Рабочая программа по русскому языку 5 класс для учащихся с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа
по русскому языку
учителя Ласицы Елены Владимировны
для учащегося 5 Б класса, обучающегося на дому,
Григорьева Дениса
(составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М. Т. Баранова)
Основное общее образование. 5 класс
(базовый уровень)
( 3 часа в неделю, 34 недели, 102 часа за год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus.yaz_ovz_5_kl.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 35 Краснооктябрьского района Волгограда»
Введено в действие Приказом № 198 от 31 августа 2012 г. директор МОУ СШ № 35 ______ Н.В. Новолокина | УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МОУ СШ № 35 Волгограда протокол № 1 от 29 августа 2012 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
учителя Ласицы Елены Владимировны
для учащегося 5 Б класса, обучающегося на дому,
Григорьева Дениса
(составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М. Т. Баранова)
Основное общее образование. 5 класс
(базовый уровень)
( 3 часа в неделю, 34 недели, 102 часа за год)
2013 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, 5-9 классы – М., « Просвещение», 2011.)
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Но программа составлена для ученика, имеющего отклонения в здоровье, ослабленную память, обучающегося индивидуально. Она рассчитана на 102 часа в год. Поэтому отдельные темы даются в ознакомительном плане, уменьшено количество письменных работ по развитию речи.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащегося по русскому языку, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса; планируемые результаты изучения русского зыка в 5 классе; учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения и календарно – тематическое планирование.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся,;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала обучающимся, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи .
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.
3. Планируемые результаты изучения курса русского языка
Ученик 5 класса научится: | Ученик 5 класса получит возможность научиться: |
Речь и речевое общение | |
• использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в различных ситуациях; • соблюдать нормы речевого поведения; | предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения |
Речевая деятельность | |
Аудирование | |
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); • передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • передавать содержание текстов разной функционально-стилевой принадлежности. | • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов; |
Чтение | |
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме; •использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; | • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию. |
Говорение | |||
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией; • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | ||
Письмо | |||
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; | • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | ||
Текст | |||
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров; • осуществлять информационную переработку текста; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. | |||
Функциональные разновидности языка | |||
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | • различать и анализировать тексты разных жанров и разной функционально-стилевой принадлежности; | ||
Общие сведения о языке | |||
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; | • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка. • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. | ||
Фонетика и орфоэпия. Графика | |||
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; | • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | ||
Морфемика и словообразование | |||
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; | • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | ||
Лексикология и фразеология | |||
• проводить лексический анализ слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • опознавать основные виды тропов; | • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • пользоваться различными видами лексических словарей и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | ||
Морфология | |||
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | ||
Синтаксис | |||
• опознавать основные единицы синтаксиса и их виды; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; | |||
Правописание: орфография и пунктуация | |||
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | |||
Язык и культура | |||
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; |
4. Материально-техническое и информационное обеспечение:
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса
- Электронные пособия:
- Русский язык (весь школьный курс). Репетитор.
- Русский язык. Орфография.
3. Методическое пособие с электронным приложением «Уроки русского языка с применением информационных технологий 5-6 классы». Пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2010.
4.Мультимедийные презентации по темам:
- Типы речи
- Семантика слов
- Имя существительное
- Основные понятия лексики
- Правописание букв И – Ы после Ц
- Правописание чередующихся гласных А - О, Е - И в корнях слов
- Пунктуация. Что может запятая?
- Синонимы
- Что изучает фонетика
- Что изучают синтаксис и пунктуация
- Что такое текст?
- Проверяемые гласные в корне
Образовательные электронные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература:
- Егорова Н.И.. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 2013.
- Таблицы по русскому языку для 5-9 классов.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2012.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
Справочные пособия
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера,2007;
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Количество работ по р.р. |
Язык – важнейшее средство общения | 1 | ||
Повторение изученного в 1-4 классах | 11 | 1 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 18 | 1 | 2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 9 | 1 | |
Лексика. Культура речи. | 7 | 1 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 13 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 38 | 4 | 2 |
Повторение и систематизация пройденного. | 5 | 1 | |
ИТОГО | 102 | 10 | 7 |
№ урока | дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Содержание | Планируемые результаты | |||
1 | 03.09 | Язык – важнейшее средство общения. | Работа со стихотворен., восстановление загадок, работа с пословицами. | Основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи. Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека. Приемы слушания, нормы речевого этикета. | Ученик научится: Различать понятия «язык» и «речь», определять главную функцию языка как средства общения; отличать устную речь от письменной; осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. | |||
2 | 04.09 | Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | Работа с деформированным текстом (восстановление стих.), морфемный разбор, коммент. письмо, шарады, вставить пропущ. буквы, самост. работа. | Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов. Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы. Определение однокоренных слов. | Ученик научится: различать буквенный и звуковой состав слова, выделять на слух звуки и называть их, находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их. Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные. | |||
3 | 05.09 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Вставить пропущ. буквы, игра «Зоркий глаз», комм. письмо | Сильные и слабые позиции согласных. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | Ученик научится: проверять согласные, находящиеся в слабой позиции. Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное. | |||
4 | 10.09 | И, у, а после кипящих. | Выборочный, распределительный диктанты, комментир. письмо | Правописание букв и, у, а после шипящих. . | Ученик научится: безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы | |||
5 | 11.09 | Разделительные ь и ъ знаки. | Анализ басни «Ъ и Ь», диктовка с взаимопроверкой | Правописание Ъ, Ь. | Ученик научится: опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной. | |||
6 | 12.09 | Р.р. Текст. Изложение с изменением лица рассказчика. | Ученик научится: устно и письменно пересказывать текст, определять основную мысль текста, объяснять языковые явления. | |||||
7 | 17.09 | Самостоятельные и служебные части речи. | Работа с деформированным текстом, распределит. диктант с самопроверкой | Определение частей речи, последовательность их распознавания. | Ученик научится: различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры. | |||
8 | 18.09 | Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами. | Различение омонимов, анализ сказки об Инфинитиве, распределит. диктант, разбор глаголов. | Определение глагола как части речи, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа. Правописание -ться и – тся в глаголах. Правило написания не с глаголами. | Ученик научится: находить глагол в предложении, определять его морфологические признаки, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица. Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания. | |||
9 | 19.09 | Правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь во 2-м лице ед. числа | Комм. письмо, работа над рассказом о Глаголе, индивид. задания | Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов. . | Ученик научится: определять спряжение глагола и выбирать гласную в личных окончаниях. | |||
10 | 24.09 | Имя существительное. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. | Выборочн. диктант, индивид. задания, комм. письмо, определение скл. и падежей | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Правило написания Ь после шипящих на конце существительных. | Ученик научится: находить имя существительное в тексте, определять морфологические признаки имени существительного. Безошибочно делать выбор орфограммы. Применять изученное правило на практике. | |||
11 | 25.09 | Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Распределит. дикт., разбор прилаг., мини-сочинен. «В стране Морфология» | Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного. | Ученик научится: Задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж | |||
12 | 26.09 | Р.р. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Местоимение. | Устное описание картины. Выборочный диктант, работа с деформ. текстом | Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных местоимений. | Ученик научится: конструировать текст сочинения-описания. Опознавать в тексте личные местоимения, употреблять их с предлогами в письменной и устной речи. | |||
13 | 01.10 | Р.Р. Основная мысль текста. Повторение изученного. | Ученик научится: определять тему и основную мысль высказывания. | |||||
14 | 02.10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах». | Ученик научится: применять изученные правила на практике. | |||||
15 | 03.10 | Основные синтаксические единицы. Словосочетание. | Выделение с/с из предложения, игра «Пятый лишний», замена глагольных с/с на именные, разбор с/с | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса. Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения. Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова. | Ученик научится: выделять словосочетания, находить грамматическую основу. Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по схеме. | |||
16 | 07.10 | Словосочетание. Тренировочные упражнения. | Комментиров. письмо, самостоятельная работа | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Основные признаки словосочетаний. | Ученик научится: отличать словосочетания от предложений. | |||
17 | 08.10 | Разбор словосочетаний | Комментиров. письмо, самостоятельная работа | Ученик научится: разбирать словосочетания. | ||||
18 | 09.10 | Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. | Работа с деформ. текстом (определить границы предлож.), конструирование предложений, работа над интонацией. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Определение предложений по цели высказывания. | Ученик научится: характеризовать предложения по цели высказывания, правильно интонировать их. | |||
19 | 14.10 | Знаки в конце предложения. Знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения. | Определение признаков членов предложения, работа с деформиров. текстом. | Виды предложений по эмоциональной окраске. | Ученик научится: правильно пунктуационно оформлять предложения, строить схемы предложений со знаками завершения. Правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения. | |||
20 | 15.10 | Грамматическая основа предложения. | Запись под диктовку, объяснение знаков препинания. Составление предложений по схемам, разбор предложений. | Способы определения сказуемого, основные способы его выражения. Способы определения подлежащего, основные способы его выражения | Ученик научится: находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматическим основ. | |||
21 | 16.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Запись под диктовку, объяснение знаков препинания. Составление предложений по схемам, разбор предложений. | Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Ученик научится: Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения. | |||
17 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Комментир. письмо, продолжить предложения, составлен. предлож. по схемам, разбор предложения | Различия между распространенными и нераспространенными предложениями. Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме. Способы выражения определения, графическое выделение на письме. Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме. | Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов. Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего. Находить определение в тексте, использовать в речи. Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи. | Ученик научится: | |||
18 | Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами. | Выборочн. дикт., анализ стих-я, работа с текстом | Признаки однородных членов. | Находить однородные члены. | Ученик научится: | |||
19 | Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | Распределит. диктант, работа с текстом | Признаки однородных членов. | Находить однородные члены. | Ученик научится: | |||
20 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие после обобщающего слова. | Работа с текстом | Алгоритм расстановки знаков препинания в пред | Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило. | Ученик научится: | |||
21 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Анализ стих-я, составл. предлож. по схемам, работа с деформ. текстом | Понятие обращения, его роль в речи. | Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее. | Упражнение 211, подбор текста с обращениями | |||
22 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | Комм. письмо | Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения. | Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | Упражнение 218, 221 | |||
23 | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении | Работа с деформ. текстом (определение границ предлож.), конструирование предлож., подбор примеров к схемам | Понятия простых и сложных предложений. Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы. Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. | Упражнение 226, 231, подобрать из худ. лит-ры 7-8 СП | |||
24 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Выделение ГО предлож., составл. схем, разбор СП | Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения. | Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. | Упражнение 234, 236 | |||
25 | Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. | Анализ текста, построение схем предлож., подбор примеров к схемам | Понятие прямой речи. | Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Упражнение 242, 243, подобрать 5 примеров с ПР | |||
26 | Диалог. | Работа с деформ. текстом, работа со схемами, ТВ-кое задание | Понятие диалога. | Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог. | Упражнение 246, выписать диалог из худ. лит-ры | |||
27 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация». | Комм. письмо, выделение ГО предлож., устная сдача зачета ассистентам | Что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Упражнение Подготовка к к/р | |||
28 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения | Повторение изученного | ||||
29 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | Решение лингвистических задач, различение паронимов, работа с аллитерацией, ассонансом | Предмет изучения орфоэпии и фонетики. Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. Особенности образования согласных звуков. Изменение звуков в потоке речи. | Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву. Выделять в слове звуки речи, правильно произносить гласные звуки, использовать элементы транскрипции. Выделять в слове звуки речи, правильно произносить согласные звуки, использовать элементы транскрипции. Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам . | Упражнение 258, 264 | |||
30 | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков. | С/работа, работа со скороговорками | Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. | Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам . | Упражнение 268 | |||
31 | Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Шипящие и ц. | Выборочн. диктант, анализ стих-ий, мини-сочинен. | Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции. Различия между звонкими и глухими согласными. | Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи. . | Упражнение 272, 281 | |||
32 | Обозначение мягкости согласных. | Сл/диктант, работа с деформ. текстом, анализ стих-я, работа со сказкой | Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме | Упражнение 303, выписать отрывок из любого текста, где встречается правило | |||
33 | Звуковое обозначение букв е, е, ю, я. | Сопоставит. анализ, взаимообъяснен. Ттмы, анлиз текстов | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова. | Упражнение 308, стих-е со словами в которых не совпадает кол-во букв и звуков | |||
34 | Орфоэпия. Графика. Алфавит. | Анализ текстов, работа с пословицами, работа по составлению каталогов, сопоставлен. слов по правильности произношения | Понятие и назначение алфавита. Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова. | Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности. Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем. | Упражнение 290, 292, мини-сочинен. | |||
36 | Фонетический разбор слова. | Работа по алгоритму | Алгоритм фонетического разбора слова. | Выполнять фонетический разбор слова. | Упражнение 315 | |||
36 | Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография». | Взаимозачет | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. | Творческое задание, Подготовка к к/р | |||
37 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. | Повторение изученного | ||||
38 | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. | Анализ текста, творческое задание | Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей. | Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем. | Упражнение 327, 328, определить лексич.зн. слов: космодром, старейшина, коллега, корреспондент | |||
39 | Многозначные и однозначные слова. | Анализ текста, творческое задание | Понятия однозначных и многозначных слов.. | Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | Упражнение 331, 335, выписать из словаря и сост. предлож. с 3 многозначн. словами | |||
40 | Прямое и переносное значение слова. | Анализ текста, творческое задание | Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры. | Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры. | Упражнение 340, 341 | |||
41 | Омонимы. | Анализ текста, творческое задание | Отличия омонимов от многозначных слов. | Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи. | Упражнение 360, 361 | |||
42 | Синонимы. | Анализ текста, творческое задание | Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. | Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи. | Упражнение 354 | |||
43 | Антонимы. | Анализ текста, творческое задание | Понятие антонимов, их стилистическая роль. | Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи. | Упражнение 365 Подготовка к к/р | |||
44 | Контрольный диктант по теме «Лексика». | Изученные правила темы. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи. | Повторение изученного | ||||
45 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. | Морфемный разбор, запись под дикт., анализ текста | Основные морфемы слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова. Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов. | Упражнение 368, 369 | |||
46 | Основа и окончание в самостоятельных словах. | Выборочн. диктант, сопоставление форм слова, работа с текстом | Понятие окончания как части слова и его функции. Понятие основы слова, ее значение в структуре слова. | Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола. Способы словоизменения (склонение, спряжение). | Упражнение 373, 377 | |||
47 | Корень слова. Его назначение в слове. | Словарн. диктант, игра «Четвертый лишний», игра «Кто больше?» | Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. | Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами. | Упражнение 378, 381, 384 | |||
48 | Суффикс, его назначение в слове. | Запись под дикт. с заданием, сост. слова по схемам, раб. с деформ. текстом | Роль суффикса в образовании новых слов. Суффикс как значимая часть слова. | Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. Объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. | Упражнение 397, 400 | |||
49 | Приставка; её назначение в слове. | Запись под дикт. с заданием, дикт. с самопроверкой, игра «Составь слово» | Приставка как словообразовательная морфема. | Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога. | Упражнение 404, 405 | |||
50 | Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. | Составление «словообразоват. дерева», индивид. раб., взаимообъяснен. темы, раб. с таблицей, шарады, игра «Кто быстрее», «Пятый лишний» | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Беглые гласные как варианты чередования. В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов. | Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания. Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания. Выделять морфемы, где есть беглые гласные. Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах. | Упражнение 409, 413, 415 | |||
51 | Морфемный разбор слов. Морфемные словари. | Составлен. слов, шарады, подбор примеров к схемам, дикт. текста, работа по алгоритму | Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи. Алгоритм морфемного разбора слова. | Пользоваться морфемным словарем. Выполнять морфемный разбор слова. | Упражнение 417, выпис. 2-3 примера из худ. лит-ры, сделать морфемн. разбор сущ., прилаг., глаг. | |||
52 | Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках | Составлен. слов по схемам, работа с алгоритмом, игра «Четвертый лишний», | Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо. Условия выбора буквы в приставках. | Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки. Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | Упражнение 422, 425, 432 | |||
53 | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях с чередованием. | Запись с послед. самопроверкой, комм. письмо, распределит. дикт. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | Упражнение 436, 439, 440 | |||
54 | Буквы о – е после шипящих в корне. | Взаимообъяснен., комм. письмо, раб. с таблицей | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | Упражнение 444, 445 | |||
55 | Буквы и – ы после ц. | Раб. с деформ. текстом, составл. алгоритма, раб.с таблицей | Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме | Упражнение 448 | |||
56 | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Свободн. дикт., образован. слов по схемам, взаимозачет | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. | Упражнение 455 Подготовка к к/р | |||
57 | Контрольный тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. | Повторение изученного | ||||
58 | Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. | Заполн. табл. материалами §, тренировочн. упр, раб. с сигнальн. блоками, свободн. дикт. | Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова. Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. | Различать служебные части речи от самостоятельных. Узнавать существительное среди других частей речи. | Упражнение 463, 468, 474 | |||
59 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Раб по табл., тренировочн. упр., с/раб | Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого. | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Упражнение 479 | |||
60 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Объясн. дикт., раб. над текстами по вар-там., мини-сочинен. | Деление существительных на собственные и нарицательные. | Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова. | Упражнение 484, 485 | |||
61 | Морфологический разбор имени существительного. | Анализ текста, раб. по алгоритму | Алгоритм морфологического разбора имени существительного. | Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Подбор примера к схеме, произвести разбор подобранного слова | |||
62 | Род имен существительных. | Буриме, игра «Кто быстрее», «Будьте внимательны» | Принадлежность слова к одному из трех родов. | Определять род имени существительного. | Упражнение 504, 505 | |||
63 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Множественное число имен существительных. | Дикт. с заданием, работа с загадками, анализ текста | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имею форму только единственного числа. Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных. | Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы. Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени. Уметь правильно писать и употреблять имена существительные. | Упражнение 511, 515, 550 | |||
64 | Склонения имен существительных. | Словарн. дикт., поиск информ., выборочн. дикт. | Три склонения имен существительных. | Способ определения склонения имен существительных. | Упражнение 518 | |||
65 | Изменение имен существительных по падежам и числам | Раб. по алгоритму, тренировочн. упр. | Падеж имен существительных и падежные окончания. | Определять падеж имен существительных. | Упражнение 529 | |||
66 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | Комм. письмо, тенировочн. упр. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Владеть способом действия при выборе орфограммы. | Упражнение 533 | |||
67 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | Тренировочн. упр, раб по карточкам, с/раб. | Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах. Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | Упражнение 540, 544 | |||
68 | Правописание – о – е – после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Наблюден. над табл., комм. письмо, раб. с деформ. текстом | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | Упражнение 557, 558 | |||
69 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | Взаимозачет по карточке-зачету | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. | Упражнение 561, 562 Подготовка к к/р | |||
70 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. | Повторение изученного | ||||
71 | Имя прилагательное как часть речи. | Сопоставит. анализ текста, ком. письмо | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте. Употребление в речи имен прилагательных. | Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. | Упражнение 567, 574, мини-сочинение | |||
72 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Сост. алгоритма, анализ текста, раб. по группам | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Правильно писать окончания имен прилагательных. Правильно писать окончания имен прилагательных. | Упражнение 580, 582, 583 | |||
73 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. | «Наблюдаем-думаем-делаем выводы!», тренировочн. дикт с комм. | Условия выбора орфограммы. | Применять изученное правило на практике. | Упражнение 585 | |||
74 | Полные и краткие прилагательные. | Наблюден. над мат-лом §, комм. письмо, объяснит. дикт. | Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. | Отличать полные прилагательные от кратких. | Упражнение 592 | |||
75 | Изменение полных и кратких имен прилагательных по родам, числам и падежам. | Объяснит. дикт., анализ текста | Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. | Отличать полные прилагательные от кратких. | Упражнение 597, 598 | |||
76 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Работа по алгоритму, свободн. диктант | Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных. | Выполнять морфологический разбор имен прилагательных. | Упражнение 601 | |||
77 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. | Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Повторение изученного | ||||
78 | Глагол как часть речи. | Комм. письмо, решение лингв. задачи, сост. своей по аналогии , раб. с загадками | Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль. | Находить глаголы в речи. Определять время глагола, использовать в речи глаголы-синонимы. | Упражнение 611 | |||
79 | Правописание не с глаголами | Буриме, комм. письмо | Правило написания не с глаголами. | Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы. | Упражнение 617, 620 | |||
80 | Неопределенная форма глагола | Буриме, комм. письмо | Определение неопределенной формы глагола. | Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме. | Упражнение 626, 628, сочинить сказку | |||
81 | Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме. | Объясн. дикт., с/раб. | Условие выбора написания тся и ться в глаголах. | Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола. | Упражнение 634, 642, 643 | |||
82 | Совершенный и несовершенный вид глагола | Сост. «программы» раб. с таблицей, комм. письмо | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида. | Упражнение 646, 652 | |||
83 | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях с чередованием | Анализ текста, сост. алгоритма | Виды чередований, условия выбора орфограммы. | Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи. | Упражнение 656 | |||
84 | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях с чередованием | Сопоставит. анализ, сост. плана §, сочинение-миниатюра | Виды чередований, условия выбора орфограммы. | Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи. | Упражнение 657, выпис. примеры из худ. лит-ры | |||
85 | Времена глагола. Прошедшее время глагола. | Комм. письмо, зап. под дикт., игра «Кто быстрее?» | Вид и время глагола, особенности образования временных форм. Способы образования и изменения глагола прошедшего времени. | Определять вид и время глагола. Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи. | Упражнение 663, 666 | |||
86 | Времена глагола. Настоящее время глагола. | Комм. письмо, объясн. дикт. | Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени. | Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи. | Упражнение 669, 671 | |||
87 | Времена глагола. Будущее время глагола. Употребление времен глагола. | Определен. времен гл., анализ текста | Способы образования и изменения глагола будущего времени. Правило об употреблении времен глаголов в речи | Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи. Правильно использовать времена глаголов в речи. | Упражнение 674, 676 | |||
88 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте. | Безошибочно писать глаголы, правильно употреблять их в речи. | Повторение изученного | ||||
89 | Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы | Раб. в командах | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Индивид. задание | |||
90 | I и II спряжение глагола. | Сам. изучен. мат-ла, раб. с деформ. текстом | Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов. | Определять спряжение глаголов по алгоритму. | Упражнение 680, 684 | |||
91 | I и II спряжение глагола. | Сопоставит. анализ, раб. с предложен. | Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов. | Определять спряжение глаголов по алгоритму. | Упражнение 688 | |||
92 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Раб. с деформ. текстом, комм. письмо | Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола. | Упражнение 691, выписать примеры из худ. лит-ры | |||
93 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Сопоставит. анализ, раб. с текстом, выборочн. и объясн. дикт., лит. викторина | Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола. | Упражнение 693, 697 | |||
94 | Морфологический разбор глагола. | Раб. по алгоритму, анализ текста | Алгоритм морфологического разбора глагола. | Выполнять морфологический разбор глагола. | Упражнение 700 | |||
95 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед. числа | Раб. с текстом, выборочн. и объясн. дикт. | Правописание глаголов во втором лице единственного числа. | Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи. | Упражнение 705 | |||
96 | Систематизация и обобщение по теме «Глагол» | Раб. с таблицей, морфологический разбор | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Упражнение Подготовка к к/р | |||
97 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. | Пользоваться изученными правилами на практике. | Повторение изученного | ||||
98 | Разделы науки о языке. | Раб. по группам | Основные понятия лингвистики. | Определять изученные части речи. | Упражнение 721, 729 | |||
99 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. | Раб. по группам | Условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. Орфография и морфология. Части речи, части слова. | Различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи. Опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме. | Упражнение 736, 739 | |||
100 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Раб. по группам | Правила правописания слов с Ъ и Ь. | Опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме. | Упражнение 744, 749 | |||
101 | Итоговый контрольный диктант. | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. | Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Повторение изученного | ||||
102 | Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта | Раб. в командах | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. |
*Примечание. Работа с учебником в «Видах деятельности» не указана, т.к. данная работа проводится ежеурочно (помимо уроков контроля знаний)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку с одаренными учащимися
Программа по русскому языку адресована одаренным учащимся...