трудные вопросы синтаксиса
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Морошкина Ирина Олеговна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti.pptx138.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные вопросы синтаксиса

Слайд 2

Содержание Главные члены предложения Способы выражения сказуемого Приемы разграничения подлежащего и сказуемого Союзы и союзные слова Выражение главных членов предложения фразеологизмами Второстепенные члены предложения

Слайд 3

Подлежащее и сказуемое Грамматическим значением подлежавшего является понятие о предмете известном, данном, исходном для говорящего (то, о чем будет говориться). Основным грамматическим средством выражения этого значения является форма именительного падежа существительного. Другую форму (или сочетание форм) можно признать подлежащим только в том случае, если она занимает такую же синтаксическую позицию, как и форма именительного падежа. Кроме того, эта форма должна быть грамматически независимой в предложении, а при наличии сказуемого — всегда подчиняющей. Грамматическое значение сказуемого — это значение признака, приписываемого подлежащему, т. е. в сказуемом заключено то новое, что говорящий сообщает об известном, исходном понятии (то есть то, что говорится о подлежащем).

Слайд 4

Приемы разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных не типичными для них формами Существительное + существительное , инфинитив + существительное в им. падеже Подлинное искусство – только поэзия Уметь слушать – великое искусство Приемы разграничения Примеры Выявление темы и ремы (необходимо знание контекста) - Что такое подлинное искусство? - Подлинное искусство – только поэзия Если один из главных членов имеет ярко выраженное оценочное значение, то независимо от позиции он почти всегда выполняет функцию сказуемого. Ужасные бестии эти азиаты !

Слайд 5

Эмоционально-экспрессивное сказуемое часто сопровождается местоимением какой , усиливающим оценочное значение предикативного существительного Какое это счастье, какое наслаждение – труд! Какая прозрачная ясность — любовь! Ах, какая это беда – старость не вовремя… Какая радость – видеть в вас внимательного и хорошего друга! Наличие такой связки это перед существительным, независимо от его места в предложении, — бесспорный показатель сказуемостного значения этого существительного. Даже слова с ярким оценочным значением становятся подлежащими, если второе существительное присоединено к первому при помощи местоименной связки это . Счастье и наслаждение – это труд. Беда – это старость не вовремя. Подлость – это измена другу. Это против нашего закона – поминать старое. Восстановление нулевой связки (или замена ее полузнаменательной ) Подлинным искусством является только поэзия.

Слайд 6

В предложениях со значением тождества дифференцирующую роль синтаксической позиции главных членов является порядок слов (подлежащее предшествует сказуемому) Стать художником – мечта моего сына Мечта моего сына - с тать художником Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах – другого унизить . А ведь первый долг человека в жизни – говорить людям правду. Большое счастье – жить на земле честным человеком.

Слайд 7

Лететь в тумане было несложной затеей Я с командиром тебя Красной Армии в целости сдать обязаны Товарищ, делавший доклад, предложил своей команде принять участие в кампании помощи Я вышел умыться во двор Изучить повседневный ход службы не представляло особого труда Часть из них может выйти наверх - покурить, посмотреть на небо Завидовать другому - незавидно Они должны надолго отказаться от привычных удобств Команда вправе требовать отдыха Он жестом приказал Метчелу застегнуть ремни Другие были вынуждены причалить к берегу Я с Кучумом отправился побродить перед сном Колючие звёзды мешают уснуть Печальное нам смешно

Слайд 8

Осложненные типы составного глагольного сказуемого Схема Комментарий Пример Комментарий Осложненное СГС = СИС + инфинитив Вспомогательная часть – СИС ( микросказуемое ) Он должен уехать был должен – СИС ( микросказуемое ) Осложненное СГС = вспомогательный гл. + СГС Основная часть - СГС Он хотел начать работать начал работать - СГС Осложненное СГС = СИС + СГС Вспомогательная часть – СИС, основная - СГС Он был вынужден начать работать был вынужден – СИС ( микросказуемое ), начать работать – СГС

Слайд 9

Осложненные типы составного именного сказуемого Схема Комментарий Пример Комментарий Осложненное СИС = СГС+СИС Вспомогательная часть – СГС основная - СИС Я хочу стать врачом хочу стать – СГС, стать врачом - СИС Осложненное СИС = СИС ( микросказуемое )+ СИС Вспомогательная часть – СИС, основная часть – СИС. Я должен был стать вречом . Должен был – СИС, стать врачом -

Слайд 10

1. Татьяна должна была играть. 2. Я старался казаться весёлым 3. Она попробовала пройти 4. Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и страдании 5. Ученый должен ценить истину дороже своих личных желаний или отношений 6. Мир героев Грина может показаться нереальным только человеку нищему духом 7. Но на другой день, по непредвиденным обстоятельствам, я должен был выехать из Москвы 8. Под конец мечта дойти до линии фронта начала казаться им несбыточной 9. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо 10. Саша готов был хоть сейчас уехать

Слайд 11

Выражение главных членов предложения фразеологизмами Типы фразеологизмов по степени семантической слитности Примеры Членимость / нечленимость на самостоятельные члены предложения Фразеологические сращения попасть впросак, вверх тормашками Выступают в роли одного члена предложения Фразеологические единства из мухи делать слона, пальчики оближешь Могут выступать в роли одного или нескольких членов предложения Составные термины белый гриб, вопросительный знак, железная дорога, Каспийское море Фразеологические сочетания страх берет, щекотливый вопрос, карие глаза, гнедой конь

Слайд 12

Приемы определения синтаксической членимости / нечленимости фразеологических единств, составных терминов и фразеологических сочетаний Способность компонентов выступать в качестве самостоятельных членов предложения обусловлена: 1) наличием парадигматического ряда для одного или двух членов сочетания: железная (шоссейная, проселочная) дорога , каменный (бурый древесный) уголь (дом) 2) употреблением компонентов фразеологизмов в прямых значениях : сложное предложение, Северный полюс. В таких сочетаниях один элемент может выступать в качестве подлежащего, а другой в качестве сказуемого: Предложение – сложное; полюс – Северный. (Ср.: употребление в переносных значениях – анютины глазки, белая горячка, намылить голову; невозможность построения предложений: Глазки – анютины; Горячка – белая; Намылить – голову) 3) возможностью замены существительного относительным местоимением который без изменения смысла предложения : Я пришел к заключению – Заключение, к которому я пришел. (Ср.: Я пришел в бешенство нельзя заменить на Бешенство, в которое я пришел.)

Слайд 13

Приемы разграничения второстепенных членов предложения Ты опять пришел? Он победил второй раз . Мы снова встретились. Брат действительно болен. Я застал ее замужем. Он плакал во сне. На зов он явился немедленно (на что/когда/ почему он явился?).

Слайд 14

Типы вопросов Типы вопросов Значение Пример Лексический Вопрос определяется лексическим значением, лексической сочетаемостью слова Моя цель (какая?) - учиться. Морфологический ( грамматическией ) Вопрос позволяет отнести слово к какой-либо части речи путем отождествления его с другими отвечающими на этот же вопрос словами. Занимался музыкой (до чего?) до работы Синтаксический Синтаксический вопрос связан с выявлением роли словоформы в предложении. Заниматься музыкой (когда?) до работы

Слайд 15

При возможности постановки к слову морфологического и синтаксического вопросов это слово не может рассматриваться как дополнение. При глаголе оно обстоятельство, при существительном обычно определение. 1) Забыл (гл.) свое горе (благодаря чему?(м) почему? (с)) благодаря работе . Пришел к мастеру (за чем? с какой целью?) за работой . → обстоятельство 2) Желание ( сущ ) (чего? (морф.) какое?( синт .)) учиться овладело мальчиком . → определение

Слайд 16

Единым членом предложения считается сочетание количественного числительного и существительного ("два друга", "с пятью подружками"). При рассмотрении подобных словосочетаний обычно говорят об особом типе связи, не соотносимом ни с одним из трех основных. Отрицание "не"включается в состав члена предложения. Не тебе учить меня жизни! Он начал читать книгу не с начала .

Слайд 17

Литература Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: «Лицей», 2005. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М: «Просвещение», 1972.

Слайд 18

Синтаксические связи Тип связи Определение Трудные случаи Пример Комментарий Согласование множество домиков, (неполное согласование) Управление Это синтаксическая зависимость любой формы косвенного падежа существительного или слова с субстантивным значением от отдельного слова. принести газету, доверять людям, полон нежности жить в деревне, мчаться по дороге, разговор по душам , поверить на слово (пространство, время, причина , способ, цель ) Близко к примыканию Примыкание Это связь с господствующим словом зависимого неизменяемого слова, то есть наречия, деепричастия, инфинитива и формы сравнительной степени прилагательного

Слайд 19

Сильное и слабое управление Отношения зависимости существительных в формах косвенных падежей сложны и неоднородны, года эти отношения бесспорно говорят о сильном управлении . В других случаях, когда они близки к примыканию, следует говорить о слабом управлении . Сильное управление – 1 ) наличие зависимого слова обязательно и предсказуемо, без него предложение становится неполным ( оборудовать, переписать, попрекать, руководить, удостоить, участвовать ), 2) управляющим словом предопределено наличие при нем строго определенной управляемой формы ( увидеть планету, командование полком ) При слабом управлении 1)зависимое слово факультативно ( спит на диване, в комнате, до полудня, после работы ), 2) подчиненная форме не предопределена как единственно возможная ( копать за домом, в лесу, для забавы )

Слайд 20

Обособляются Не обособляются Смысл место в предложении помимо по существу несмотря на как правило как в…. (книге) хотя … ввиду так называемый в частности смысл ввиду (от места) в отличие (– в зап в сер или границы) прежде всего (– без зап (с начала в пер оч – в зап ) кроме того в зап (по раз причем – союз за перед 0 в первую очередь – от знач

Слайд 21

Правила слогоделения Интервокальный согласный (между гласными) относится к последующему слогу [ го-ло-ва ]. Группа шумных согласных в интервокальном положении относится к последующему слогу [ ло-тка ; ска-ска ]. Группа шумные+сонорные относится к последующему слогу [ ко-тлы ]. Группа сонорные+шумные делится пополам [ вол-га ; коман-дир ]. Двойные согланые разделяются, если транскрибируются отдельно [ медле-нно ; ван-на ]. Два сонорных согласных делятся пополам [ ар-мия ] Группа й+шумный делится пополам [мой-ка].

Слайд 22

Он отвел душу