Рабочая программа предпрофильного курса по русскому языку. 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

«Практический курс речеведения. Говорение» для 8 класса соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку (профильный уровень).

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что она направлена на формирование практически важных умений и навыков, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа предпрофильного курса «Практический курс речеведения. Говорение» для 8 класса соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку (профильный уровень).

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что она направлена на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к устной части экзамена.

Значимость данной программы видится  в  углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной речи, формировании  умений применять полученные знания на практике.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт  анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию выразительного чтения текстов,  устной и письменной монологической и диалогической  речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.  С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных в 5-8 классах.

Основной идеей учебного курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Ключевые компетенции предпрофильного курса

        Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся  формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

        Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими и специализированными словарями.

Цели и задачи предпрофильного курса

Теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка,  видах речевой деятельности,  функциональных стилях и типах русской речи,  стилистических ресурсах русского языка,  коммуникативных качествах речи,  нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;
  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные  доказательства своей точки зрения;
  • умение логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное и устное высказывание по заданной модели;
  • умение совершенствовать и редактировать текст;
  • умение применять полученные знания в работе над  разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Теоретической основой данного курса является:

- лингвистический, стилистический  анализ текста;

- система языковых понятий и функционирование;

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-  комплексный подход при разработке занятий;

-  вариативность содержания и форм проведения занятий;

-  научность, связь теории и практики;

-  преемственность;

-  наглядность;

-  систематичность и последовательность;

-  прочность полученных знаний;

-  активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:  

-  проектная технология;

-  технология мастерских;

-  технологии проблемного обучения.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,  видах речевой деятельности,  функциональных стилях и типах русской речи,  средствах художественной  выразительности,  коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков при отборе материала для составления собственного текста, диалога.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственных текстов.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой, изобразительным искусством, музыкой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов.

Поскольку курс строится по преимуществу на лингвистической и коммуникативной основе и учащиеся должны обращаться к темам V - VIII классов, наиболее целесообразно использовать в учебной работе учебник для углубленного изучения русского языка под редакцией М.М. Разумовской.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.


Содержание предпрофильного курса

Устная часть ОГЭ. Критерии оценивания.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части ОГЭ.

Текст как продукт речевой деятельности. 

Смысловая и композиционная  целостность текста. Комплексный анализ текста.

Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста

Средства выразительности речи. 

Комплексный анализ текста.

Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.  

Виды связи предложений в тексте. 

Средства связи предложений в тексте.

Текст.  Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.  

Орфоэпия. Составление орфоэпического словарика.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Составление орфоэпического словарика.

Прослушивание и проговаривание орфоэпического словарика, озвученного профессиональным диктором.

Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.

Выразительное чтение текстов.

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Чтение текстов разных стилей и жанров. Владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым). Адекватно понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

Монолог. Особенности монологической речи.

Речь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.

Подбор выразительных фотографий для рассуждений на различные темы:  «Музыка», «художники», «музеи», «театры», «кинофильмы», «учёные», «знаменитые люди», «путешествия», «города», «увлечения и хобби» и другие.  

Извлечение информации из различных источников.

Свободно пользоваться лингвистическими словарями и специализированными  словарями по различным тематикам, словарями по разным видам искусства, справочной литературой.

Составление карточек с планом для будущего высказывания.

Самостоятельное составление плана для будущего высказывания, оформление в виде карточки.

Речевые клише.

Отбор языковых средств для текста в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ средств выразительности.

Монологическое высказывание.

Самостоятельное составление монологического высказывания. Отбор языковых средств для текста в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ средств выразительности. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Диалог. Особенности диалогической речи.

Речь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.

Подбор тем для беседы.

Извлечение информации из различных источников.

Свободно пользоваться лингвистическими словарями и специализированными  словарями по различным тематикам, словарями по разным видам искусства, справочной литературой.

Составление карточек с планом для беседы.

Самостоятельное составление плана для будущего высказывания, оформление в виде карточки.

Беседа на определённую тему.

Культура речевого общения. Речевой этикет. Отбор языковых средств для текста в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Промежуточная аттестация.  Защита проекта.

Применение полученных знаний.

Итоговое занятие.

Повторение и систематизация изученного.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения данной программе ученик должен

характеризовать

  • коммуникативные функции языка;
  • литературный язык как основу художественной литературы;
  • языковые нормы и их признаки        
  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  • стили речи и их признаки;
  • признаки текста и его функционально смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • различать стили речи;
  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • подбирать убедительные  доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • создавать собственное устное высказывание по заданной модели;
  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные и средства массовой информации, свободно  использовать ее в творческой работе.

Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

 - коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

 - интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

 - информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

 - организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Формы контроля

Формы контроля знаний:  

  • лингвистический и стилистический  анализ текста,
  • тестирование,
  • опрос,
  • тематические тесты,
  • защита проекта.

Нормы оценивания

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  •  зачет
  • незачет

 


Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

1. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения /  аст.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.)

2. Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А. Ладыжеской. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение,1991.

3. Д.И. Архарова и М.А. Балюнова. Подготовка к устной части ОГЭ по русскому

4. Методические рекомендации для подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме в 9 классе, размещенные на  сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

для учащихся:

1. Русский язык. 8 класс.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014.

2. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно- педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

        - электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

        - обучающая программа “Фраза”;

        - репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

        - электронные тесты ФЦИОР.


Календарно-тематическое планирование по предпрофильному курсу «Практический курс речеведения. Говорение» в 8 классе

на 2017-2018 учебный год 34 часа (1 час в неделю)

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Сроки

Коррекция

Пред-по-лага-емые

Факти-ческие

1

Устная часть ОГЭ. Критерии оценивания.

1

1

1

2,3

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная  целостность текста. Комплексный анализ текста.

2

1

1

2,3

4,5

Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.

2

1

1

4,5

6,7

Виды и средства связи   предложений в тексте.  

Лингвистический анализ текста

2

1

1

6,7

8,9

Орфоэпия. Составление орфоэпического словарика

2

2

8,9

10

Прослушивание и проговаривание орфоэпического словарика, озвученного профессиональным диктором

1

1

10

11,12

Выразительное чтение текстов

2

2

11,12

13

Монолог. Особенности монологической речи.

1

1

13

14,15

Подбор выразительных фотографий для рассуждений на различные темы:  «Музыка», «художники», «музеи», «театры», «кинофильмы», «учёные», «знаменитые люди», «путешествия», «города», «увлечения и хобби» и другие.  

2

2

14,15

16,17

Составление карточек с планом

для будущего высказывания

2

2

16,17

18

Речевые клише

1

1

18

19-22

Монологическое высказывание

4

4

19-22

23

Диалог. Особенности диалогической речи

1

1

23

24,25

Подбор тем для беседы

2

2

24,25

26,27

Составление карточек с планом

для беседы

2

2

26,27

28-31

Беседа на определённую тему

4

4

28-31

32,33

Промежуточная аттестация.  Защита проекта

2

2

32,33

34

Итоговое занятие

1

1

34

34

7

27


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наименование ТСО

1. Телевизор

2. DVD

3. Интерактивная доска

4. Мультимедиапроектор

5. Ноутбук

6. Колонки

7. Принтер, сканер, копировальный

 аппарат