Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Раздельное написание не с деепричастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

 Тема: Раздельное написание не с деепричастиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Светлана Петровна - учитель русского языка и литературы

БОУ г.Калачинска Омской области "Лицей"

Технологическая карта урока русского языка  в 7  классе по теме: «Раздельное написание не с деепричастиями»

 Тема: Раздельное написание не с деепричастиями.

       

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку.

Она держала себя весело и непринуждённо, восхищая всех небывалыми прежде вспышками неожиданного и яркого веселья.

                                                       (В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)

  1. Синтаксический разбор предложения.
  2. Нахождение орфограмм и объяснение выбора написаний с не, букв н в суффиксах.
  3. Морфемный разбор слов восхищая и неожиданного.
  4. Определение способа образования слова вспышками. (Вспышка – действие по глаголу вспыхнуть: суффиксальный – суффикс -к-, суффикс -ну- основы неопределённой формы производящей основы усекается, чередование звуков х–ш.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

III. Закрепление изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Ученики представляют свои таблицы «Правописание не с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями».

Возможно воспользоваться следующей таблицей (см. материалы предметного диска к § 13, 39).

Не с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями

Слитно

Раздельно

Не употребляется без не: невежа, неуклюжий, ненавидящий, неуклюже

Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не большой, а маленький; не открытое, а закрытое окно; не высоко, а низко)

Есть близкое по значению слово: недруг, нестрогий, несильно

Не образует нового слова: не волк, не каменный, не всегда

Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: вовсе не ангел, далеко не глупый, никому не известный, никем не решённая задача, отнюдь не легко

Нет зависимых слов (для причастий): нерешённая задача

Есть зависимые слова (для причастий): не решённая учеником задача

Краткие причастия: не решена

  • Дополните эту таблицу, включив в неё написание не с глаголами и деепричастиями.

Не употребляется без не: невзлюбить, недоумевая

Глаголы и деепричастия: не плачь, не спеша

2. Чтение примеров предложений, содержащих деепричастия с не (по домашнему заданию).

– Как вы написали не с деепричастиями?

3. Знакомство с таблицей раздельного написания слов с не. (См. материал предметного диска – таблицу «Запомни» к § 39).

ЗАПОМНИ!

– Составьте предложение с одним из слов в рамке. Подчеркните орфограмму.

Познавательные УУД

1. Представлять информацию в разных формах (таблицы).

2. Опознавать объекты по заданным параметрам.

Коммуникативные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, детального).

2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.

IV. Формулирование темы и целей урока.

  • На основе материалов таблицы сформулируйте цель урока повторения и обобщения.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

V. Практика. Развитие речевых и  правописных умений.

1. Упр. 296 (осложнённое списывание) – развивается умение писать не с существительными, глаголами, причастиями, деепричастиями, объяснять выбор, обозначать графически, писать слова с другими орфограммами.

Сначала обсуждение коллективное, запись самостоятельно. Проверка консультантом или учителем (выборочная).

2. Свободный диктант (упр. 298).

  1. Подготовка к написанию свободного диктанта.

А. Чтение учителем всего текста.

Б. Беседа по содержанию и композиции текста.

  • Озаглавьте текст. («Сила слова».)
  • Из скольких частей он состоит? Чем обусловлено такое деление? (В первой части текста говорится о бабушке и её влиянии на героиню, во второй – о других взрослых.)

В. Чтение учителем текста по частям.

Г. Пересказ текста по частям.

Д. Пунктуационный анализ текста.

  • Найдите предложения, содержащие изученные пунктуационно- смысловые отрезки – деепричастные обороты.
  • Составьте их схемы.
  • Составьте схему предложения с прямой речью.

Е. Орфографический анализ текста.

  • Какие орфограммы с не встретились в тексте? (Не вступали, не подчинялся, не замечая, некоторые, не понимая, неполноценности.)
  • Какие ещё сложные написания встретились в этом тексте?
  • Запишите эти слова, графически обозначьте условия выбора написаний (естественно, понемногу, сдаваться; в моём присутствии, настырно, в моей неполноценности).
  1. Написание свободного диктанта.

Чтение текста диктанта учителем по частям с их последующей свободной записью учащимися (сохраняются слова с орфограммами и деепричастные обороты).

  1. Проверка учащимися своих работ по учебнику.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова).

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Осуществлять речевой самоконтроль.

ТОУУ

VI. Итог урока.

  • Заполните рубрику «Ключевые слова темы».
  • Что, на ваш взгляд, является самым сложным в этой теме?
  • Что нужно сделать, чтобы научиться правильно писать слова с опознавательным признаком – наличием не

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Повторить изученный материал по теме «Деепричастие» и подготовить вопросы.

2. Индивидуальное задание. Подобрать материал для языковой разминки по изученному материалу, в том числе на правила написания не с разными частями речи.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.

Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....