Относительные местоимения. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Глушинская Елена Николаевна

Тема урока русского языка "Относительные местоимения", проведённого в 6 классе.На уроке используется рабочая карта русского языка. Через проблемное обучение обучающиеся знакомятся с относительными местоимениями. Самостоятельно исследуют особенности относительных местоимений. Дифференцированные задания помогают ребятам самостоятельно строить предложения с относительными местоимениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnositelnye_mestoimeniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Относительные местоимения. 6 класс.

Цель:  познакомить обучающихся с относительными местоимениями; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчиненных предложений в 9-м классе;

Задачи:

Обучающая:

- дать понятие относительных местоимений через проблемный вопрос;

- учить составлять сложноподчинённые предложения, связанные посредством относительных местоимений; 

Развивающая:

- развивать словарный запас,  орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся, развивать воображение.

Воспитывающая:

- воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

ТЕХНОЛОГИЯ: личностно-ориентированный подход при технологии уровневой, проблемное обучение.

Ход урока.

I.Орг. момент.

II. Постановка темы и цели урока.

  • Вставив пропущенные орфограммы, вы узнаете тему урока.

Библи…тека         (О)

Фу…бол                (Т)

Прочита(н,нн)ы    (Н)

Др…жат                 (О)

Ди(с,сс)куссия       (С)

Пр…ключение       (И)

Ма…ч                      (Т)

Ф…дерация            (Е)

Автопи(л,лл)от       (Л)

Сер…ёзный            (Ь)

Серебря…ый          (Н)

Ц…ган                     (Ы)

Г…рбарий               (Е)

III. Проверка домашней работы.

IV. Речевая минутка.

- Составьте текст из трёх предложений  на тему «Цирк». Условие: Одно предложение с вопросительным местоимением.

V.  Грамматическое задание.

- Вставьте пропущенные орфограммы

- Найдите все местоимения, дайте характеристику.

- Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.

Кто варе…ки пёстрые вяж…т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто ска...ку такую ра…скаж…т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч…и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж…лею?

О ком соч…нила стихи?

Индивидуальное задание. (один ученик выполняет у доски).

- Напиши пропущенные вопросительные местоимения.

… году ты родился?

… победил в последнем футбольном матче?

… произошло в лесу?

VI. Постановка проблемы. Эксперимент.

-Переделайте предложения так, чтобы вопросительные местоимения употреблялись без вопроса и связывали два простых предложения в составе сложного.(фронтальная работа)

VII. Первичное закрепление.

- Проведём исследование. По цепочке.

- Вставьте подходящие по смыслу относительные местоимения.

Я спросил, __________стучится.

Трудно решить, ___________год ему пошёл.

Узнай, ____________это дневник.

Мы не знали, _________он хочет.

Спроси, ___________пройдет   времени.

Узнай, ___________это дневник лежит.

Спроси, _________________ час.

Вывод: относительные местоимения употребляются _____________________ для ____________________________________________________________________________

 Работа в парах 

- Перестройте предложения так, чтобы получились сложные  предложения с относи-тельными  местоимениями.

Вопросительные местоимения                  Относительные местоимения

Что случилось?                                           __________________________________________

Чьё пение особенно славится?                __________________________________________

                                                                     __________________________________________

Какие птицы выучиваются говорить?     __________________________________________

                                                                    __________________________________________

Слова для справок: нам известно, догадайтесь, расскажите. (даны более слабым детям)

Проверка.

VIII. Дифференцированное задание. (самостоятельно) 5 мин.

      Выпишите предложения с относительными местоимениями. Составьте схемы этих предложений.

Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. Чем я могу помочь? Узнайте, кто  прилепил гнездо на сучке берёзы. Мы пошли в лес. Посмотрите, какие цветы растут на поляне.

            Введите данные предложения в состав сложных, используя синонимичные слова и выражения: спросил, справился, поинтересовался, обратился с вопросом, хотел узнать.

1.От какой пл…тформы отход…т поезд в Ростов? 2.С которого часа нач…нается  р…бочий день в управлении? 3.Кому пред…ставлено право защ…щать честь школы?

          Из двух простых предложений составьте сложное, замените личное местоимение относительным местоимением который.

1.Ребята с увлечением рассказывали о походах. В них они участвовали летом.

2.Я прочитал интересную книгу К. Андреева «Чудеса моря». С ней я советую вам познакомиться.

3.Ложился густой туман. В нём тонула вся окрестность.

IX. Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

X . «Оцените себя».

XI . Домашнее задание.

Рабочая карта урока русского языка

Тема_____________________________________________________________________________________

Цель______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая разминка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматическое задание

Кто варе…ки пёстрые вяж…т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто ска...ку такую ра…скаж…т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч…и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж…лею?

О ком соч…нила стихи?

____________________________________________________________________________

Исследование.

Я спросил, __________стучится.

Трудно решить, ___________год ему пошёл.

Узнай, ____________это дневник.

Мы не знали, _________он хочет.

Спроси, ___________пройдет   времени.

Поинтересуйся, _________________ час.

Вывод: относительные местоимения употребляются _____________________ для ___________________ ________________________________________________________

Работа в парах

Вопросительные местоимения                                   Относительные местоимения

Что случилось?                                           __________________________________________

Чьё пение особенно славится?                __________________________________________

                                                                     __________________________________________

Какие птицы выучиваются говорить?     __________________________________________

                                                                    __________________________________________

Слова для справок: мы знаем, догадайтесь, расскажите.

Эксперимент

      Выпишите предложения с относительными местоимениями. Составьте схемы этих предложений.

Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. Чем я могу помочь? Узнайте, кто  прилепил гнездо на сучке берёзы. Мы пошли в лес. Посмотрите, какие цветы растут на поляне.

            Введите данные предложения в состав сложных, используя синонимичные слова и выражения: спросил, справился, поинтересовался, обратился с вопросом, хотел узнать.

1.От какой пл…тформы отход…т поезд в Ростов? 2.С которого часа нач…нается  р…бочий день в управлении? 3.Кому пред…ставлено право защ…щать честь школы?

          Из двух простых предложений составьте сложное, замените личное местоимение относительным местоимением который.

1.Ребята с увлечением рассказывали о походах. В них они участвовали летом.

2.Я прочитал интересную книгу К. Андреева «Чудеса моря». С ней я советую вам познакомиться.

3.Ложился густой туман. В нём тонула вся окрестность.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я оцениваю себя______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Относительные местоимения". 6 класс.

Относительные местоимения. 6 класс....

Открытытй урок по тмем "Относительные местоимения."6 класс.

Разработка открытого урока . "Относительные местоимения". 6 класс....

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Методическая разработка урока по теме "Относительные местоимения" 6 класс

По учебнику М.М.Разумовской "Русский язык" 6 класс...

Относительные придаточные предложения с относительными местоимениями и наречиями.

Данный материал может быть использован для отработки придаточных относительных предложений с относительными местоимениями и наречиями в любом УМК....

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока по ФГОС "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс

Разработка урока по русскому языку "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс по учебнику Шмелева А.Д."Вентана-Граф"  ФГОС....