Конспект урока русского языка в 5 классе "Неизменяемые приставки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Файзрахманова Эльмира Радиковна

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neizmenyaemye_pristavki.doc64.5 КБ
Файл neizmenyaemye_pristavki1.pptx677.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока:

«Неизменяемые приставки»

Урок подготовила: учитель русского языка

                                              и литературы МБОУ «ВСОШ №2»

                                               Файзрахманова Эльмира Радиковна,

                                                 Квалификационная категория: первая

Тема: Неизменяемые приставки.

Цели и задачи:

  1. Продолжить изучение приставок.
  2. Развивать логическое, пространственное мышление и письменную речь;  умение находить приставки; побудить с помощью игровой формы интерес к предмету, стремление к успеху.
  3. Воспитывать в учениках любовь к родному языку, к фольклору; воспитывать доброжелательность, коллективизм, учить помогать друг другу.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Мотивация и целеполагание:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке. Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко. А теперь подарите свой шарик друг другу. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое поможет нам провести урок интересно, плодотворно.

II.         Актуализация знаний.

  1. Беседа о Родине и русском языке.
  • Учитель читает стихотворение.

             Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!


Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Ребята, о чем это стихотворение?

Учащиеся: О Родине, о России.

Учитель: А что для вас значит слово Родина?

Учащиеся: Это наш город, наш дом, родной язык.

Учитель: Молодцы! Мы сегодня с вами будем говорить о красоте  и богатстве русского языка.

  • Ребята, прочитайте высказывания К.Г.Пауствовского и Ч.Айтматова о русском языке: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», «Бессмертие народа – в его языке».

О чём эти высказывания? Как вы понимаете смысл?

 Учащиеся: К.Паустовский говорит о том, что русский язык богат, можно подобрать к любым явлениям, эмоциям, предметам слова. Он гордится своим языком.

Для того, чтобы сохранить наш язык, нужно изучать его, изучать богатства, которые передали нам наши прадеды.

III. Целеполагание и мотивирование.

Учитель: Одним из жемчужин языка являются загадки. Загадки – это мудрёные вопросы. Отгадав их, мы узнаем тему нашего урока.

1) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

2) Он стоит на трёх ногах

Сам чёрный, в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль

Называется…(рояль)

3) Неуклюжий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

4) Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (солнце)

5) Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тебе подарит …(телефон)

6) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

7) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

9) В  домик свой скворец вернулся,

И в норе медведь проснулся.

Всюду слышна птичья трель,

Кто же к нам пришёл…(апрель)

Учитель: Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось?

Ученик: Приставка.

IV.  Закрепление ранее изученного материала. Ввод нового материала.  

  1. Беседа.

Учитель: А что такое приставка?

Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

      2) Работа с таблицей.

Учитель: Обратите внимание на таблицу, на которой показаны особенности приставок.

Приставка

  1. …часть слова.
  2. Служит для образования новых слов.
  3. Пишется слитно.
  4. Между приставкой и корнем вопрос ставить нельзя.

  1. Игры с приставками

Чтобы наладить это хорошее знакомство, давайте поиграем с приставками в разные игры. Игра первая: «Приставка или нет?»

Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат со— приставка, а в словах сонный или сосна — нет. Вам будут даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет.

Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы — носители смысла. Если отделить одну морфему, например приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслиночки". А если "смыслиночек" не будет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово.

!!! А теперь - играем! Выделите приставки в словах: (работаем в паре)

1) ворваться, воевать, ворох, вогнать, 2) добраться, домашний, доверить, доброта, 3) озабоченный, оловянный, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать, предмет; 5) заработок, зарево; 6) подписать, порох, подправить; 7) сотрудник, соловей, соединение; 8) поездка, полоса, полеводство, полено.

Игра вторая: «Приставкины прятки-1».

     Тут вы можете нам не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? "Вот это да! — наверное, скажете вы. — Приставка оказалась в середине слова!" Почему так получилось? Потому что слово "склеилось" из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине "склеенного" слова. Таких слов в нашем языке немало.

А теперь - за игру!

!!! Найдите в "склеенных" словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове! (работаем «цепочкой»)

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, 'водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.

А могут ли приставки спрятаться куда-нибудь еще? Могут. Куда же? Друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.

!!! Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их (по цепочке):

1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.

Коварная приставка с-

    Осторожно! Она "ошибкоопасна". Во-первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стер вряд ли кто-нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться — четко слышится [з]. Но мы-то с вами на эту удочку не попадемся!

    Есть маленькая группа слов , в которых пишется всегда 3 - это слова ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ.

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить: это приставка первой группы, и пишется она всегда одинаково.

  1. Физкультминутка.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Знакомство с понятием «классификация», работа с памяткой.

Учитель: Я предлагаю выполнить следующее задание: каждому из вас предлагается набор приставок. На какие две группы можно разделить данные приставки? Деление приставок на группы – это классификация. Прежде чем вы ответите на поставленный вопрос, я предлагаю вашему вниманию памятку «Как провести классификацию» (в-, с-, к-, от-, об-, раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-, пре-, при-)

Порядок деятельности при классификации.

  1. Выделить признак для классификации.
  2. Провести классификацию в соответствии с признаками.

Учитель: А теперь заполняем карточку предложенными приставками. Как вы озаглавите группы?

Пишутся всегда одинаково

Могут измениться при письме

Учитель: Что у вас получилось? Прочитайте приставки, которые вы отнесли к первой группе? Ко второй?

V. Закрепление нового материала.

1) Работа с теоретическим материалом.

Учитель: сегодня мы с вами будем говорить о неизменяемых приставках.

Откройте учебник на странице , найдите приставки, которые пишутся всегда одинаково.

Ученик: Это приставки от-, под-, над-, об-, пред-, в-, с-, до-, пере-.

Учитель: Сформулируйте определение неизменяемых приставок.

Ученик: Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.

Учитель: Русский народ придумал замечательные скороговорки. Прочитайте их, найдите слова с неизменяемыми приставками.

1 ряд. Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое

2 ряд. - Вымыли ли вы куклу Милу?

           - Мы Милу намылили и вымыли.

3 ряд. Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Остроумие русского народа отразилось и в фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?

Разберем упр. 436 (это упражнение для домашнего задания).

IV. Обобщение.

Учитель: Скажите, ребята, с какими приставками вы сегодня работали на уроке?

Ученик: Мы работали с неизменяемыми приставками.

Учитель: Что нового вы узнали о неизменяемых приставках? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересны? Что бы вы ещё хотели узнать о приставках?

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание. Упр. 436, написать сочинение-рассуждение «Почему и как нужно беречь родной язык?»        

Слово учителя: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «ВСОШ № 2» Урок русского языка в 5-ом классе «Неизменяемые приставки» Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Файзрахманова Эльмира Радиковна

Слайд 3

В.Орлов Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!» Я пою, и в тишине подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти!» Отвечаю травам я, отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя !»

Слайд 4

Константин Паустовский Чингиз Айтматов «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, …для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» «Бессмертие народа – в его языке» Высказывания о русском языке

Слайд 5

Загадка – мудрёный вопрос Вперевалку шёл со льдин к нам на утренник Пингвин. О н стоит на трёх ногах, сам чёрный, в чёрных сапогах, зубы белые, педаль, называется Рояль. Неуклюжий, светло-синий, по кустам развешан Иней. Что выше леса, краше света, без огня горит? Солнце. Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга из далёка тебе подарит Телефон. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Арбуз. Серовато, зубовато , по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Волк. Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает. Книга. В домик свой скворец вернулся, и в норе медведь проснулся, всюду слышна птичья трель. Кто же к нам пришёл? Апрель.

Слайд 6

Тема урока: «Приставки» П ингвин Р ояль И ней С олнце Т елефон А рбуз В олк К нига А прель Приставка – это… … часть слова; Служит для… …образования новых слов; Пишется… …слитно; Стоит … … перед корнем.

Слайд 7

Игра «Приставка или нет?» Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, Со – брат: со- является приставкой, Сон-н- ый : со- часть корня. Помните!!! Морфемы – носители смысла. Работаем в паре: 1 ряд: домашний, доброта, доверить 2. ряд: подписать, порох, подправить 3 ряд: полоса, полеводство, полено

Слайд 8

Игра «Приставкины прятки-1» Где приставка в слове ПРОВОД ? ПРО- в начале слова. Где приставка в слове ВОДОПРОВОД ? ПРО- - в середине. Почему так случилось??? Работаем «цепочкой»: Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный, комбинат, мясоперерабатывающий, сногсшибательный результат.

Слайд 9

Игра «Приставкины прятки-2» А ещё куда могут спрятаться приставки? Друг за дружку. ПЕРЕ ПОД ГОТОВИТЬ. Сколько приставок в слове? Работаем «цепочкой». Подать, преподать, прошло, изводить, производить, непроизводительный.

Слайд 10

Физкультминутка Буратино Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Слайд 11

Классификация приставок Разделите на две группы следующие приставки: В-, ПРЕ-, БЕЗ-, ПОД-, РАС-, ОТ-, ОБ-, БЕС-, РАЗ-, ПРИ-, ИЗ-, ИС-…

Слайд 12

Пишутся всегда одинаково Могут измениться на письме В- ПОД- ОТ- ОБ- … РАЗ-/РАС- БЕЗ-/БЕС- ИЗ-/ИС- ПРЕ-/ПРИ- … Классификация приставок

Слайд 13

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Найдите перечисления приставок. Прочитайте. Сформулируйте определение неизменяемых приставок.

Слайд 14

Скороговорки - фразы с труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки Прочитайте. Найдите слова с неизменяемыми приставками. 1 ряд . Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое . 2 ряд. - Вымыли ли вы куклу Милу? - Мы Милу намылили и вымыли. 3 ряд. Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Слайд 15

Обобщение С какими приставками мы сегодня работали? Могут ли приставки играть с нами в прятки? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересными?

Слайд 16

Домашнее задание Упр. 436 (письменно) Написать сочинение-рассуждение «Почему и как нужно беречь родной язык?»

Слайд 17

Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка»

Аннотацияк уроку русского языка по теме «Приставка»     Данный урок русского языка разработан для 5-ых классов при изучении темы «П...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в приставках пре-при"

Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках –пре-при-» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, п...

Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".

Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект написан в соответствии с  ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка». УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2009.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка». УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2009. Тема: ПриставкаТип урока: урок ознакомления с новым материалом....

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"

Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...