Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Журавлев Александр Иванович

Методическая разработка урока в 12 классе казенной школы №6 ФСИН г.Новочеркасска Ростовской области Журавлева А.И. по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Методическая разработка урока в 12 классе казенной школы №6 ФСИН г.Новочеркасска Ростовской области Журавлева А.И. по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»

Методическое обоснование с элементами самоанализа.

Содержательный аспект. Данные урок русского языка в 12 классе проходят в рамках темы «Бессоюзное сложное предложение», изучающейся по программе В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова и Л.А.Чешко (1 час в неделю). В рамках данного тематического блока обучающиеся научатся распознавать БСП среди многообразия других синтаксических единиц, правильно ставить знаки препинания в БСП. На уроке формируется правильное отношение к родному языку как к явлению культуры. Идёт овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности. На протяжении всего урока развивается функциональная грамотность, имеющая метапредметный статус, посредством развития универсальных учебных действий: коммуникативных – владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; познавательных – формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; регулятивных – ставить и адекватно регулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку. Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность осуществляется посредством решения проблемы, работая в парах сменного состава; самооценка, саморефлексия

Форма, тип урока. Урок повторения знаний, полученных в 9 классе, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирования затруднений, закрепления с проговариванием во внешней речи, включая систему знаний, рефлексию.

Технологии, методы и приёмы обучения. Используется  технология «Коллективный способ обучения» с организацией работы в парах сменного состава с использованием методики «Взаимопередача темы».

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная форма с целью мотивации учащихся, для актуализации знаний, для самооценки собственной деятельности, подведения итогов. Работа в парах сменного состав с использованием методики «Взаимопередача темы».

Урок

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о запятой в БСП, научить ставить точку с запятой, тире и двоеточие в БСП .Отрабатывать умения ставить знаки препинания в БСП.

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного  опыта/ приобретённая компетенция): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания в БСП; уметь выполнять синтаксический разбор таких предложений, составлять схемы; включать БСП в устную и письменную речь.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языковым материалом, эвристический метод, взаимопередача темы; фронтальная, парная.

Оборудование

Компьютер, учебник, карточки.

Основные понятия

Синтаксис бессоюзного сложного предложения.

Организационная структура(сценарий) урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся.

Формы организации совзаимодействия

Формиру-

емые УУД

1.мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

Буквы ,слоги и слова-это музыкальные ноты в речи…Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

(К.Станиславский)

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Фронтальная

Личностные:

Положительное отношение к

учёбе.

2. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

познавательные

3.Целеполагание.

Направляющая.

Строят свои высказывания.

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные

4.творческая практическая деятельность

Взаимопередача темы.(выполняют

первые два задания)

Выполняют задания.

Индивидуальная,

Парная.

Познавательные

регулятивные

5.физминутка.

Занимательная лингвистика.

Выполняют интересные задания.

фронтальная

здоровьесбережение

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Направляющая

Выполняют упражнения.

Индивидуальная,

парная

Познавательные

Регулятивные

коммуникативн

7.включение в систему знаний и повторение.

Контролирующая

Взаимопроверка,

оценивание

парная

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

8.рефлексия учебной деятельности.

Рефлексирует

Определяют эмоциональное состояние на уроке

индивидуальная

9.домашнее задание

Упр. По учебнику упр№ 478 п/п 88

Или найти предложения на изученную тему в текстах уголовного кодекса Р.Ф.

Выбирают задания

индивидуальная

Личностные

Приложения к уроку. Карточка № 1.Запятая и точка с запятой в БСП.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 88, стр.326 п.1-2

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

Поезд ушел, и его огни скоро исчезли. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. Я любил смотреть в глаза ей подолгу, не отрываясь, не мигая ; она щурилась, вертела головою.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 478, стр.328 учебника.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке запятой и точки с запятой в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке запятой и точки с запятой в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.

Карточка № 2. Двоеточие в БСП.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 88 п.3, стр.326

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел товарный поезд. Погода была ужасная: ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 477 (1 – 5 предложения) стр 327.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке двоеточия в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке двоеточия в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.

Карточка№3.  Тире в БСП

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 88 п.4, стр.326

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

Ввысь взлетает сокол – жмется уж к земле. Пашню пашут – руками не машут. Снег был глубокий, но твердый – лыжи не провалились. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 477(6 – 9 предложения) стр.328

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке тире в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке тире в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен  использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...