Методическая разработка по русскому языку "Алгоритмы русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Бобылева Ирина Валерьевна

Методическая разработка по русскому языку "Алгоритмы русского языка" (Из опыта работы). Предназначена для учителей русского языка среднего звена общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_algoritmy_russkogo_yazyka.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Чудинова Светлана Альбертовна

Из опыта работы

Алгоритмы на уроках русского языка

В противоположность проблемному, в которое заложено развитие творческой инициативы учащихся, программное обучение имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельных элементам и однозначным предписаниям (алгоритмам), которые нужно запомнить и производить в определенном порядке для получения искомого результата.

Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий, правил для решения данной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.  Алгоритм – это способ действия для получения определенного результата. Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.

Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Из опыта известно, что основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правила. Обычно бывает так: правило ученик знает, а на письме допускает ошибки. Причина в этом то, что он не овладел способом применения правила. Отсюда следует, что после того , как учитель убедился в усвоении теоретических сведений, в центре его внимания должна быть практическая работа над их применением.

Так, чтобы применить правило о правописании безударных гласных в корнях, нужно:

  1. Выяснить лексическое значение слова, например: разредить – сделать реже, менее густым (в отличие от разрядить – освободить от заряда);
  2. Поставить ударение, выделить безударный гласный;
  3. Разобрать слово по составу: раз-ред-и-ть;
  4. Подобрать однокоренные слова: разредить – редкость, редко, на редкость, редкостный, проредить, изредка.
  5. Выбрать из данных однокоренных слов проверочные для морфемы –ред, поставить гласный под ударение: рЕдко, рЕдкость, на рЕдкость, рЕдкостный;
  6. Объяснить написание буквы е: в ударном положении в корне –ред-е, следовательно, и в безударном положении в словах с этим корнем нужно писать букву е.

Сложное действие по определению проверяемых гласных в корне на первых порах бывает связано с выполнением более десятка частных операций, а именно: выделение слова, правильное произнесение его, нахождение ударного слога, выявление безударных гласных, установление смысловой и грамматической связей между словами (без чего трудно осознать значение слова и выполнить некоторые другие операции), определение значения, последовательный подбор слов с производящей основой и сопоставление их с данным словом, выделение корня, установление, в корне ли находится безударная гласная, подбор родственных слов, нахождение проверочного слова, сопоставление проверяемого слова с опорным и вывод о написании.

В дальнейшем, когда ученики научатся применять правило, подробное объяснение постепенно «свернется». Например, обосновывая написания выделенных орфограмм в предложении За рекой виднелась зеленая полоса картофельного поля, ученик отмечает, что в слове рекой пишется е (проверочное реки), в слове виднелась – и (видеть) и т.д.

Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков, вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части. Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия. И тогда появились устные инструкции и указания, по-особому составленные схемы и таблицы, стихотворные правила (тоже своеобразные алгоритмы). Последние давно входят в практику преподавания русского языка. Так, изучая написание –тся и –ться в глаголах, можно использовать такое стихотворное правило:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Приведем стихотворный алгоритм написания слов с корнями –бер-, -бир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-:

Если есть за корнем а,

В корне будет и всегда,

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? – Вытирай.

А теперь сравним два алгоритма - стихотворный и обычный:

Чтобы нам не ошибаться,

Когда –кас- должен писаться,

А когда напишем –кос-,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс –а?

-Кас- напишем мы всегда;

-кос- напишем мы тогда,

Когда нет за корнем –а-.

Стихотворные алгоритмы, благодаря ритмическому построению, помогают ученику лучше запомнить способы действия и применения правил, поэтому целесообразно использовать их в сочетании: следом за стихотворением строить алгоритм-схему или после построения алгоритма вводить стихотворное правило.

Чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения языку, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. На первых уроках повторения в 5-м классе можно вместе с учениками составить следующий обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

  1. Выделить орфограммы.
  2. Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
  3. Выбрать правило и применить его.
  4. Определить часть речи.
  5. Выбрать правило и применить его.

Этот алгоритм может служить и схемой орфографического разбора, и инструкцией для работы над ошибками. Он сужает круг самих правил, помогает выбрать нужное. Обнаружив орфограмму, например, безударную гласную, и определив, что она находится в корне, ученик решает, является она непроверяемой, проверяемой или чередующейся.

Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий, направленных на формирование обобщенных умений и навыков по определенной теме. Алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Методическая разработка к интегрированному уроку русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы".

Данный материал представляет собой словарь в картинках, подготовленный специально к интегрированному уроку русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...