Наречие – особенная часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Матвеева Светлана Сергеевна

Урок русского языка в 7-м классе по теме  "Наречие – особенная часть речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 7-м классе по теме

 "Наречие – особенная часть речи"

Цели урока:

1. Образовательная: повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.

2. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения, продолжить работу по развитию критического мышления.

3. Воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.

Задачи урока:

Выявить своеобразие наречия как части речи, осмыслить его специфические признаки, определить место наречия в системе других частей речи.

Технологии:

  • развитие критического мышления
  • личностно-ориентированного обучения
  • информационно-коммуникативные
  • здоровьесберегающие

Приёмы:

  •  «Инсерт»
  • «Маркировочная таблица ЗУХ»
  • «Кластер»

Формы: индивидуальная, парная

Методы обучения:

           - словесный;

           - наглядный;

           - практический;

           - исследовательский и частично-поисковый

Оборудование:

  • учебник
  • информационные карточки с заданиями
  • мультимедийный проектор

Подготовка к уроку:

  • подготовка дидактического инструментария (маркировочная таблица ЗУХ, кроссворд)

Ожидаемые результаты:

  • сформировать целостное представления о наречии как самостоятельной части речи.

План проведения урока:

I. Актуализация знаний учащихся, стадия вызова.

II. Объяснение новой темы, смысловая стадия.

III. Закрепление знаний учащихся, рефлексия.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.


Ход урока

Деятельность учеников

Время, слайд

I. Актуализация знаний учащихся, стадия вызова.

1. Разгадывание кроссворда всем классом

  1. Навыворот. (Наизнанку)
  2. В предыдущий день. (Накануне)
  3. Синоним слова осмотрительно, с опаской. (Осторожно)
  4. Очень быстро, торопливо. (Поспешно)
  5. Ручным способом, без применения механизма. (Вручную)
  6. Полностью, без остатка. (Подчистую)
  7. Приблизительно. (Примерно)

2. Формулирование темы и цели урока.

Загадка.

Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя. 
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

   Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (На доске и в тетрадях темы урока: «Наречие - особенная часть речи».)

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

3. Повторение пройденного ранее. Ответить на вопросы:

  1. Что обозначает наречие как часть речи?
  2. На какие вопросы отвечают наречия?
  3. К словам какой части речи относятся наречия?
  4. Можно ли изменить наречие?
  5. Каким членом предложения является наречие?

4. Работа по парам. Учащиеся объединяются в пары и обсуждают свои ответы. Информацию, с которой согласны оба, оставляют. Информацию, с которой кто-то не согласен, помечают знаком «?».

5. Сравнение ответов учащихся с правильными ответами.

6.  Работа по парам. Составление кластера. Чтобы связать в логическую цепь все наши знания о наречии, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Правила очень простые. Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими ячейками.

После этого ученики сравнивают свой кластер с кластером учителя.

Какие трудности встретились вам при составлении кластера? Какие вопросы, замечания или предложения есть по кластеру учителя?

  1. 1.Учащиеся разгадывают кроссворд, находят ключевое слово

2. Записывают тему урока:

«Наречие – особенная часть речи»

3. Учащиеся работают индивидуально, записывая список в тетрадь.

4. Работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения, маркируют опорную информацию.

5. При возникновении вопросов учащиеся высказывают свою точку зрения. Если с какой-то информацией пара согласна, но не вспомнила её в ходе обсуждения, то список в тетради может быть пополнен.

6. Учащиеся составляют кластер.

3 мин

2 слайд

5 мин

3 слайд

4 слайд

4 мин

5 слайд

2 мин

6 слайд

2 мин

7, 8 слайд

4 мин

9 слайд

II. Объяснение нового темы, смысловая стадия.

7. Коллективная работа классом: 

собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия:

Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Готовь сани летом, а телегу зимой.

заменить фразеологизм наречием:

Спит как убитый – крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Как кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.

8. Инсерт. Ученикам внимательно читать текст о наречии,

используя при этом маркировочные значки.

Каждый из вас сейчас получит текст, в котором содержится информация о наречии. Я прошу вас читать, используя следующие маркировочные значки:

«» - «знаю»

«+» - «не знал» (новая информация)

«-» - «хочу узнать подробнее» (думал иначе)

7. Ученики устно работают с пословицами и фразеологизмами.

8. Каждый индивидуально читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.

1 мин

10 слайд

4 мин

11 слайд

9. Физкультминутка

1 мин

12 … 17 слайд

III. Закрепление знаний учащихся, рефлексия.

10. Предлагается ещё раз просмотреть текст, индивидуально заполнить маркировочную таблицу ЗУХ (графы соответствуют тем значкам, которые были выставлены в тексте).

Не переписывайте из текста целые предложения, достаточно поставить порядковый номер или одного или нескольких слов для отражения той или иной информации.

11. Практическая работа. Ученикам предлагается текст.

Выкупанная дождями окрестность казалась невиданно яркой… Осенние краски уже заметно вкрапились повсюду. Трава оживилась после майских дней, вдруг по-майски налившись изумрудом. На ее сверкающих лужах выпукло виднелись желтые лапы кленов. На черемухе одиноко вспыхивали  от солнца прозрачно-малиновые листья. Слева уплывали вдаль береговые кряжи… За ними кое-где горела Волга.

 Константин Федин

Прочитать текст и выполнить следующие задания:

- найти наречия и выписать их со словом, к которому они относятся

- поставить к наречию вопрос

- подчеркнуть наречие как член предложения

12. Составьте пожелание нашим гостям с использованием наречий.


1. ___________ не болеть.
2. ___________ выглядеть.
3. ___________ улыбаться.
4. ___________быть преданными своему делу.
5. Живите ___________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно

10. Ученики индивидуально заполняют таблицу, для чего им надо ещё раз обратиться к тексту, осмыслить информацию, сопоставить её с той, которая возникла на стадии вызова и оценить её качество (знакомя, новая, непонятная)

11. Учащиеся читают текст, выписывают наречия со словом, к которому они относятся; ставят к наречию вопрос; подчеркивают наречия как член предложения

невиданно яркой

вкрапились повсюду

налившись вдруг

одиноко вспыхивали

12. Учащиеся записывают пожелания. Потом выборочно читают их вслух.

2 мин

18 слайд

5 мин

19 слайд

20 слайд

1 мин

21 слайд

V. Итог урока.

13. Итак, подведём итоги работы.

- Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

- С какими трудностями Вы столкнулись в своей деятельности? Как Вы их преодолевали?

- Как Вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что Вам было интересно?

- А что Вам еще хотелось бы узнать на следующих уроках?

13. Происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение  поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

2 мин

22                                                слайд

VI. Домашнее задание.

- Учебник. Выучить правило, параграф 12

- Упражнение №199, письменно

- Работа с ЗУХ

1 мин

23 слайд

Спасибо за урок!

24 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7-м классе Матвеева С.С., ГБОУ гимназия №70

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 Навыворот . В предыдущий день. Синоним слова осмотрительно, с опаской . Очень быстро, торопливо. Ответы 1. Наизнанку . 2 . Накануне . 3 . Осторожно. 4. Поспешно. 5. Вручную. 6. Подчистую. 7. Примерно. Н А И З Н А Н К У Н А К А Н У Н Е О С Т О Р О Ж Н О П О С П Е Ш Н О В Р У Ч Н У Ю П О Д Ч И С Т У Ю П Р И М Е Р Н О К р о с с в о р д 5. Ручным способом, без применения механизма. 6. Полностью , без остатка ( просторечн .) 7. Приблизительно.

Слайд 3

Наречие – особенная часть речи Загадка: Самый трудный я, друзья, И воспитать меня нельзя. Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь .

Слайд 4

Наречие – особенная часть речи - определять наречие как часть речи - усвоить правила правописания наречий - отличать наречие от других частей речи - осмыслить морфологические признаки наречий - определять синтаксическую роль наречий

Слайд 5

Ответьте на вопросы: 1. Что обозначает наречие как часть речи? 2. На какие вопросы отвечают наречия? 3. К словам какой части речи относятся наречия? 4. Можно ли изменить наречие? 5. Каким членом предложения является наречие?

Слайд 6

Работа в парах. Информацию , с которой согласны, помечайте знаком «+». Информацию , с которой не согласны, помечайте знаком «-».

Слайд 7

1. Что обозначает наречие как часть речи? 2. На какие вопросы отвечают наречия? 3. К словам какой части речи относятся наречия? Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. Наречие отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? и др. Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию

Слайд 8

4. Можно ли изменить наречие? 5. Каким членом предложения является наречие? Наречие – неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Наречие обычно является обстоятельством, реже – определением. Учебник, параграф 12, правило стр. 88

Слайд 9

НАРЕЧИЕ В предложении является Обозначает Относится к Отвечает на вопросы

Слайд 10

С обрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия: Тише едешь , дальше будешь. В гостях хорошо , а дома лучше. Готовь сани летом , а телегу зимой. Заменить фразеологизм наречием: Спит как убитый. Крепко Знать как свои пять пальцев. Хорошо Как кот наплакал. Мало Ни свет ни заря. Рано

Слайд 11

Маркировочные значки: √ Знаю + Узнал (новая информация ) - Хочу узнать подробнее (думал иначе ) ИНСЕРТ Внимательно прочитайте текст. Отметьте маркировочными знаками каждый пункт.

Слайд 12

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Физкультминутка

Слайд 17

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 18

Маркировочная таблица Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее

Слайд 19

Выкупанная дождями окрестность казалась невиданно яркой… Осенние краски уже заметно вкрапились повсюду. Трава оживилась после майских дней, вдруг по-майски налившись изумрудом. На ее сверкающих лужах выпукло виднелись желтые лапы кленов. На черемухе одиноко вспыхивали от солнца прозрачно-малиновые листья. Слева уплывали вдаль береговые кряжи… За ними кое-где горела Волга . Константин Федин - найти наречия и выписать их со словом, к которому они относятся - поставить к наречию вопрос - подчеркнуть наречие как член предложения Задание:

Слайд 20

Выкупанная дождями окрестность казалась невиданно яркой … Осенние краски уже заметно вкрапились повсюду . Трава оживилась после майских дней, вдруг по-майски налившись изумрудом. На ее сверкающих лужах выпукло виднелись желтые лапы кленов. На черемухе одиноко вспыхивали от солнца прозрачно-малиновые листья. Слева уплывали вдаль береговые кряжи… За ними кое-где горела Волга .

Слайд 21

признак действия признак другого признака обстоятельством определением где? зачем? откуда? когда? к аким образом? куда? почему? как? глаголу причастию деепричастию прилагательному другому наречию НАРЕЧИЕ В предложении является Обозначает Относится к Отвечает на вопросы

Слайд 22

Составьте пожелание нашим гостям с использованием наречий. ………………….. не болеть. ………………….. быть преданными своему делу. Живите ………………….. . ………………….. улыбаться. ………………….. выглядеть. всегда никогда чаще счастливо великолепно счастливо Никогда Всегда Великолепно Чаще

Слайд 23

Итоги урока Вы достигли поставленных целей? Остались ли у вас открытые вопросы? С какими трудностями Вы столкнулись в своей деятельности? Как Вы их преодолевали? Как Вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что Вам было интересно ? А что Вам еще хотелось бы узнать на следующих уроках?

Слайд 24

Домашнее задание 1. Учебник. Выучить правило, параграф 12 2. Упражнение №199, письменно 3 . Работа с ЗУХ

Слайд 25

Спасибо за урок! Спасибо за урок! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...