Конспект урока по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Конспект урока по русскому языку "Лексика. Обобщение" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-обобщение "Лексика"19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Лексика»

5 класс

Цели урока:
1.Обобщить полученные знания по лексикологии
2.Уметь классифицировать слова  по теме «Лексика»
3.Пополнять свой лексикон

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, словари

1.Организационный момент

2.Сообщение темы

Ребята, мы с вами закончили тему «Лексика» и сегодня проводим заключительный урок.( СЛАЙД№1) Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

( дети формулируют цели)

Спасибо, вы мне очень помогли. Я рада, что мы с вами единодушны в целях урока

(СЛАЙД № 2) Формулирую цели.

В целях урока я употребила однокоренные слова: ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОН. Каково значение этих слов? ( ответы детей)

3. Ключевые слова урока

2 сентября был наш первый урок по русскому языку, который мы начинали с разговора о том, для чего нам нужен язык. К какому выводу мы пришли? Какова основная функция языка? (общение) Легко общаться, когда с вами кто-то рядом. А если вы сидите один в другом городе, а пообщаться так хочется Что же делать? Как можно общаться на расстоянии? ( ответы детей)

Спасибо! Сегодня на уроке поиграем в «Почту» и нам понадобятся следующие ключевые слова ( СЛАЙД №3) Прочитаем их. Какие слова не понятны? Работа с толковым словарем Запишите в тетрадь.

4.Лексическое значение слова ПОЧТАЛЬОН

Главное слово среди этих ключевых слов какое? Как вы догадались? Давайте определим его лексическое значение. Сколько есть способов для определения лексического значения?

  1. Смысл
  2. Через однокоренное слово ( найти однокоренные слова среди ключевых)
  3. Через синоним ( найти все пары синонимов среди ключевых)
  4. Через рисунок (СЛАЙД №4)

5.Антонимы (ИГРА с мячом)

Наш почтальон Печкин принес нам бандероль, на которой написано АНТОНИМЫ Что называется антонимом? Встаньте, кто это знает. Посмотрим. Я называю слово и бросаю мяч, а вы мне в ответ антоним

Горе, большой, низкий, белый, друг, хороший, сложный, мальчик, ложится, бежит, синоним ( последний говорит правило)

6.Омонимы

Почтальон передал нам посылку, на ней написано странное слово «Омонимы» Что такое омонимы? Откроем. Что за странные предметы, причем здесь омонимы?

Соль, ключ, очки, свет ( фонарик) Составить словосочетания, омонимичные предметам

Являются ли выделенные слова полными омонимами? (СЛАЙД № 5)

И сказал им старый ГРИБ:

«Осторожно, будет ГРИПП!» (омофоны)

Не болеть чтоб, братец МОЙ,

Руки с мылом чаще МОЙ! ( омоформы)

7.Устаревшие слова

Ребята, посмотрите почтальон Печкин прислал нам картину Васнецова «Богатырская застава»  (СЛАЙД № 6) О каких словах может напомнить она нам? Найдите устаревшие слова

А какие слова стали общеупотребительными и употребляются  по сей день?

( шлем, лук )

8. Физкультминутка ( СЛАЙД № 7)

Как вы понимаете арх перед физкультминуткой?

Надуйте ланиты, вытяните выю, потрясите перстами, распрямите рамена, поднимите шуйцу вверх, а десницу в сторону, откройте уста и закройте вежды

Вот так наши предки делали зарядку

9. Профессиональные слова

Пока мы с вами развлекались, почтальон Печкин принес нам  сообщение, читаю:

«Ребята, распределите слова на три группы и узнаете, кем я мечтал стать в детстве»

Читаем слова. ( СЛАЙД № 8) Как называются такие слова? Само проверка ( СЛАЙДЫ № 9, 10, 11)

10. Сценка «Диалектные слова»

О каких словах напомнили нам Ивановна и Петровна?

Учитель:

Вот сколько слов в лексическом составе русского языка? Язык наш с каждым годом изменяется. Одни слова уходят, другие приходят. Вспомните, из каких рек пополняется наше море-лексика? Найдите в наших ключевых словах слова иноязычного происхождения, подчеркните их. Самопроверка (СЛАЙД № 12)

11. ТЕСТ ( СЛАЙД № 13)

Мы повторили с вами термины, изученные по теме «Лексика» в 5 классе. Проверим, как вы их усвоили?

12. Рефлексия. Самооценка

Сейчас закончится урок. Результаты теста будут итогом нашей сегодняшней работы. А какую оценку вы себе поставите за тест. Когда будете проходить мимо почтового ящика, положите туда предположительную оценку. На следующий урок мы проверим ваши прогнозы

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...