Урок русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", содержит словарную работу, работу над отрывком текста Ю. Яковлева "Мама", синтаксическую зарядку и редактирование текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Слайд

Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения"

СЛАЙД

Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения”.

 СЛАЙД

Задачи:

  • повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений;
  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;
  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;
  • организация обсуждения материала;
  • беседа.

Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести « Ася » 4 односоставных предложения разных видов).

Оформление:

  • толковый словарь;
  • написание словарных слов: дискуссия, дебаты, прения;
  • тестовые задания
  •  схема “ Односоставные предложения”.

План урока: 

1.Организационный момент.

2. Приветствие и сообщение цели урока.

3.Словарная работа.

4.Введение в учебную ситуацию.

5.Обобщающее повторение и анализ предложений.

                                                             ХОД УРОКА

1. - Добрый день!

Сегодня на уроке мы постараемся повторить типы односоставных предложений, оценить, какова же роль каждого вида односоставного предложения и рассмотреть сферу его употребления.

- Откройте тетради, запишите число (24 января), классная работа, и тему урока:

Односоставные предложения.

СЛАЙД

2. Словарная работа.

- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами: (показ на доске)

ДИСКУССИЯ (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.

ДЕБАТЫ (франц.)- обмен мнениями по каким - либо вопросам.

ПРЕНИЯ - это слово исконно- русское, образовалось от слова “ПЬРЕТЬ” и обозначало “ ссориться”. Данное слово в русском языке развивал Карамзин.

  • Каково же современное значение слова ПРЕНИЯ?
  • Запишите слова в тетрадь. (Один ученик в это время работает с Толковым словарём).- Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?

ПРЕНИЯ – обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.

- Ребята, данные слова являются синонимами.

- Я предлагаю провести обсуждение по односоставным предложениям.

- Какие предложения называются односоставными?

- Из домашнего задания приведите примеры односоставных предложений. ( Повесть И.С.Тургенева «Ася»)

3. Введение в учебную ситуацию.

- Желаю удачи!

- Кстати, каким односоставным предложением является моё предложение?

(Определённо-личное.)

                                                 СЛАЙД

4. Обобщение, повторение и анализ предложений.

- Давайте вспомним признаки определённо - личных предложений.

 ( ученик проговаривает признаки определённо- личных предложений.) 

ТЕОРЕТИК:(Определённо - личные предложения- односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1 и 2 лица, ед. - мн. числа; наст. - буд. время; изъявит. - повелит.наклонение. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывают на лицо и число. Определённо- личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Предложения используются в различных стилях речи, дают возможность избежать повторения личных местоимений.)

- Так где же могут использоваться определённо - личные предложения?

(В различных стилях речи.)

- Послушайте отрывок из рассказа “ Мама” известного детского писателя Ю.Яковлева. Определите  стиль речи. (Художественный)

СЛАЙД

Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

(запишем этот текст и выделим грамматическую основу каждого предложения)

- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?

(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным).

- Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера? 

СЛАЙД

Как потопаешь, так и полопаешь

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

(Обобщённо- личные предложения).

- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).

- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.

СЛАЙД

- Какие предложения называются назывными?

ТЕОРЕТИК: Назывные предложения - односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

Что общего и различного между назывными и другими односоставными предложениями?

(Имеют один из главных членов, но обязательно в наличие подлежащее, выраженное существительным.)

- А почему их такое синтаксическое имя - назывные

 (Называют предмет.)

- Когда используются назывные предложения? (Для конкретизации предмета в описательном тексте.)

- Назывные предложения помогают нарисовать словесную картину, в литературе используются в художественном стиле.

СЛАЙД (Пушк., Лерм., Турген.)

- Вы   на уроках литературы вы познакомились  повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри», с повестью  И. С. Тургенева  “ Ася”. Эта повесть о чем? (о любви)

- Как удаётся автору, с помощью каких предложений, выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояния души героев? (с помощью назывных предложений).

- Какими односоставными предложениями называются произведения? (Назывными)

- Ребята, а может это просто слова? (Нет, это предложения, потому что имеют законченную мысль).

- Этим отличаются слова от предложений.

- Ребята, а вы когда из Брянска возвращаетесь домой, какие строки приходят на память?

Вот моя деревня. Вот мой дом родной.

И вновь мы говорим о назывных предложениях.

СЛАЙД

- Ребята, в литературе есть поэма Н. Некрасова, которая названа

“ Кому на Руси жить хорошо”.

Скажите, каким является это предложение по типу односоставных? (БЕЗЛИЧНЫМ).

- Почему? Запишем предложение, определим признаки безличных предложений.

Кому на Руси жить хорошо.

СЛАЙД

Вывод ТЕОРЕТИКА: У безличных предложений подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы.

- Запишем ещё одно предложение:

Нет плохой земли, есть плохие пахари .

- В этом предложении (в 1-ой части сложного) подсказывающее сказуемое нет, что является признаком безличного предложения.

- Помним, что односоставные предложения могут входить в состав сложных.

СЛАЙД

5. Сравнение личных и безличных предложений.

1. Чуть тянет морозный утренний ветерок.
    Морозно по утру в степи.

2. Эту вещь стоит купить.
    Эта вещь стоит недорого.

3. Днём таяло на солнце.
    Печенье так и таяло во рту.

4. В темноте что-то серело.
    За окном уже чуть- чуть серело.

 5. Пахнет прибитой дождём пылью.
    Мох пахнет грибной сыростью.

- Ребята, а о каких предложениях мы ещё не сказали? (Неопределённо-личные.)

СЛАЙД

- И вновь  Тургенев. Он был почитателем русского язык, использовал односоставных предложений. В чём мы сможем не раз убедиться, заглядывая в повесть “  Ася”.

- Я прочитаю предложение, которое мы запишем:

В городе Л. играли вальс.

- Что передаёт неопределённо- личное предложение? (действие)

ТЕОРЕТИК: Неопределённо - личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо.

СЛАЙД

6. Редактирование текста ( текст на доске)

Наступила з…ма. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б…рем лыжи и санки и сп…шим в лес, на л…дяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом.

(Зима.  Снежно. Нас так и манит на улицу. Берем лыжи и санки и спешим в лес,  на ледяные горки. Здесь не можем надышаться свежим морозным воздухом).

7. Наши прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны. (Вновь возвращаемся к словарным словам.)

- Давайте попробуем подвести итоги.

- Что общего и различного в односоставных предложениях?

СЛАЙД

СЛАЙД

7. Синтаксическая зарядка.   (на доске)

Открываем календарь. (опр.-личное)

Начинается январь. (двусост.)

Январь. Начало года. (назывн.)

Январь - начало года. (двусост.)

Зима. Мороз и солнце. (назывн.)

СЛАЙД

Д.З    - А домашнее задание будет такое: опишите любую ситуацию, используя односоставные предложения.

8.Тест.           (Резерв урока).

Наш урок подошёл к концу. Необходимо подвести итоги.

- Что нового мы узнали на уроке? Что повторили в течение урока? (Ответы ребят).

Учитель выставляет оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Урок русского языка "Основные виды сложных предложений" (9 класс)

Урок разработан для обучающихся 9-х классов с применением электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Урок русского языка по теме "Восклицательные предложения" 5 класс.

Разработка урока, презентация, карточки  к уроку, жетон, дополнительный материал к уроку "Восклицательные предложения". Русский язык. 5 класс....

Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс

Урок построен  с применением метода проекта.  Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тест...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....