Урок русского языка в 5 классе "Буквы е-и в корнях с чередованием" ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Резевич Ольга Юрьевна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык по УМК Ладыженской

Класс      5

Тема

Правописание корней с чередованием гласных е//и

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                             

 Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме е-и в корнях с чередованием.  Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Оборудование

ЭОР: компьютер, проектор.

Карточки с  заданиями, алгоритм  для этапа рефлексии, учебник, тест

Этапы урока

                Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1. Орг. момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку.

 

Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника,   дневника.

Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.

2. Постановка учебных задач. Целеполагание.

Мотивация уч. деятельности.

     Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи                                                       

Слайд 1.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

-Познакомьтесь с  пословицами.

-Есть в них общий смысл? Какой?

-Что ещё общего в этих пословицах?

-Запишите их, выделите корень.

-Какую особенность вы заметили в этих корнях?

-Можете ли вы объяснить условие выбора

букв Е-И в корнях данных слов?

-Почему?

-Какова же тема нашего урока?

Давайте её запишем.

- Чему вам нужно научиться?

Слайд 2

Читают, объясняют смысл  пословиц, находят общее.

- В них есть однокоренные слова: берут, собирай, наберёшь.

- Чередование букв е-и.

-Нет.

-Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

- Буквы Е-И в корнях с чередованием.

-Научиться правильно выбирать

буквы Е-И в корнях с чередованием.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Актуализация знаний.

Поиск решения учебной задачи

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Найдите самостоятельно ответ на этот вопрос.

-Какой вывод вы сделали?

 Работа учащихся  по вопросам учебника.

-В корнях с чередованием е-и пишем и, если есть суффикс а.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

4. Первичное усвоение новых знаний.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

-Составьте  план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило.

 -В чём сходство между правилами о правописании корней  бер/бир, мер/мир и т. д.

Дети проговаривают  шаги алгоритма и составляют схему(выделить корень; проверить наличие суффикса а, если есть суффикс а – пишем в корне  и, нет - е,  выделить суффикс, и подчеркнуть его, подчеркнуть гласную корня)

-Написание безударных  гласных корня зависит от наличия последующего суффикса.

Составляют графическую  модель  и в буквенной форме фиксируют  выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы друг друга. Конструируют новый способ действия.

Осуществляют самоконтроль.

5.Первичная проверка понимания

Обеспечить  восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

- А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. 1.Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 столбика:

застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст.

Остальные продолжают работать со мной: урп.647, с. 113 (на доске и в тетрадях)

 Работают с карточками. Выбирают, какую гласную  писать в корнях с чередованием. Различают орфограммы.

Делают выводы.

Дети формулируют правило, выполняют задание по образцу.

Учащиеся 1 группы делятся своими наблюдениями с остальными (корни с чередованием нужно отличать от корней с проверяемыми безударными гласными).

Уметь аргументировать свой ответ, слушать других.

Выбирают

способ действия.

Осуществляют самоконтроль.

   

Самообразование. Взаимопомощь.

6.Физкультминутка

- Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

Выполняют задание и движения

Рефлексия.

7. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Обеспечить в ходе закрепления повышенный уровень осмысления материала, глубину его понимания.

Коррекция пробелов

-Выберите из упражнений 648 и 649 то, которое поможет наиболее полно закрепить полученные знания о корнях с чередованием и корнях с проверяемыми безударными гласными.

-Выбирают упражнение, аргументируя свой выбор.

Выполняют его с проговариванием по цепочке.

Анализируют, доказывают, аргументируя. Слушают друг друга, корректируют.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой

 Организация самостоятельной работы для отработки способа действия

 Организует самостоятельную работу. Тест

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.

Самооценка, самоконтроль.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

 Для всех: стр.113(правило выучить)

На выбор:

- упр.648

- составление теста упр.645

Записывают д/з в дневники.

Мотивация на выполнение д/з.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Заполняют алгоритм самооценки

Рефлексивная оценка уч-ся.

Уметь обосновывать выбор оценки.

Приложение

Карточка

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?

Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Тест

Вопрос № 1 
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:

 если она находится под ударением
 если она находится в безударном положении
 если после корня стоит суффикс а

Вопрос № 2 
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

 зам...рать
 зап...рать
 зат...рать
 зам...реть

Вопрос № 3 
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?

 зам...реть
 зат...реть
 зап...реть
 соб...рать

Вопрос № 4 
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?

 перет...рпеть
 раст...рать
 заст...лить
 выт...реть

Вопрос № 5 
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?

 заб...рать
 расст...лать
 расст...лить
 доб...раться

Вопрос № 6 
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:

 забл...стать, изб...рать
 заб...раю, выт...реть
 пост...лить, проб...раться
 приб...рёт, оп...раться

Вопрос № 7 
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:

 уп...раться, зам...рло
 зам...рало, заст...лить
 разд...ру, забл...стел
 бл...стательный, заж...гательный

Вопрос № 8 
Укажите лишнее слово:

 вытирать
 собирать
 зажигать
 вытереть

Вопрос № 9 
Укажите лишнее слово:

 протереть
 запереть
 запирать
 натереть

Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. В-Ломов в  с. Атмис

ФГОС

Урок русского языка в 5 классе

Буквы е - и в корнях с чередованием

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Резевич  Ольга Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"

Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка  в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...