Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Словогородская Татьяна Анатольевна

Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение по теме «Лексика»» Цели  урока:

  • Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
  • Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.

Задачи:

  • Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
  • Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
  • Провести взаимосвязь изученного  материала с другими учебными предметами.

Этап урока

Содержание учебного материала

Организационный момент

-- Здравствуйте, так мы приветствуем друг друга при встрече. Приветливая улыбка… Как она много значит! Улыбка - это то, что предназначено для других людей, чтобы им с вами было хорошо. С улыбкой мы встречаем сегодняшний наш урок.

- Замечательно, откройте тетради, запишите число, классная работа. 

1.Самоопределение

Загадка. Крыльев нет,

А быстро летаю,

Сам меня выпустишь,

Да потом не изловишь.(Слово)

 – А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

– Что такое лексическое значение слова?

Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы прошли этот раздел – поэтому сегодня Урок – повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи К. Паустовский писал: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство. И поэтому цель урока

: Повторить теоретические сведения по теме «Лексика»
Закрепить полученные знания
Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики
Развивать свои творческие способности.

тема урока «Повторение по теме «Лексика»».

Поставьте на полях цифры от1 до 5. Здесь вы будете оценивать свою работу.

2. мотивация

●Западня квартира с окнами на запад.

●Ухажёр – человек, который много ест ухи.

●Маховик – регулировщик на перекрёстке.

3.Актуализация знаний.

«Лови ошибку»  

Найдите среди данных слов лишнее. Объясните свой выбор.

Красивый, великолепный ,знакомый;

Черный, белый, оранжевый;

Золотые руки, золотое кольцо, золотые хлеба;

Осторожная рысь, бежит рысь, ловкая кошка;

Кисть винограда, малярная кисть, верный друг.

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь (в Именительном падеже).

1)  Словарный состав языка называется … (лексика)

2)  Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).

3)  Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

4)  Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

6) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы).

7) Слова, противоположные по значению (антонимы).

Самооценка.

Учитель открывает заднюю часть доски с верными ответами – учащиеся осуществляют самопроверку. Напротив правильного ответа поставьте

4. Воспроизведение знаний на новом уровне

Учитель: давайте проверим, как умение толковать ЛЗС поможет вам правильно писать слова.

Прим..рять друзей – прим..рять платье, пол..скать ребенка – пол..скать бельё, сл..зать с горы – сл..зать пенку, сп..ши в школу, сп…ши задание

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.

Старый друг лучше…………

Мир строит, а ……….

За маленьким погнался - ………

Лучше горькая правда, чем……        

Переносное значение. На каком лексическом явлении основаны эти шутки?

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

    - А я тогда не пойду на улицу.

    - Почему?

    - А чтоб меня морозы не ударили

 

в) Мальчика спрашивают о сестре

    - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

       - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

 - Почему ты не повесил ее сушить?

-  Я не достал до солнышка, - ответил Петя. 

Игра «Перевёртыши»

 

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

 

●  Железный гвоздь              (железные нервы)

●  Глухая собака                   (глухая ночь)

●  Спящая красавица            (спящий город)

●  Золотые часы                    (золотые колосья)

●  Бархатная штора        (бархатная кожа) 

●  Загорелась дача.       (Загорелись щёки.)

●  Гаснет свеча.             (Гаснет день.)

 

Учитель: Ребята,  мало  знать  слово,  его  лексическое  значение. Необходимо  грамотно, правильно  произносить  слова.

 

   Как  называется  наука  о  литературном  произношении  и  ударении? ( орфоэпия  от   греческого  орфос  - прямой, правильный; эпос – речь)

Работа в парах по карточкам: (расставить  правильно  ударение)

 

БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, принУдить, включИт, щавЕль,. (проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

Какой словарь может вам помочь? А какие еще вы знаете словари и умеете ими пользоваться?

. Физминутка

Игра «Бумеранг»

 

 Быстро назовите нужное слово  и « возвратите» его учителю с мячом.

 

● Найдите синонимы:  свежий хлеб  (мягкий); простая задача (лёгкая); свежий воротничок (чистый);

 

● Найдите антонимы;); мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая); свежий воротничок (грязный);

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился,

5. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений

 

Игра «Корректор»

.Кто быстрее и точнее отредактирует заметку?

● Вторую четверть ученики нашего класса закончили хорошо . Дисциплина тоже была хорошая. Особенно хорошо ведут себя на уроке физкультуры.

 

 1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных.

. Найдите лишнее слово.

● Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

● У ворот сидели старые старушки.

●  Вася ушиб локоть руки.

 

6.Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция.

тест

7. Рефлексия

Перед вами лежит круг, а рядом – сегменты с понятиями по теме «Лексика». Положите на круг те сегменты, в знании которых вы сегодня разобрались.

8. Оценивание работы на уроке. Эмоционального фона

Самооценка по листочку. Оформление круга

9. Домашнее задание

Красивый, великолепный ,знакомый;

Черный, белый, оранжевый;

Золотые руки, золотое кольцо, золотые хлеба;

Осторожная рысь, бежит рысь, ловкая кошка;

Кисть винограда, малярная кисть, верный друг.

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.

Старый друг лучше…………

Мир строит, а ……….

За маленьким погнался - ………

Лучше горькая правда, чем……        

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.

Старый друг лучше…………

Мир строит, а ……….

За маленьким погнался - ………

Лучше горькая правда, чем……        

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.

Старый друг лучше…………

Мир строит, а ……….

За маленьким погнался - ………

Лучше горькая правда, чем……        

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

    - А я тогда не пойду на улицу.

    - Почему?

    - А чтоб меня морозы не ударили

 

в) Мальчика спрашивают о сестре

    - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

       - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

 - Почему ты не повесил ее сушить?

-  Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

Игра «Перевёртыши»

 

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

 

●  Железный гвоздь              

●  Глухая собака                   

●  Спящая красавица            

●  Золотые часы                    

●  Бархатная штора        

●  Загорелась дача.       

●  Гаснет свеча.             

Игра «Перевёртыши»

 

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

 

●  Железный гвоздь              

●  Глухая собака                   

●  Спящая красавица            

●  Золотые часы                    

●  Бархатная штора        

●  Загорелась дача.       

●  Гаснет свеча.             

Игра «Перевёртыши»

 

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

 

●  Железный гвоздь              

●  Глухая собака                   

●  Спящая красавица            

●  Золотые часы                    

●  Бархатная штора        

●  Загорелась дача.       

●  Гаснет свеча.             

Работа в парах по карточкам: (расставить  правильно  ударение)

 

Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

Работа в парах по карточкам: (расставить  правильно  ударение)

 

Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

Работа в парах по карточкам: (расставить  правильно  ударение)

 

Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

Работа в парах по карточкам: (расставить  правильно  ударение)

 

Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, принудить, включит, щавель, (проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

Игра «Корректор»

 отредактируйте заметку 

 Вторую четверть ученики нашего класса закончили хорошо . Дисциплина тоже была хорошая. Особенно хорошо ведут себя на уроке физкультуры.

 

Игра «Корректор»

отредактируйте заметку 

 1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных.

Игра «Корректор»

. Найдите лишнее слово.

● Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

● У ворот сидели старые старушки.

●  Вася ушиб локоть руки.

 

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"

Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

Урок повторения в форме игры-сказки по теме «Слово и его лексическое значение»

Обобщение, систематизирование знаний и умений по теме «Слово и его лексическое значение»...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...

Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку

Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....