Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика" | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обобщение по теме «Лексика»» Цели урока:
- Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
- Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
- Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
- Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
- Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.
Этап урока | Содержание учебного материала |
Организационный момент | -- Здравствуйте, так мы приветствуем друг друга при встрече. Приветливая улыбка… Как она много значит! Улыбка - это то, что предназначено для других людей, чтобы им с вами было хорошо. С улыбкой мы встречаем сегодняшний наш урок. - Замечательно, откройте тетради, запишите число, классная работа. |
1.Самоопределение | Загадка. Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь, Да потом не изловишь.(Слово) – А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика) – Что такое лексическое значение слова? Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы прошли этот раздел – поэтому сегодня Урок – повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи К. Паустовский писал: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий». – Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство. И поэтому цель урока : Повторить теоретические сведения по теме «Лексика» тема урока «Повторение по теме «Лексика»». Поставьте на полях цифры от1 до 5. Здесь вы будете оценивать свою работу. |
2. мотивация | ●Западня квартира с окнами на запад. ●Ухажёр – человек, который много ест ухи. ●Маховик – регулировщик на перекрёстке. |
3.Актуализация знаний. | «Лови ошибку» Найдите среди данных слов лишнее. Объясните свой выбор. Красивый, великолепный ,знакомый; Черный, белый, оранжевый; Золотые руки, золотое кольцо, золотые хлеба; Осторожная рысь, бежит рысь, ловкая кошка; Кисть винограда, малярная кисть, верный друг. |
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний | Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь (в Именительном падеже). 1) Словарный состав языка называется … (лексика) 2) Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология). 3) Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). 4) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 6) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы). 7) Слова, противоположные по значению (антонимы). Самооценка. Учитель открывает заднюю часть доски с верными ответами – учащиеся осуществляют самопроверку. Напротив правильного ответа поставьте |
4. Воспроизведение знаний на новом уровне | Учитель: давайте проверим, как умение толковать ЛЗС поможет вам правильно писать слова. Прим..рять друзей – прим..рять платье, пол..скать ребенка – пол..скать бельё, сл..зать с горы – сл..зать пенку, сп..ши в школу, сп…ши задание Продолжи пословицу, подчеркни антонимы. Старый друг лучше………… Мир строит, а ………. За маленьким погнался - ……… Лучше горькая правда, чем…… Переносное значение. На каком лексическом явлении основаны эти шутки? а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы - А я тогда не пойду на улицу. - Почему? - А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится? - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится. г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. - Почему ты не повесил ее сушить? - Я не достал до солнышка, - ответил Петя. Игра «Перевёртыши»
Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
● Железный гвоздь (железные нервы) ● Глухая собака (глухая ночь) ● Спящая красавица (спящий город) ● Золотые часы (золотые колосья) ● Бархатная штора (бархатная кожа) ● Загорелась дача. (Загорелись щёки.) ● Гаснет свеча. (Гаснет день.)
Учитель: Ребята, мало знать слово, его лексическое значение. Необходимо грамотно, правильно произносить слова.
Как называется наука о литературном произношении и ударении? ( орфоэпия от греческого орфос - прямой, правильный; эпос – речь) Работа в парах по карточкам: (расставить правильно ударение)
БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, принУдить, включИт, щавЕль,. (проверка с объяснением лексического значения слов) Какой словарь может вам помочь? А какие еще вы знаете словари и умеете ими пользоваться? |
. Физминутка | Игра «Бумеранг»
Быстро назовите нужное слово и « возвратите» его учителю с мячом.
● Найдите синонимы: свежий хлеб (мягкий); простая задача (лёгкая); свежий воротничок (чистый);
● Найдите антонимы;); мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая); свежий воротничок (грязный);
|
5. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений |
Игра «Корректор» .Кто быстрее и точнее отредактирует заметку? ● Вторую четверть ученики нашего класса закончили хорошо . Дисциплина тоже была хорошая. Особенно хорошо ведут себя на уроке физкультуры.
1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных. . Найдите лишнее слово. ● Путь кораблю преградил ледяной айсберг. ● У ворот сидели старые старушки. ● Вася ушиб локоть руки.
|
6.Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция. | тест |
7. Рефлексия | Перед вами лежит круг, а рядом – сегменты с понятиями по теме «Лексика». Положите на круг те сегменты, в знании которых вы сегодня разобрались. |
8. Оценивание работы на уроке. Эмоционального фона | Самооценка по листочку. Оформление круга |
9. Домашнее задание |
Красивый, великолепный ,знакомый;
Черный, белый, оранжевый;
Золотые руки, золотое кольцо, золотые хлеба;
Осторожная рысь, бежит рысь, ловкая кошка;
Кисть винограда, малярная кисть, верный друг.
Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.
Старый друг лучше…………
Мир строит, а ……….
За маленьким погнался - ………
Лучше горькая правда, чем……
Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.
Старый друг лучше…………
Мир строит, а ……….
За маленьким погнался - ………
Лучше горькая правда, чем……
Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.
Старый друг лучше…………
Мир строит, а ……….
За маленьким погнался - ………
Лучше горькая правда, чем……
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
Игра «Перевёртыши»
Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
● Железный гвоздь
● Глухая собака
● Спящая красавица
● Золотые часы
● Бархатная штора
● Загорелась дача.
● Гаснет свеча.
Игра «Перевёртыши»
Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
● Железный гвоздь
● Глухая собака
● Спящая красавица
● Золотые часы
● Бархатная штора
● Загорелась дача.
● Гаснет свеча.
Игра «Перевёртыши»
Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
● Железный гвоздь
● Глухая собака
● Спящая красавица
● Золотые часы
● Бархатная штора
● Загорелась дача.
● Гаснет свеча.
Работа в парах по карточкам: (расставить правильно ударение)
Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка с объяснением лексического значения слов)
Работа в парах по карточкам: (расставить правильно ударение)
Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка с объяснением лексического значения слов)
Работа в парах по карточкам: (расставить правильно ударение)
Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка с объяснением лексического значения слов)
Работа в парах по карточкам: (расставить правильно ударение)
Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка с объяснением лексического значения слов)
Игра «Корректор»
отредактируйте заметку
Вторую четверть ученики нашего класса закончили хорошо . Дисциплина тоже была хорошая. Особенно хорошо ведут себя на уроке физкультуры.
Игра «Корректор»
отредактируйте заметку
1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
3.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных.
Игра «Корректор»
. Найдите лишнее слово.
● Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
● У ворот сидели старые старушки.
● Вася ушиб локоть руки.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"
Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....
Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».
В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...
Урок повторения в форме игры-сказки по теме «Слово и его лексическое значение»
Обобщение, систематизирование знаний и умений по теме «Слово и его лексическое значение»...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...
Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку
Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....