Конспект урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как член предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока:

1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»

2. Научиться определять синтаксическую роль существительного

3. Увеличить лексический запас учащихсяЦели урока:

1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»

2. Научиться определять синтаксическую роль существительного

3. Увеличить лексический запас учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v5_klasse_2017.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 5 классе


Тема урока: «Имя существительное как член предложения»

Цели урока:

1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»

2. Научиться определять синтаксическую роль существительного

3. Увеличить лексический запас учащихся

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: интерактивная доска, презентация

Ход урока

I.Организационный момент:  приветствие класса, запись в тетради даты

II. Повторение ранее изученного по теме «Имя существительное»

Учитель: послушайте и отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(Существительное)

  1. Что такое имя существительное?                                           

Имя существительное- это самостоятельная часть      речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

  1. Задание на проверку теоретических знаний

Учитель: У каждого взрослого человека есть документ, который подтверждает личность гражданина. Давайте попробуем составить «паспорт» имени  существительного, используя его морфологические признаки:

  1. Запишите в тетради «паспортные» данные существительного, постарайтесь ничего не пропустить

  1. Проверка задания по слайду на доске. Проверьте свою запись, если необходимо, внесите исправления

а) имя существительное

б) собственное, нарицательное

в) одушевленное, неодушевленное                            

г) род: мужской, женский, средний

д) число: единственное, множественное

е) склонение: 1, 2, 3

ё) падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

5) Запишите, пожалуйста, следующие предложения:

 1. Маугли играл камешками и не видел волков.

 2. Вскоре он был принят в их стаю.

 3. Багира взяла под защиту человеческого детеныша.

7. Задания к записанным предложениям:

а) назовите название и автора сказки (Р.  Киплинг «Маугли»)

б) найдите имена существительные, подтвердите «паспортные данные» существительных примерами из предложений

Собственные и одушевленные: Багира,  Маугли

Нарицательные: камешками, стаю

Род: мужской – детеныша, женский- стаю

Число: волков- множественное, в стаю- единственное

Падеж: (играл) камешками- творительный

Склонение: (под) защиту- 1 скл., детеныша-2 скл.

Сколько существительных было в предложениях? (семь)

Вывод: имя существительное- одно из самых употребляемых частей речи после глагола; на примере предложений мы подтвердили все морфологические признаки существительного.

III. Объяснение нового материала

Пропустите в тетради строчку и спишите с доски (слайд) следующие предложения:

Малыш праздновал день рождения в своей комнате. Вечером в окно влетел Карлсон и крикнул: «Малыш, ты весело провел время у бабушки?»  Карлсон- лучший в мире проказник.

Задание:

1) Назовите сказку и ее автора (А Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

2) Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях

3) Найдите имена существительные

4) Вспомните, какой пункт не был записан, когда мы составляли «паспорт» существительного

 - синтаксическая роль существительного

5) подчеркните существительные как член предложения

6) Какое существительное не является членом предложения? Почему?

 Малыш- это обращение

7) Итак, какими членами предложения являются существительные?

- Подлежащее

-Дополнение

-Обстоятельство

-Сказуемое

8) Вернемся к пропущенной строчке и запишем тему урока: «Имя существительное как член предложения»

IV. Закрепление материала

1.Выполнение упражнения №243 (Как отличить подлежащее от дополнения)

Cделаем вывод: подлежащее употребляется только в именительном падеже, а дополнение в косвенных падежах

V. Заключительная часть урока

Учитель: сегодня вы отлично поработали, поэтому можем немножко поиграть.

Карлсон на крыше открыл маленький магазинчик шаговой доступности и пригласил Малыша за покупками. Список товаров вы видите на слайде. Поставьте в нужную форму эти существительные

апельсин

1кг апельсин…

мандарин

1кг мандарин..

яблоко

1кг яблок…

банан

1кг банан…

помидор

1кг помидор..

носки

2 пары носк…

чулки

1 пару чул…

туфли

1 пару туф…

тапки

1 пару тап…   назовите это слово в ед.числе

11.Домашнее задание упражнение №246


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...