План-конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Смирнова Алена Викторовна

 

Урок русского языка в 10 классе по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

(план-конспект)

выведение алгоритма

самостоятельная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

(план-конспект, презентация)

Фрагмент календарно-тематического планирования уроков русского языка в 10 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов)

(по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010 г.)

№ урока

Тема урока.

К-во

часов

Элементы обязательного минимума

Домашнее задание

34 -35

Имя прилагательное как часть речи.

2

Распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различение постоянных и непостоянных признаков прилагательного.

§  36, упр.204,

 с.131 .

36-37

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных.

2

Знать особенности правописания Ни НН в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных;  уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

§ 39, упр.214 (2), с.137 .

38.

Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

1

Знать особенности правописания сложных имён прилагательных и существительных.; расширить словарный запас учащихся, активизировать употребление сложных слов в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями.

§ 35, 40,

 упр.219, с. 141.

39.

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное».

1

Повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное и имя прилагательное»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами.

40.

Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных.

1

Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; закрепить навыки склонения и правописания количественных и порядковых числительных.

§  41-43,

упр.223, с.148.

41.

Р/Р Употребление в речи имен числительных.

1

Наблюдение за употреблением числительных в речи; употребление числительных в соответствии с основными лексическими и грамматическими нормами.

§ 44 ,

упр.230, с. 151.

42 -43.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

2

Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать особенности правописания местоимений, морфологические нормы употребления местоимений

§ 45-46,

упр.231, с. 153.

44-45.

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

2

Повторить основные лексико-грамматические разряды глагола; знать правила написания суффиксов и личных окончаний глагола; уметь определять спряжение глаголов пот суффиксам.

§ 47-48,

 упр.253, с.167.

упр.258, с.169.

46.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий.

1

Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа; знать правила правописания суффиксов причастий; уметь аргументировать выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола.

§ 49-50, упр.260, 262, с. 172.

47

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Систематизировать и обобщить правила правописания Н и НН  в  суффиксах отглагольных прилагательных и причастий;

§ 51 ,

 упр.269, с. 176.

Цели урока:

Образовательная:

-  закрепление сведений об  условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

- обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

- выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Развивающая

- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

Воспитательная

- формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Тип урока - урок систематизации и обобщения материала

Основные этапы: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, выделение главного, создание алгоритма, закрепление и контроль усвоения;

 Формы работы учащихся: фронтальная беседа, сравнительный анализ, работа с интерактивной доской, применение предыдущих знаний в новой ситуации, составление алгоритма, работа в парах, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, раздаточный материал

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о таких частях речи, как прилагательное и причастие. Давайте вспомним их определения. Итак, что такое прилагательное?

Уч.: Прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и обозначает признак предмета

- Верно (слайд 2). А теперь дайте определение причастию.

Уч.: Причастие – часть речи, которая отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета

по его действию (слайд 3)

- Правильный ответ.

  1. Создание проблемной ситуации

- (Слайд 4) Обратите внимание на экран. Перед вами два словосочетания: Поджаренное мясо

Жареное мясо. Давайте определим, в чем здесь сходство, а в чем отличие, сколько Н пишется в каждом из определений? Какой частью речи является определение в каждом из случаев?

( учащиеся определяют в первом случае причастие, во втором – либо прилагательное, либо причастие, либо затрудняются с ответом)

- Второй ответ не верен.

 Ребята, от определения части речи зависит количество Н в слове.

  1. Постановка целей урока 

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Уч.: научиться определять часть речи

- Верно. Наша цель: восстановить в памяти ранее изученный материал, создать алгоритм определения частей речи, повторить правила их написания и исключения. (слайд 5)

  1. Создание алгоритма

- Возвратимся к слову, у которого мы затруднились определить часть речи. Это – отглагольное прилагательное. (слайд 6) Запишем в тетрадь определение с экрана: Отглагольное прилагательное – это причастие, перешедшее в разряд прилагательных. В нем значение признака стало преобладать над значением действия.

  Например: поджаренное мясо (его поджарили- действие )      причастие , а жареное мясо (не сырое - признак) -   это  отглагольное прилагательное.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, а в отглагольных прилагательных – Н

Пропеченный хлеб (прич.)- печеный хлеб (прил.) (слайд 7)

-Ребята, предлагаю вам создать алгоритм по определению причастий и отглагольных прилагательных (слайд 8)

(Совместное поэтапное создание алгоритма)

Ребята, ВАЖНО ПОМНИТЬ:

  • Если у слова есть приставка, кроме НЕ, то это причастие.  

Пр.: несушеные грибы (прил.) –

 невысушенные грибы (прич.)

  • Если у слова есть зависимые слова, то это причастие.

Пр.: сушеные грибы (прил.) –

сушенные на солнце грибы (прич.)

  1. Закрепление (работа класса с интерактивной доской)

- Давайте проверим действие нашего алгоритма на практике. По очереди проанализируем предложенные словосочетания: (слайд 10) Спишите причастия и отглагольные прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу  слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор.

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, реза…ые ножом, , ноше…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая краской, мороже…ые, вяза…ая мамой, нечая…ый

  1. Запись основных положений и исключений

- Правописание слова «нечая…ый» вызвало у вас затруднения потому, что оно, являясь отглагольным прилагательным, относится к исключениям. Давайте запишем их в тетради для запоминаний. (слайд 11)

Отглагольные прилагательные, в которых пишется НН

Невиданное происшествие

Данный автограф

Неслыханное дело

Негаданный успех

Нежданный гость

Нечаянный поступок

Отчаянный человек

Желанный ребёнок

- Ребята, помните: слова, оканчивающиеся на -ОВАННый ,-ЕВАННый всегда относятся к прилагательным и пишутся с НН (прессованный, корчеванный). Прилагательные коваНый, жеваНый пишутся с одним Н, так как –ОВ и –ЕВ входят в корень (слайд 12)

А еще:

В кратких причастиях пишется Н (ВзвешеННый – взвешеН) В кратких отглагольных прилагательных столько же НН, сколько в полных (ГружеНый – гружеН) (слайд 13)

  1. Работа в парах

- Предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите три группы слов для ребят, сидящих на трех рядах соответственно. Итак работаем в парах по алгоритму. Не забывайте об исключениях. (слайд 14)

- А теперь давайте проверим. Каждая пара по очереди вслух комментирует свое решение.

  1. Самостоятельная работа (тест)

- Ребята, предлагаю проверить то, как мы научились, пользуясь алгоритмом, отличать причастия от отглагольных прилагательных. Вот небольшая самостоятельная работа на пять минут по вариантам. Будьте внимательны! Успехов! (слайд 15)

  1.  Самопроверка

- А теперь возьмите ручку другого цвета и проверьте сами себя. (слайд 16)

  1. Выставление оценок

  1. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу. Вы все сегодня отлично поработали. Расскажите, что для вас было самым интересным, …а самым трудным? Вопросы с экрана (слайд 17)

  1.  Выдача домашнего задания

- Выучить записи в тетради, в частности алгоритм и исключения. § 51 ,  упр.269, с. 176. (разъяснение)

- Всем спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны. (слайд 18)

Приложение 1: тест и ответы

Приложение 2: презентация к уроку

     I  вариант

    II  вариант

 1

2

4

5

6

7

9

10

11

13                

1

4

6

7

8

9

10

12

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...