"Назывные предложения", конспект урока по русскому языку для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Дубичева Светлана Михайловна

Конспект урока для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nazivnie_predlozheniya.doc72.5 КБ
Office presentation icon 8_klass_prezentatsiya_k_uroku.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

русского языка в 8 классе

по теме: «Назывные предложения».

:         Цель - повторить знания учащихся об односоставных предложениях с                                

                      главным членом  сказуемым; познакомить с особенностями    

                      односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить  

                      отличать виды односоставных предложений друг от друга.

 - развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить    

   самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по

   изученной теме.

           - воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес,  

             любовь и бережное отношение к родному краю.  

             

Методы и приемы:
1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации  (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);

2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации

(приемы: наблюдение, работа по картине);

3)методы передачи информации с помощью практической деятельности

(работа с книгой, творческая работа);

4)методы стимулирования и мотивации учащихся

(приемы: частично-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);

5)методы контроля

(приемы: фронтальный опрос, самооценка).


Форма организации работы  на занятии:  фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах .

Средства обучения:
- материально-технические: проектор, компьютер, репродукция картины.
- дидактические: учебники русского языка, тетради, карточки с заданиями.
.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к ОГЭ. Повторение материала

а. Замените словосочетание «девчонкиной головы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.

б. Замените словосочетание «радостно сказала», построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление

в. Замените словосочетание «кусочек сахара», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласования

г. Замените словосочетание «золотые часы», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управления

д. Замените словосочетание «пела с усердием», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

 

Выпишите грамматическую основу в предложениях

  1. Друзья мои начали спорить
  2.  Вдалеке был слышен крик журавлиной стаи
  3. Наш маршрут проходил через ущелье.
  4. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
  5. Бережно относитесь ко всему живому в природе.

Укажите тип простого предложения по наличию грамматических основ. Определите вид односоставных  предложений.

Какую тему мы с вами изучаем на протяжении уже многих уроков?

Какие виды односоставных предложений вы изучили?

Блиц-опрос   (проверить домашнее задание).

Учитель: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

 Ученик: - В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.                      

Учитель: - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?  

Ученик: (По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

 

Учитель: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Ученик: (Определенно-личные, неопределенно – личные, безличные.)

Учитель: - Какие предложения называются определенно-личными?

Ученик: (Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со    сказуемым-глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

Учитель: - Какие предложения называются неопределенно-личными?

Ученик: (Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
   

Учитель: - Какие предложения называются безличными?

Ученик: (Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.)


4. Мини – тест           слайд

 Задание:  дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических    

                   основ.

5.Сообщение  темы  и  цели  урока.

Какие односоставные предложения мы изучили?

Над какими мы еще не работали. Назовите тему урока.

Какие цели перед собой поставите?

Запишите их в тетрадь.

По какому алгоритму будем работать.

Тема нашего урока «Назывные предложения».

     Учитель: - Сегодня  на  уроке мы  должны  обобщить  ранее  изученное  об  односоставных  глагольных  предложениях.  Познакомиться  с  новым  видом  односоставных  предложений  с  главным  членом  подлежащим.  Уметь  находить  подобные  предложения.  Познакомиться  со  сферой  их употребления.  Уметь  использовать  назывные  предложения  в  описании  для обозначения  места  и  времени.

7. Объяснение  нового  материала.

           Учитель: - Появление   стихотворения, которое сейчас  вы услышите, вызвало  неоднозначную  реакцию  читателей.  Одни  восхищались,   удивлялись,  другие  возмущались.

           (Чтение под музыку подготовленным  учеником стихотворения  А.А.Фета  «Шепот,  робкое  дыханье,  трели  соловья…»)

А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

          Ученик:      Шепот,  робкое  дыханье,

                               Трели  соловья,

                               Серебро  и  колыханье

                               Сонного  ручья,

                               Свет  ночной,  ночные  тени,

                               Тени  без  конца,

                               Ряд  волшебных  изменений

                               Милого  лица,

                               В  дымных  тучках  пурпур  розы,

                               Отблеск  янтаря,

                               И  лобзания,  и  слезы,

                               И  заря,  заря!...      

Ученик: - Автором  этого  стихотворения  является  Афанасий  Афанасьевич  Фет – замечательный  русский  поэт,  живший  в  19  веке.  Его  современниками  являлись  Л.Н.Толстой,  Н.А.Некрасов,  Ф.И.Тютчев,  Ф.М.Достоевский.

           Учитель: -  Чем  же  необычно  стихотворение?  

Ученик: - В  этом  стихотворении  нет  ни  одного  глагола.

Учитель: - В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения (или номинативные).

Перед нами какие предложения? Найдите их в стихотворении.

Вспомните алгоритм.

Учитель: - «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина» - восторженно  отмечал  Л.Н.Толстой.

Сделайте вывод, что называется назывными предложениями.

Назывные предложения – это ………………………………….........................

…………………………………………………………………………………………...

Работа с учебником.

Прочитайте правило в учебнике. Какую новую информацию вы там нашли?

Расскажите соседу, что такое назывные предложения? Приведите примеры таких предложений.

Сравните  предложения  Слайд.

День.

Чудесный день.

День чудесный.

Они чем-то отличаются? Чем? Дайте характеристику этих предложений.

Какой вывод мы можем сделать об этих предложениях? ( назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными)

Игра « Да – Нет»: ( садятся по одному)

1. Назывные – односоставные предложения?                                        (Да.)

2. Назывные – двусоставные предложения?                                         (Нет.)

3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?                          (Да.)

4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?        (Да.) 

5. Может ли назывное предложение быть распространённым?            (Да.) 

6. Может ли в назывном предложении грамматическая основа быть выражена сказуемым?                                                                                       Нет

         

Закрепление нового материала.

Выполнение упражнений. упр.276 стр. 198

Прочитай предложения и запиши в тетради номера назывных предложений.

  1. В хорошую погоду не сидишь дома.
  2. В лесу потемнело.
  3. Слезами горю не поможешь.
  4. Укутанные инеем, притихшие леса.
  5. Светлые дали.
  6. Вход в музей.
  7. Ясный день.
  8. Пахнет прибитой дождём пылью.
  9. Мне не работалось.
  10. Я не работал.
  11. Первый звонок

Слайд № 4, 5, 6, 7,11. 

Учитель: -  Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (   в худ. стиле речи)

Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях.

 Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета.

Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро. (рассказ «Хирургия»)
Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (рассказ «Тоска») 

 

Работа в группах.

Перед вами отрывки из стихотворений.

Задание. Подготовить выразительное чтение отрывков. Найдите в них назывные предложения. Определите их роль.  Сделайте вывод, чем может быть выражено подлежащее в назывных предложениях. Обратите внимание на  интонацию назывных предложений ( как они должны произноситься).

1 группа

а. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле. ( А. Ахматова)

б. Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо. ( К. Бальмонт)

в.  Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям… (Н.)

2 группа

а. Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет. ( А. Блок)

б. Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь. ( А. Фет)

в. Сухие листья, запах пряный,

Атласный блеск березняка….

 О миг счастливый, миг обманный,

Стократ блаженная тоска! ( И. Бунин)

г. . Скрылась хата за пригорком.

Мчатся санки прямиком.

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом. (Твард.)

Выступление групп.

 Роль назывных предложений. Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.

Физкультминутка. ( Попробуйте описать с помощью назывных предложений описать кратко и лаконично то, что вы видите за окном)

 Учитель. Употребляются назывные предложения: при описании картин природы и быта, быстро и неожиданно сменяющихся явлениях и событиях. Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя. Эти предложения делают речь лаконичной и эмоциональной.

 Работа в группах. Творческая работа по группам - поэтическая зарисовка Описание картин. Попробуйте описать картины, используя назывные предложения. ( или все виды односоставных предложений)

  1. Написание  сочинения – миниатюры.  

Выступление групп

8. Подведение  итогов  урока.

-Итак, урок подошел к завершению.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?

-Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются?

Рефлексия Слайд.

9. домашнее задание.

1)  упр.281, 279


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Замените словосочетание «девчонкиной головы », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 2.Замените словосочетание «радостно сказала », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление 3.Замените словосочетание «кусочек сахара», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование 4.Замените словосочетание «золотые часы», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление 5. Замените словосочетание «пела с усердием», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Подготовка к ОГЭ

Слайд 2

Головы девчонки Сказала с радостью Сахарный кусочек Часы из золота Пела усердно ответы

Слайд 3

Друзья мои начали спорить. Вдалеке был слышен крик журавлиной стаи. Наш маршрут проходил через ущелье. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. Бережно относитесь ко всему живому в природе. Выпишите грамматическую основу из предложений

Слайд 4

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ. 1.Брожу по набережной снова. 2.Повеет полем, первой бороздой. 3.Его везли из крепости, из Бреста . 4.Цыплят по осени считают. 5.В лесу держался запах прелой травы. 6.От пруда тянуло холодом . 7.В Сибири не любят горячку и спешку. 8.Сядь и послушай тишину. 9.Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. 10.Мелколесье. Степь и дали . 1.Односост., опред.-личное . 2.одност ,безличное 3.одност., неопр. –личное 4. одност. Обобщ.-личное 5.Двусоставное 6. одност., безличное 7. одност., неопр. –личное 8. Односост., опред.-личное 9. Односост., опред.-личное 10. ????????

Слайд 5

Русский язык 8 класс Тема: Назывные предложения

Слайд 6

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!... А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Слайд 7

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!... А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Слайд 8

День. Чудесный день. День чудесный . Сравните предложения

Слайд 9

1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2. В лесу потемнело. 3. Слезами горю не поможешь. 4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5. Светлые дали. 6. Вход в музей. 7. Ясный день. 8. Пахнет прибитой дождём пылью. 9. Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок Прочитай предложения и выпишите в тетрадь назывные предложения.

Слайд 10

4,5,6,7,11

Слайд 11

А. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. ( А. Ахматова) Б. Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье - глухое, немое. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада,- Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо. ( К. Бальмонт)

Слайд 12

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям… (Н.А. Некрасов )

Слайд 13

а. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. ( А. Блок) б. Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь. ( А. Фет)

Слайд 14

г. Скрылась хата за пригорком. Мчатся санки прямиком. Поворот, усадьба Горки, Сад, подворье, белый дом. (Твард.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...

Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...