Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
    План - конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

    Спирина Елена Николаевна

    Разработка урока по теме "Полные и краткие прилагательные" с использование технологии проблемного обучения при объяснении нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_._2.docx22.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели урока:

    Обучающие:

    • Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

    Развивающие:

    • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

    Воспитывающие:

    • Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование:

    - медиапроектор,

    - презентация «Прилагательные полные и краткие»

    - на карточках задания для групповой работы

    - у каждого ученика на парте лежат все необходимые принадлежности к уроку

    - у каждого гостя на столе лежит книга-программа с перечислением всех этапов урока

    Технологии:

    1. информационно-коммуникационная технология
    2. технология личностно-ориентированная
    3. групповая технология
    4. технология интегрированного обучения

    Ход урока:

    Ι. Организационный момент 0,5 мин

              Здравствуйте ребята, садитесь! 

    ΙΙ. Вступительное слово учителя 1 мин

    Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке. Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы  спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

     ΙΙΙ. Повторение пройденного материала 4 мин

    - Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).

    - Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).

    - Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).

    - Что знаете об имени прилагательном? (ответы).

    - Назовите начальную форму прилагательного.(м .р, ед.ч, им. п).

    - С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

                                                     

    Чёрное и серое (слайд №2)

     Чёрное тихонько
     Дремало на полу.
    Серое тихонько
      Пряталось в углу.

     Чёрное тихонько
        Лапой шевельнуло,
    Серое проворно
            Хвостиком вильнуло.

    - Найдите прилагательное. Что с ним произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных?

    (Они превратились в существительные).

    - Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)

    ΙV. Объяснение нового материала

    На доске: (слайд №3)     5 мин

    мужественный

    сильный

    ловкий

    вынослив

    сосредоточенный

    - Что заметили? Какое слово лишнее? Чем оно отличается от остальных? (Все слова прилагательные, но слово вынослив отличается от остальных. Оно имеет окончание нулевое, отвечает на вопрос каков).

    Кто догадался, какая тема урока?

    Запишите число, классную работа, тему урока (слайд №4), слова, данные в столбике, пометив полное и краткое прил., выделив окончание, задав вопрос

    Сформулируйте цели урока

    Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

    Уметь:

    -Правильно употреблять прилагательные в речи;

    -указывать морфологические признаки прилагательных;

    -правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

    - Так на какие же вопросы отвечают краткие прилагательные?( Каков?, какова?, каково?, каковы?) (слайд №5) 4 мин

    - Какие окончания имеют краткие прилагательные?

    (м.р.(нулевое окончание), ж.р.(-а, -я), ср.р. (-о, -е) (слайд №6)

     - Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам). Записываем ниже.

    - Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

    Я - учитель всей страны.

    Дети все мои умны.

    Всем ученикам умнам

    Я урок прекрасный дам.

    Эта девочка умна.

    Всё запомнила она.

    Я люблю её одну.

    Эту девочку умну.

    Этот мальчик так умён.

    Всё на свете знает он.

    И услышит вся страна

    Про мальчонку, про умна (слайд №7)

    Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам (слайд №8)

    Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.  2 мин

    -Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика (слайде №9)                 и

                                 Вынослив

                                 Спортсмен

                                 ловок

    Выполните синтаксический разбор предложения.

    Спортсмен ловок и вынослив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..) (слайд №10)

    Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

    Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

    Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. 

    Для чего используют краткие прилагательные? (Для краткости, лаконичности, выразительности- на них падает логическое ударение).

    Будьте добры!
    Будьте любезны!
    Будьте внимательны!

    Физминутка 3 мин

     (Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки).

    Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

    v. Закрепление материала

    1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием – цепочкой. 10 мин

    Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.

    2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм (слайд №11) 6 мин

    Длинный - длинен

    Каменный -

    Бессердечный - бессердечен

    Удивительный - удивителен

    Вкусный - вкусен

    Стеклянный -

    Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.

    Учитель. Каменный, стеклянный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.

    3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие. 6 мин

    Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный (2, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 1)

    Проверка (слайд №12)

    *4. Работа с карточками.        

    (работа по группам из 4 человек)

    Ребята, на карточках, которые вы получили, дан ряд полных прилагательных. Ваша задача образовать от полных прилагательных краткие, а рядом подобрать антонимы к кратким прилагательным.

    Что такое антонимы? (ответ)

    Та группа, которая первая справится с этим заданием, получает отметку «отлично»

    Запишите краткие формы прилагательных.

    Узкий - узок, узко, узка;

    Резкий- резок, резко, резка;

    Мягкий - мягок, мягко, мягка;

    Бледный – бледен, бледно, бледна;

    Горький – горек, горько, горька;

    Ленивый – ленив, лениво, ленива

    Подберите антонимы.

    Узкий – широкий – широк

    Резкий – мягкий - мягок

    Мягкий – твердый – тверд

    Горький – сладкий – сладок

    Бледный – яркий – ярок.

    Ленивый – трудолюбивый - трудолюбив

    VΙ.  Подведение  итогов  урока (творческая работа)  2 мин

    А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

    Сегодня урок был……….

    Мы выполняли………….задания.

    Некоторые ребята………..и…………….

    Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.

    Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут…………(слайд №14)

    VΙΙ. Домашнее задание       

            1) упр .590.  

            2)  Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

            3) сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.

    VΙΙΙ. Рефлексия 

           Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Звуки и буквы. Закрепление знаний".

    Закрепление умения находить в словах орфограммы (место несовпадения звука и буквы). Развитие орфографической зоркости.Активизация тематического словаря.Развитие диалогической речи: умение определить т...

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

    Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности ...

    Презентация к плану - конспекту урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

    Презентационный материал к плану-конспекту урока русского языка в 5 классе "Прилагательные полные и краткие"...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...