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя: положениями? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости. (371 слово)

(Д. С.Лихачев)

  1. Какую проблему поднимает Д.С.Лихачев в своей статье? Выразите свое отношение к данной проблеме.
  2. Как бы вы ответили на вопрос автора: «В чем самая большая цель жизни?»

ТЕКСТ I

Каждый город имеет своих певцов и летописцев. И чем богаче и значительнее его прошлое, тем дороже каждое свидетельство из первых рук.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий жил в Москве Афанасии Афанасьевич Астапов, московский букинист, широко известный среди книголюбов. В своих воспоминаниях он рассказывает о старых московских книжниках.

— Мне был известен, между прочим, переплетчик, хороший мастер и любитель этого дела. Звали его Егором Герасимовым. Он был здорового сложения, фигура солидная, носил густые усы и, как выражались о нем, полковником выглядывал.

Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектом и дутой популярностью, но любил книгу, по его выражению, как «животрепещущий материал». Избави  Бог если книга была неровно сверстана или не совсем аккуратно обрезана. В подобных случаях он из себя выходил. Никогда не допускал он сдать книгу ее владельцу в испорченном виде.  Если же его мастер чем-нибудь попортит книгу, Герасимов срывал с нее переплет и на собственные средства приобретал новый экземпляр для возвращения заказчику в требуемом виде. Он не составил себе капитала, но имя его осталось надолго в памяти многих, как имя переплетчика-артиста.        

Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Надо заметить,что главнейшее внимание обращалось им не столько на штамповку или золото, сколько на самую работу. «Дайте мне мастера, - говорил он, - который сидел бы рядом со мною и работал со мною же. А то эти фирмы, - продолжал Герасимов, - хлопочут только о

медалях и вывесках, сами же далеко не мастера своего дела». Все выставленные им книги были проданы на месте, а он получил медаль, кажется, серебряную, за самую, по-видимому, простую, но чистую, замечательно аккуратную работу.         

             В Герасимове был виден мастер самолюбивый, настоящий знаток своего дела. Жил и работал он в крепостное время, был крепостным одного барина. Владелец Герасимова, в то время еще мальчика, отдал его в учение Известному тогда переплетчику Хитрову, хорошему мастеру, горячему любителю и строгому учителю переплетного искусства. К этому Хитрову

хаживал нередко известный генерал Ермолов, участник Отечественной войны 1812 года, тоже  большой любитель переплетных работ. Ермолов захотел выучиться переплетному мастерству, и Хитров охотно взялся обучать генерала.

Работая у Хитрова из любви к искусству, Ермолов, обходя мастерскую, внимательно  всматривался в работу каждого мастера. Чаще всего он останавливался у Егора Герасимова, гладил его по голове, говоря: «Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером».

Лет через десять барин приказал отдать Герасимова в солдаты за какую-то  провинность. Герасимов отправился к Ермолову, рассказал ему о своей беде. Ермолов подумал.

        Очень жалею, что хороший мастер идет в солдаты. Подожди.

Затем вынес ему какое-то письмо.

— Вот, отдай это письмо своему барину, а если ты все-таки попадешь на службу, то вот  тебе пять рублей на дорогу.

Что было написано в этом письме, осталось неизвестным, но только барин отменил    свое решение. Герасимов всегда с глубокой  благодарностью вспоминал Ермолова.

                                                    («Московская старина». По А. А. Астапову.)                   

                                                                                                               (448 слов.)

                 Задания.

  1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Ответьте на вопрос: «Что привлекает вас в личности Егора Герасимова/»

ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ.

Из первых русских сестер милосердия ни одна не стяжала себе такой славы в народе, как Даша Севастопольская.

Даша рано лишилась матери, а на 13-м году и отца - матроса, убитого при Синопском сражении. Сирота жила в ветхом, полуразвалившемся отцовском домишке в окрестностях Севастополя. Много горя видела девочка, скитаясь по домам таких же бедняков в поисках заработка и куска хлеба.

1 сентября 1854 г. около крымских берегов показался огромный неприятельский флот. Севастополь был плохо-защищен, и теперь ночью и днем закипела работа по укреплению города. Работали все, помогали и женщины, и дети. Работала и Даша. Она приходила к солдатам, стирала белье. И здесь увидела всю муку раненых защитников Севастополя, оставленных иногда без всякого ухода, и содрогнулось ее сострадательное сердце. Вспомнился отец - герой, умиравший среди чужих людей без слова ласки и участия, без всякой помощи... и Даша надумала посвятить себя служению больным воинам.

Но сделать это было очень нелегко. Никогда ничего подобного не было в нашей армии, и никто не разрешил бы девушке жить среди солдат и делать свое святое дело. Тогда Даша надумала переодеться матросом и поступить добровольцем в ряды воинов. Она купила старый матросский костюм, остригла длинные густые волосы, и вскоре юный матросик шел уже в рядах защитников отечества. В то тяжелое время такой воин никого не удивлял: на защиту родного города поднялись все.        

Матросик начал свое дело любви в сражении под Алмою. На небольшую лощинку недалеко от поля битвы начали приносить раненых. Гром выстрелов, разрывавшиеся бомбы, свиставшие в воздухе и взрывавшие землю ядра, смрад от пороха, пыли и гари, отчаянные крики и стоны раненых вначале смутили было девушку, но она скоро оправилась и принялась обмывать раны, перевязывать, утешать и помогать несчастным. Позабыв страх, не обращая теперь уже внимания на ужасы битвы, перебегал матросик от одного страдальца к другому и без устали, не разгибая спины, перевязывал раны.

После Алминского сражения Даша дни и ночи работала то на перевязочных пунктах, то в госпиталях. Горячее  желание  ее  помочь ближнему, облегчить его муки сделало то, что она, не получившая никакого образования, могла, по отзыву Пирогова, даже ассистировать врачам при операциях.

Когда доложено было Государю о ее героическом подвиге, он пожаловал ей серебряную медаль. Теперь Даша могла уже снять свой матросский костюм и свободно работать у постелей больных в обыкновенном женском платье. (370 слов)

                                                                                                      (По С.Махаеву)

  1. Какие черты характера героини особенно дороги С.Махаеву?
  2. Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?

ПОЧЕМУ СВЕТЯТСЯ СВЕТЛЯКИ?

Если вам случится бродить теплой летней ночью по уснувшему лесу или по саду, вы обязательно должны заметить в траве загадочные мерцающие огоньки. Они  то зажигаются, то гаснут. Будто трудолюбивые лесные гномы вышли на свой ночной праздник с крохотными яркими фонариками в руках. Так удивительно красиво мерцание этих земляных звездочек, что забываешь обо всем! Хочется разгадать лесное таинство. Идешь тихонечко на огонек, ищешь в траве загадочный фонарик и... видишь маленького червяка! Оказывается, это самка жука-светляка. Она совсем без крыльев и на жука вовсе не похожа. Самцы-светляки - обычные жуки. На них никто не обращает внимания, потому что они почти не светятся. В тихие, теплые вечера они летают, легко отыскивая своих подруг по их ярким огонькам.

Очень  много светящихся насекомых в тропических лесах. У огненного щелкуна из тропической Америки (там его называют «кукухо») светящиеся органы расположены по бокам тела и на конце брюшка. Жук светится так ярко, что около него можно читать книгу ночью. А местные жители делают из этих жуков фонари: посадят несколько насекомых в стеклянную банку - вокруг становится светло, как днем. Индейцы во время ночных путешествий привязывают светляков к ногам, чтобы отпугивать ядовитых змей.

Жители тропиков очень любят и берегут светлячков. Там существует неписаный закон: после того как жук-светляк отслужил службу, его обязательно приносят на то же место, где взяли.

                            (Из журнала «Юный натуралист».)

ВЕСНУ ОТКРЫВАЮТ ПТИЦЫ

Весну открывают птицы. Но велика наша родина, и в разных ее краях открывают весну разные птицы: под Москвой, Ленинградом, на Украине первым прилетает  белоносый  грач, на севере — серая ворона, в Сибири — галка.

Появятся первые проталинки — тут как тут скворец и жаворонок. Растопит солнце лед на реках — на полыньях сидят уже утки, в небе звонко и торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки. Прилет идет в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетали от нас последними - осенью; последними прилетают те, что улетали первыми. Птички, которые собирают на земле зерна или клюют почки (зяблики, щеглы, коноплянки), прилетают раньше. Мухоловки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки. Всем в глаза бросились бы на голой земле, в голом лесу золотая иволга, желтая трясогузка, если бы они являлись, когда еще нет ни травы на земле, ни листьев на деревьях. Солнечные зайчики заиграют в траве и листве, яркий свет сделает их яркое оперение не таким заметным — они прилетят.

(По В. Бианки.)

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:  

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10-11 кл. М.: Просвещение, 2009.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
  6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

        

Словари:  

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  7. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  8. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  9. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  10. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  11. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  12. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
  13. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
  14. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  15. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. Виртуальная школа. http://vschool.km.ru/
  2. Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
  3. Дистанционная поддержка учителей-словесников 
    http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
  4. Дистанционные курсы русского языка http://urok.hut.ru
  5. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
  6. Интерактивные словари русского языка http://www.gramota.ru/
  7. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  9. Мир слова русского http://www.rusword.com.ua
  10. Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
  11. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
  12. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
  13. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
  14. Редактор.ru  http://www.redactor.ru/
  15. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
  16. Русскiй язык http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  17. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
  18. Русский язык http://www.cdo.tpu.edu.ru/rab_progr/russ_jaz.html
  19. Русский язык. Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru/
  20. Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
  21. Русское письмо http://character.webzone.ru
  22. Словарь-справочник русского языка  http://slovar.boom.ru/
  23. Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/        http://www.slovesnik.ru
  24. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
  25. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
  26. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
  27. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова  http://mega.km.ru/ojigov/

28.Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Химия"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» адресован студентам очной формы обучения и предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:- систематизации...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...