Местоимение
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Заплатина Зоя Степановна

Местоимение отличается от других самостоятельных частей речи тем, что оно не называет предметы и признаки, а только указывает на них.

- На какие вопросы отвечают местоимения?

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?). Вопрос местоимения зависит от той части речи, на которую указывает или заменяет местоимение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_mestoimenie.pptx292.98 КБ
Файл mestoimenie_6_klass.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельные части речи Служебные части речи 1. Имя существительное 1. Междометие 2. ………….. 2. …………... 3. Наречие 3. Частица 4. ………….. 4. …………... 5. Числительное 6. ………….. Имя прилагательное Глагол Местоимение Предлог Союз

Слайд 2

А) Обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Б) Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей? В) Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Г) Обозначает признак действия и отвечает на вопросы: Где? Как? Куда? Д) Указывает на предметы, признаки, но не называет их.

Слайд 3

Ребята вес_ло идут по у_кой д_ро (ш , Ж) ке . Е З О Ж

Слайд 4

Весело – весЕлье , весЁлый . Проверяемая безударная гласная в корне слова. Узкой – уЗенький , уЗок . Проверяемая согласная в корне слова. Дорожке – дОроЖечка . Проверяемая согласная в корне слова. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Словарное слово!

Слайд 5

1. Молоко пьют свежим и кислым. ____ иногда заменяет воду. 2 . Медленно шагают верблюды . ____ как будто плывут по песчаному морю. 3. Наш класс был в зоопарке. ____ весело провели время. 4 . Ночной буран замел дорогу . ____ перегородил ее сугробами. 5. – Егор, не вертись на уроке! ____ мешаешь остальным. Прочитайте текст. Спишите, вставляя слова, которыми можно заменить существительные ОНО ОНИ МЫ ОН ТЫ

Слайд 6

Местоимение отличается от других самостоятельных частей речи тем, что оно не называет предметы и признаки, а только указывает на них. Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?). Вопрос местоимения зависит от той части речи, на которую оно указывает или заменяет.

Слайд 7

Как изменяются местоимения?

Слайд 8

ИЗМЕНИТЬ ПО ПАДЕЖАМ 1 ВАРИАНТ Им.п . ТЫ Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п . 2 ВАРИАНТ Им.п . МЫ Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п . Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе Н ас К нам Нас Нами О нас

Слайд 9

Домашнее задание: упражнение 112 (по заданию)

Слайд 10

«Кто быстрей ?» Выпишите местоимения по данной форме: 1) 1-е л ед. ч им.пад 2 ) 3-е л ед. ч ср . р им. пад 3 ) 3-е л мн. ч род. пад 4 ) 2-е л мн. ч пр. пад 5 ) 3-е л ед. ч род . пад м . р 6 ) 1-е мн. ч дат. пад 7 ) 2-е л ед. ч род. пад 8 ) 2-е л ед. ч пр. пад Я ОНО ИХ ВАС ЕГО НАМ ТЕБЯ ТЕБЯ

Слайд 11

1) В каком местоимении 2 звука, но одна буква? 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? 3) Сколько личных местоимений в слове семья? 4) Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издает лягушка, вместе овощ! 5) Когда руки бывают местоимениями? Я ЯМЫ СЕМЬ Я ТЫКВА КОГДА ОНИ ВЫ МЫ ТЫ



Предварительный просмотр:

              Урок русского  языка  в 6 классе Учебник Разумовской М.М.  

                                                       учительЗаплатина З. С.

Тема урока « Местоимение как часть речи»

Цель урока:  повторить части речи, изучить местоимение как часть речи;

развить умения находить в тексте местоимения, определять их морфологические признаки.

Задачи урока:

  1. Изучение морфологических признаков местоимений.
  2.  Развитие умений находить местоимения в тексте и определять их по грамматическим признакам.

 3. Развитие  творческих способностей  учащихся.

4. Формирование  культуры учебного труда.

Методические приемы: работа с учебником, работа с презентацией, работа с доской.

Тип урока: урок изучения нового материала (нестандартный урок).

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная.

Оформление урока: слайдовая презентация

План урока:

1. Организационный момент (1минута).Цель: проверка подготовки к уроку.

2.Сообщение цели урока (1 минута).Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала.

3. Объяснение нового материала (6 минут).

Организационный момент: Доброе утро, ребята! Садитесь. Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник на столе. К уроку готовы.

Сообщение цели урока и повторение:

Сегодня мы с вами повторим уже знакомую Вам с начальной школы часть речи, но для начала вспомним, какие части речи мы с вами знаем. Для этого дополним таблицу недостающими частями речи:

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Имя существительное

1. Междометие

2. Глагол

2.Предлог

3. Наречие

3. Частица

4. Местоимение

4.Союз

5. Числительное

6. Имя прилагательное

ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

А) Обозначает предмет и отвечает на вопросы:Кто? Что?

Б) Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:Какой? Чей?

В) Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Г) Обозначает признак действия и отвечает на вопросы: Где? Как? Куда?

Д) Указывает на предметы, признаки, но не называет их.

Запишем предложение, обозначим части речи, вставим недостающие буквы, проверяя их:

Ребята весЕло идут по уЗкойдОро(ш, Ж)ке.

        Каждый называет по одному слову и на какой вопрос отвечает:

Ребята (кто? Сущ.), весело (как? Нар.), идут (что делают? Глаг.), по (предлог), узкой (какой? Прил.), дорожке (чему? Сущ).

Каждый называет орфограмму и  и способ проверки орфограммы (Подобирае однокоренное прверочное слоао, чтоб проверяемая гласная стояла под ударением)

- ВесЕло – безударная гласная в корне, пр.слово – весЕлье, весЁлый.

- УЗкой – согласная в корне слова, пр.слово – узок, узенький.

- ДОрОжке – безударная гласная в корне слова.первая гласная – непроверяемая, словарное слово!ДороЖечка, дороГа.

Части речи вспомнили, орфограммы проверили, перейдём к новой теме. Для того, чтобы выяснить, что мы с вами сегодня будем изучать и повторять,  выполним следующее упражнение:

Прочитайте текст. Спишите, вставляя слова, которыми можно заменить существительные (7минут). Цель: развитие умения находить и употреблять в предложениях подходящие по смыслу местоимения.

1. Молоко пьют свежим и кислым. ОНО иногда заменяет воду.

2. Медленно шагают верблюды. ОНИ как будто плывут по песчаному морю.

3. Наш класс был в зоопарке. МЫ весело провели время.

4. Ночной буран замел дорогу. ОН перегородил ее сугробами.

5. – Егор, не вертись на уроке! ТЫ мешаешь остальным.

- Перечислите слова, которые мы вставили в предложения.

- Какие это части речи?

- Почему местоимения так названы?

- Что оно обозначает?

Местоимение отличается от других самостоятельных частей речи тем, что оно не называет предметы и признаки, а только указывает на них.

- На какие вопросы отвечают местоимения?

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?). Вопрос местоимения зависит от той части речи, на которую указывает или заменяет местоимение.

Посмотрите на изображение( на слайде) и вспомните, как называются у нас такие местоимения? ЛИЧНЫЕ! Почему личные? Указывают на лицо!

Сделайте вывод о том, как изменяются у нас местоимения. ПО ЛИЦАМ, ПО ЧИСЛАМ, ПО РОДАМ (только в третьем лице).

Выполним упражнение 111 и выясним, как ещё у нас могу изменяться местоимения.

        Местоимения могут также меняться ПО ПАДЕЖАМ.

Просклоняем местоимения у себя в тетради. Двое у доски.

1 вариант  склоняют  местоимение  ТЫ: тебя, к тебе, тебя, тобой, о тебе.

2 вариант  склоняют  местоимение  МЫ: нас, к нам, нас, нами, о нас.

2-е  учащихся работают  самостоятельно  у доски.

1 склоняет  местоимение  Я: меня, ко мне, меня, мной, обо мне. 

другой – ВЫ: вас, к вам, вас, вами, о вас.

-Проверьте себя, оцените.

-Проверьте  работу ребят у доски, оцените.

Домашнее задание. Упражнение 112. Дома задание; раскрываете скобки  и записываете местоимения в нужной форме.

Мы с вами вспомнили и повторили число, лицо, род, падеж местоимения.

Кто быстрей? Выпишите местоимения по данной форме:

1) 1-е л    ед. ч    им.пад                             (я)

2) 3-е л    ед.  ч   ср . р  им.  пад               (оно)

3) 3-е л    мн. ч   род.пад                       (их)

 2-е  л   мн. ч   пр.  пад                         (вас)

  5) 3-е л    ед. ч    род .пад  м . р               (его)

6) 1-е       мн. ч   дат.  пад                        (нам)

7) 2-е л    ед.  ч   род.  пад                        (тебя)

8) 2-е  л   ед.  ч   пр.  пад                         (тебя)

Подведение  итогов

- Что   вспомнили  о личных   местоимениях?

Шуточные  вопросы

1) В каком   местоимении  2  звука, но одна буква? (я)

2) Какие  два  личных   местоимения  мешают  движению  по дорогам?   (ямы)

3) Сколько   личных  местоимений  в слове  семья?   (семь  я)

4) Первый  слог - личное местоимение, второй - звук, который  издает    лягушка, вместе  овощ (тыква)

5)Когда  руки  бывают  местоимениями?  (Когда они вы мы  ты)

Отмеки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...