Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме «Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов» (4 класс)
методическая разработка по русскому языку на тему

МаксимоваТ.Н.

Данный урок может быть использован при изучении  раздела "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_t.n._urok.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Камскополянская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики ТатарстанТ

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме

«Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов»

(4 класс)

Подготовили: Максимова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории; Михалаш Татьяна Витальевна, учитель начальной школы первой квалификационной категории

Камские Поляны, 2017 год

Предмет: русский язык и чтение.

Класс: 4

УМК: Перспективная начальная школа.

Тема: Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов.

Тип урока: урок рефлексии.

Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.),  закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний глаголов, прививать навык работы по алгоритму  «спряжение глаголов»;              

Развивающие: формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся; продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

Воспитательные: развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Методы и приёмы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, коммуникативные, наглядные, практические, создание рефлексивного поля, создание креативного поля, проблемное изложение, частично-поисковые методы.  

Планируемые результаты:

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Оборудование:

  • карточки для работы в парах, группах;
  • компьютер, проектор, экран, презентация
  1. Мотивация (самоопределение) к  учебной  деятельности

Цель: включение в учебную коррекционную деятельность на личностно-значимом уровне.

( Слайд 1) Эпиграфом нашего урока послужит древняя пословица «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

 -  Как вы её понимаете?  
- А что такое эпиграф?

(Эпиграфом называют цитату, высказывание, пословицу, которые помещаются перед произведением и содержат основную его мысль).

Я надеюсь на вашу работоспособность. Желаю вам удачи в познании нового.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднения собственной деятельности.

Чтобы узнать, над чем мы будем работать  на уроке, выполните задания.

(Слайд 2.) Строки из стихотворения  Ивана Сурикова:

                   Ярко солнце свет…т,

                   В воздухе тепло,

                   И куда ни глян...шь,

                   Все кругом светло.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.   

Тема сегодняшнего урока. (Написание безударных личных окончаний глаголов). 

Локализация индивидуальных затруднений и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: осознания места и причины собственных затруднений и постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа ми средств её реализации.

- Почему это так важно?

Поставьте перед собой цели (правильно писать безударные личные окончания глаголов и определять их спряжение).

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать со стихами и прозаическими текстами и, конечно же,  оттачивать орфографическую зоркость. (Слайд 3)

На уроке мы с вами будем работать по плану (на доске).

У детей – оценочные листы.

 

Сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано.

Давайте повторим, как мы определяем, какую букву нам надо написать в окончаниях глаголов.

Алгоритм определения спряжения в глаголах и написании безударных гласных  (проговаривается устно).

Реализация построенного проекта.

Цель: коррекция ошибок, закрепление способов действий  и формирования умения правильно применять соответствующие знания.

Пункт плана №1.

О, как всё дышит, оживает

На миг и сердце замирает.

Улыбку не прогнать с лица

Ну, а причина в том – Весна!

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму (работа в парах по листочкам). (Слайд 4)

  С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т весна. Замира….шь от смутных предчувствий и улыба….шься без всякой причины. Такое же состояние пережива….т  теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ярко и своими лучами купа….тся в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся и темне….т. Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т лёд. Деревья голы, но уже живут, дышат.

Проверка – каждая пара читает предложение и объясняет орфограмму.

Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-5 ошибок – 3 балла.

(Слайд 5)

- Мы знаем 3 типа текста: описания, повествование, рассуждение. Определите тип данного текста.

- С какой целью автор использует глаголы? Чтобы показать что?

Пункт плана №2.

Словесно рисовать картину

Писатель и поэт – мастак.

Сумеет ли художник так?

Давайте посетим Музейный дом и рассмотрим репродукции картин. (Слайд 6).

Какое время года изображено на этих репродукциях?

(Художники: 1 – Владимир Жданов, 2 – Мария Лазарева, 3 – Иван Вельц, 4 – Архип Куинджи).

- Найдите  и зачитайте предложения из текста, которые наиболее подходят для описания картины.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение понятий и способов действий, закрепление раннее изученного.

Пункт плана №3.

Отрывок Пушкина пред нами

Явился весь в своей красе:

Поставь же буквы, объясни правописание,

Определи значенья все.

Задание №2.

Послушаем отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который вы будете изучать в 9 классе (читает ученица).

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча…т утро года;
Синея блещ…т небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зелене…т.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохн…т и пестре…т;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

– Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

- Какой приём использует автор? (Сравнение, олицетворение).

- Понятны ли вам значение слов: келья и дань? Если мы не знаем значения слов, то как мы добываем знания?

(Спросим у кого-нибудь; посмотрим в Интернете, обратимся к Толковому словарю.)

а) словарная работа (Слайд 8)

Келья – отдельная комната монаха.

Дань – денежный побор с покорённых народов.

- Вставить пропущенные буквы и объяснить  их правописание (индивидуально).  (Слайд 9)

Самопроверка (Слайд  10)

Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла.

Физминутка.

Пункт плана №4.

Предложения явились к нам

Найди значения и их жанр.

Всё перепуталось, а ты – сообрази

И вместе всё соедини.

Задание №3.  (Слайд 11)

А сейчас работа в группах.   Прочитайте предложения и найдите начало и конец.

  • Наперёд не зна…шь,                                      когда её потеря...шь.
  • Конь вырвется - догон...шь ,                          а храбрый побежда...т.
  • Цену вещи узна..шь,                                       где найдёшь, где потеря..шь.
  • Трус погиба...т ,                                               а слово сказанное не ворот...шь.

 

- К какому жанру литературы они относятся?

У.: Эти предложения относятся к малому жанру фольклора - пословицам.

Вставить пропущенные буквы, доказывая орфограммы. (Слайд 12)

Проверка – каждая из групп зачитывает и объясняет 1 пословицу.

Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла.

Пункт плана №5.

Итог сегодня подведём,

Тест настоящий проведём. (На листочках)

Самостоятельная  работа с самоконтролем и самопроверкой по образцу.

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели.

 

Тест по теме “Глагол”.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется:

а) склонением;

б) спряжением.

2. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:

а) работать, стелить, открыть;

б) умывать, терпеть, дышать;

в) писать, горевать, догнать.

3. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:

а) помогать, ловить, задержать;

б) брить, видеть, вечереть;

в) обидеть, услышать, заплатить.

4. Определите лицо глагола согреваешь. 

а) 1 лицо               б) 2 лицо               в)  3 лицо

5. Определите время глагола позвал.

а) настоящее            б) прошедшее            в)  будущее

Проверьте себя. На экране вы видите правильные варианты ответов (Слайд 13).

Ключ к тесту:

1 Б      2 А      3 В      4 Б       5 Б

Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла.

Подсчитайте общее количество набранных вами баллов (Слайд 14).

Оцените себя.   19 -  20 баллов – 5

                           16 – 18 баллов – 4.

Пусть не огорчаются те, кто набрал меньше баллов. К этой теме мы вернёмся на следующем занятии.

Пункт плана №6.

Что удивило?

Чему научились?

Каких же успехов добились? (Слайд 15).

Рефлексия деятельности на уроке

Цель: соответствие цели урока и его результатов; самооценка, осознание метода преодоления затруднений.

- Я гордился собой!  Кто может сказать так про себя?

- Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Пункт плана №7.

Не храни молчание

Выполни домашнее задание (Слайд 16).

Д/з. уч. стр.107-108  упр.114.    

Выписать 4-5 предложений по теме «Весна» из любой художественной литературы, обозначить орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.

Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...

Интегрированный урок ( русский язык – английский язык) 4 класс. Тема: Глагол.

данный урок был проведён в 4 классе с целью сопоставления изменения глагола в английском и русском языках.   Цели:1. Воспитывать уважение и интерес  к русскому языку и языкам...

Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»

Интегрированный урок русского языка — английского языка  по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....