Из опыта работы.
рабочая программа по русскому языку по теме

Аслямова Елена Николаевна
Материал адресован администрации учебных заведений, педагогам.
В папке представлен опыт методической работы по разным направлениям:
мастер-классы по педагогическим технологиям, статьи о формировании школьного уклада,
обеспечивающего успешность каждому обучающемуся, методических аспектах
подготовки к ЕГЭ, ВПР по русскому языку и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса

 для руководителей городских профессиональных объединений

Разработчик: Елена Николаевна Аслямова,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ  "Средняя общеобразовательная школа №6" городского округа город Шарья Костромской области

Тема: Технология критического мышления через чтение и письмо.

Цель: Познакомить педагогов с технологией критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:1. дать представление о трёхфазовой структуре критического мышления;

               2. апробировать в деятельностной форме некоторые стратегии критического мышления.

Этап

Шаг

Деятельность руководителя

Деятельность учащихся

Время

1. Начало.

Информация о порядке работы.

Сообщает тему, цель, задачи, порядок работы.

Слушают, определяют состав групп.

3 мин.

2. Из истории вопроса.

Информация о понятии «критическое мышление», авторах технологии.

Предлагает мини-лекцию.

Слушают, задают вопросы, фиксируют основные положения мини-лекции.

5 мин.

3. Ролевая игра: педагоги в роли учащихся.

1. Evocation

(побуждение к мотивации)                                                      

Задает вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает сочетание «морские черепахи?»

Проводит инструктаж. Предлагает сначала обдумать, индивидуально, зафиксировать в тетради. Затем обсудить в паре, дополнить ряд ассоциаций. В заключение провести обсуждение в группе, дополнить ряд ассоциаций.

Предоставляет слово спикерам. Организует обсуждение ассоциаций (на доске фиксируются все ассоциации).

1. Сбор ассоциаций «Морские черепахи».

2. Обсуждение в паре, группе.

3. Выступление спикера.

5-7 мин.

2. Realization (реализация, осмысление содержания)

Проводит инструктаж.

Организует самочтение текста с пометками.

Предлагает заполнить таблицу интерактивную таблицу «Инсерт», внеся в нее по две наиболее ярко выраженные положения.

Предлагает вернуться к вопросам, которые остались (индивидуальные домашние задания по желанию учащихся).

Предлагает выступить учащимся, заполняет таблицу на доске.

Слушают.

Индивидуально читают предложенный текст «Морские черепахи», делают пометки,  заполняют интерактивную таблицу.

Высказывают свое мнение.

Принимают индивидуальные домашние задания по желанию.

25 мин.

3.Reflection

(размышление, рефлексия)                                                    

Проводит краткий инструктаж по написанию эссе (предлагает две темы на выбор: «Я  - морская черепаха», «Мое отношение к морским черепахам после чтения текста».

Наблюдает за работой учащихся.

Организует чтение и обсуждение.

Слушают, выбирают тему эссе.

Пишут эссе.

Обсуждают в группе, выбирают лучшее эссе для презентации.

Читают лучшие эссе классу, сидя на «авторском стуле».

Обсуждают эссе.

10 мин.

4.  Изучение основных положений критического мышления.

1.Определение трехфазовой структуры критического мыщления.

Предлагает обсудить в группах, как была организована работа на импровизированном уроке, выступить представителю группы, дополнить информацию.

Фиксирует структуру урока на доске.

Обсуждают в группах.

Определяют выступающего от группы, слушают, фиксируют трехфазовую структуру.

7 мин.

2. Определение основных стратегий критического мышления.

Дает определение основных стратегий.

Фиксируют.

8 мин.

5. Рефлексия.

Выявление впечатления о мастер-классе.

Предлагает листы рефлексии.

Заполняют листы рефлексии.

1 мин.

Примечание: работу на этапе ролевой игры можно свернуть во временном плане, прокомментировав работу при выполнении отдельных шагов.

Приложение

Трёхфазовая структура критического мышления

1. Evocation  (побуждение к мотивации):                                                      

   1) Сбор ассоциаций.

   2) Обсуждение.

   3) Выступление спикера.

2. Realization (реализация, осмысление содержания):

    1) Инструктаж.

    2) Самочтение.

    3) Заполнение таблицы.

3.  Reflection (размышление, рефлексия):                                                    

     1) Краткий инструктаж.

     2) Написание эссе.

     3) Чтение эссе, обсуждение.

Текст «Морские черепахи»

        В мире существовали странствующие по океанам огромные черепахи. Эти  гигантские рептилии  именовались морскими черепахами.

        Если вас и вашу семью поместить в ванную и взвесить в то же самое время, весь ваш вес не сравнится по весу с одной из них.

        Leatherback – самая большая из пяти различных видов морских черепах, найденная вдоль атлантических берегов. Некоторые из них достигали в весе более 1.500 фунтов! Другие четыре вида были гигантскими большеголовыми черепахами. Эти последние, хотя и являются родственниками тех, что продаются в зоомагазине, не были столь зелёными.

        Морские черепахи плавали повсюду в открытых морях и прибрежных бухтах ещё миллионы лет назад. Они энергично заселяли океан, благодаря сильным плавникам и способности находиться под водой свыше часа.

        Огромный и тяжёлый панцирь черепах защищал их от многочисленных врагов. Даже голодной акуле могла противостоять выносливая черепаха. Во время атаки морская черепаха могла увеличивать размеры своего тела и шлёпать по воде плавниками, отпугивая нападающего.

        Черепахи перемещались вместе через открытое море. Группа могла преодолеть более 1000 миль в течение одного года. Большую часть времени черепахи проводили, плавая спящими на поверхности. Иногда они плавали по рекам, которые впадали в океаны.

        В море черепахи находили множество пищи. Обычно они питались рыбой, но временами ели и морские растения, крабов, устриц, губок, креветок и даже медуз.

        Мы знаем очень мало об этих гигантах моря. Они редко показывались, лишь изредка появляясь в приокеанских заводях.

        Мы знаем, что черепахи преодолевали большие расстояния в море, но возвращались к весне и лету на определённое место для  откладывания яиц. В течение лета, когда ночи длинны, взрослая самка черепахи выплывала на берег, чтобы построить гнездо и отложить яйца. Она обследовала берег до тех пор, пока не находила места для своего гнезда. Черепаха разрывала небольшое углубление в песке своими четырьмя плавниками. Затем она начинала выкапывать круглый ров в песке при помощи только своих передних плавников. Откладывание яиц от 100-150 штук занимало у черепахи 20 минут. Яйца были совершенно круглыми, размером с мяч для гольфа, с толстой скорлупой, которая защищала их при падении в гнездо. После нескольких минут отдыха черепаха отправлялась в тёмный океан

        В течение лета мать-черепаха могла “гнездиться” несколько раз. После каждого откладывания  яиц она присоединялась к своим отпрыскам.

Отец-черепаха никогда не покидал моря, но ждал до окончания лета, когда группа будет готова к путешествию.

Размер яиц  колебался от одного до четырёх дюймов в зависимости от вида морской черепахи. Через шестьдесят дней вылуплялись  черепашки, медленно разгребали песок и показывались на поверхности. Они ждали наступления сумерек и затем выходили из гнезда, чтобы показать животным, обитающим на побережье, свою разрушительную силу. Никто не знает, что происходило, когда молодые черепахи однажды входили в океан. Они исчезали и показывались только после того, как вырастали.

        Только некоторые детёныши доживали до взрослого состояния. И хотя самка откладывала много яиц, численность морских черепах уменьшалась.

        Черепашьи яйца собирались и тысячами продавались на рынках. Мясо некоторых черепах было очень вкусным, и многие из них ловились для приготовления супа. Несколько пляжей, пригодных для откладывания яиц, были брошены морскими черепахами, и постепенно заселялись человеком.

        Правительства разных государств мира заботятся о защите  многих видов  животных и птиц. Но многие проблемы ещё не решены.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Мастер-класс «Стратегии активного обучения и преподавания для развития эффективного мышления»

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Цель: познакомить педагогов со стратегиями активного обучения и преподавания.

Слайд 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Задачи: 1 . представить механизм применения стратегий активного обучения и преподавания; 2. апробировать в деятельностной форме некоторые стратегии.

Слайд 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Эффективное мышление это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; это умение лучше всего использовать доступные возможности (ресурсы) - время, энергию и силы для достижения необходимого результата.

Слайд 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Стратегии обучения любой набор действий, шагов, планов, применяемых обучающимся для получения, хранения, доступа и использования информации; целенаправленное мышление и поведение с целью запоминания и понимания новой информации в процессе обучения

Слайд 6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Перечень стратегий обучения Стратегии обучения на основе опыта Стратегии обучения на основе трансформации знаний Стратегии обучения в практике Стратегия самоуправляемого обучения Стратегии кооперативного обучения

Слайд 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Перечень стратегий обучения Коммуникативные стратегии обучения Стратегии «обучения действием». Стратегии проектного обучения Стратегия критичного обучения Стратегии непрерывного активного обучения

Слайд 8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Оценка на ромбовой диаграмме Что это? Этот прием работы для малых групп, направленный на умение правильно расставить приоритеты в информации и выдвинутых идеях. Расположение класса : ученики могут работать у доски, группы могут работать вокруг стола.

Слайд 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Оценка на ромбовой диаграмме Последовательность шагов Ученики получают 9 идей, основанных на определенном вопросе, на карточке или стикере. Помещают приоритетную карточку наверх, за ней следуют две, занимающее по важности 2-ое место, затем три карточки, занимающее 3-е место, затем две, а снизу одна карточка, представляющая самый низкий приоритет. Карточки расставляются в форме ромба. Ученики должны стремиться к консенсусу.

Слайд 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Оценка на ромбовой диаграмме Примерные идеи для обсуждения Как противостоять героизации нацизма? Как привить интерес к чтению? Как решить проблему засорения русского литературного языка? Как решить проблему загрязнения окружающей среды?

Слайд 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Горячее сиденье Что это? Эта творческая ролевая игра может быть полезным инструментом для того, что призвать к дискуссии и поделиться информацией. Расположение класса Одно горячее сиденье должно стоять перед группой или посреди круга для создания более благоприятной атмосферы.

Слайд 12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Горячее сиденье Последовательность шагов Ученику или дается определенная роль, или он сам придумывают роль, связанную с обсуждаемым вопросом. Ученики могут изучить роль в группе или индивидуально. Других учеников в группе можно попросить подумать о том, какие интересные вопросы можно задать человеку на горячем сиденье. Персонаж садится на горячее сиденье и отвечает на вопросы других учеников.

Слайд 13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Горячее сиденье Последовательность шагов На сиденье может помещаться идея или проблема. Можно организовать деятельность так, чтобы ученики догадались, кто на горячем сиденье. В качестве дополнительной соревновательной игры ученикам можно дать тему или персонаж для изучения и затем посадить их на горячий стул на одну минуту, чтоб они поделились информацией с классом.

Слайд 14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Своя игра Что это? Этот прием поощряет учеников придумать качественные вопросы, которые могут привести к определенному ответу.

Слайд 15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Своя игра Последовательность шагов Ученикам дается ответ на вопрос, который может иметь отношение к обсуждаемой теме. Ученики должны придумать вопрос, который соответствует ответу. Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики обсуждают вопросы, придуманные ими для этого ответа, и объясняют ход своего рассуждения.

Слайд 16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Своя игра Примеры ответов и вопросов Валентина Терешкова (Кто первая женщина-космонавт?) "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?", вызвать "благородное отвращение от многого кое-чего низкого" (Какова цель и задачи автора поэмы "Мёртвые души"?) 1799 г. (В каком году родился А.С. Пушкин?)

Слайд 17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области ССВУ (сила, слабость, возможность, угрозы) Что это? Этот прием помогает ученикам изучить все стороны вопроса. Расположение класса Ученики сидят группами и используют образец, данный ниже, для изучения вопроса.

Слайд 18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области ССВУ Сильные стороны Слабые стороны Угроза Возможность

Слайд 19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области ССВУ (сила, слабость, возможность, угрозы) Последовательность шагов Педагог обсуждает с учениками значение ССВУ и объясняет значение терминов. Ученикам дается предложение для обсуждения и оценки. Идеи располагаются под соответствующими заголовками (С-С-В-У). Во время обсуждения учитель может использовать дополнительные вопросы. Полезно обсуждение групповой работы.

Слайд 20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Бином фантазии Что это? Это комбинаторный приём фантазирования, придуманный итальянским писателем Джанни Родари. Использование в ТРИЗ-педагогике: для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта; для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).

Слайд 21

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Бином фантазии Последовательность шагов Педагог предлагает ученикам два слова, между которыми нет ничего общего. Ученики пишут сочинение-развлечение. Затем ученики представляют работу и обсуждают работы одноклассников. Примеры тем : «Запятая и солнце», «Камень и Психея», «Снежинка и слон»

Слайд 22

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарьи Костромской области Ролевая игра

Слайд 23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 « городского округа города Шарьи Костромской области Спасибо за совместную работу! Творческих успехов и весеннего настроения!



Предварительный просмотр:

Е.Н. Аслямова

Город Шарья

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО УКЛАДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО УСПЕШНОСТЬ

КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ

 «Школа  -  это маленькая  модель  реального и планируемого  облика общества...  Какую  школу мы строим,  таким и  станет  будущее  общество»  [2, с. 7].

 Формирование внутреннего пространства школы, доминантой которого является школьный уклад, стало ведущей идеей управленческой команды при разработке и реализации серии стратегических документов: «Управление качеством образования»,  программы развития «Школа успеха», проекта  «Развитие и поддержка интеллектуальных, творческих, социально-коммуникативных и физических способностей и талантов», проекта перспективного развития  «Дорога к успеху».

Принципиальными ценностными установками создания школьного уклада стали сотворчество, содеятельность, содействие, интерес к интеллектуальной и познавательной деятельности.

Школьный уклад отражается в интегрированном содержании образования, которое представлено в учебном плане программами урочной и внеурочной деятельности.  Разработаны и реализуются программы урочной деятельности:  «Черчение»,   «Основы экологии» «Информационно-коммуникационные технологии» (всего 15 программ). Так, значимость программы  «Проектная и исследовательская  деятельность»  в создании условий для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности в связи  с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде. Разработаны и реализуются программы  внеурочной деятельности: «Юный интеллектуал», «Незабытые традиции»,   «Мир логики», «Я леплю из пластилина», «Журналистика - это интересно!» (всего 26 программ). Например,  значимость программы «Компьютерная грамотность» в том, что она  формирует у младшего школьника потребность самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Ведущими формами организации урочной и внеурочной деятельности является проектная, исследовательская, творческая деятельность, социальные практики. Разрабатываются учебные, учебно-социальные, социальные, социально-межпредметные, межпредметные проекты, такие как «Цветок как символ  восприятия жизни в лирике А.А. Ахматовой»,    «Можно ли изготовить ёлочные украшения из кристаллов солей?»,  «Образ женщины, воспетый веками»,  «Энциклопедия одного слова»,  «Здоровый образ жизни: мифы и правда»,  «Музеи мира»,  «Математика и кулинария». В  течение  6  лет реализуется проект «Вместе с семьёй от 0 до 7», в котором принимают участие  школьники 2-11 классов через разработку мини-проектов  «Аистёнок»,  «Игрушка в подарок»,  «Дети – детям»,   «Моя первая книжка». Так,  в рамках мини-проекта  «Весёлая переменка»,  учащиеся 7-8 классов  подбирают  подвижные игры, консультируясь со специалистами, и проводят  их с детьми, посещающими предшкольную подготовку «Филиппок».  Активно разрабатываются социальные проекты молодежной организацией  «Точка Опоры».  За 3 года было реализовано  12  проектов. МНОГО «Точка опоры» - неоднократный победитель  региональных конкурсов.  Оксана Почтоева, лидер организации,  представляла Костромскую область во Всероссийском конкурсе «Доброволец России-2013» и стала победителем в номинации  «Гражданская инициатива».

Такое  разнообразие  и количество  проектов не случайно: в школе сложилась система управления проектной деятельностью. В соответствии с циклограммой управления проектной и исследовательской работой в сентябре составляется перечень идей, на которые ориентирована работа школы в новом учебном году [1, с. 142]. Выбор тем  учеником и руководителем проекта происходит на основании идей, предложенных методическим и  управляющим советом. Работа над проектами и исследованиями проходит в соответствии с планом работы над проектом или исследованием. Проекты и исследования защищаются в  рамках Дней науки, предметных декад, общешкольных мероприятий. В школе ведется мониторинг реализации проектов и исследований. Итоги работы подводятся на заседании методического совета.

На протяжении ряда лет школой сформирована система демонстрационных площадок, мотивирующих познавательную и интеллектуальную деятельность, ориентированную на успех. Это такие площадки, как «Интеллектуальный марафон»,  олимпиады, «День науки», школьный конкурс «Ученик года», «Ассамблея отличников, победителей и призёров олимпиад» и др.

Школа вместе с общественностью разнообразит формы поощрения учащихся за достижения: занесение фамилии учащегося на Доску почёта школы, в Книгу почёта, Книгу лауреатов именной премии,  награждение премией «Успех», передача музею материалов, демонстрирующих успех и др.

В школе создана система информатизации об одарённых и высокомотивированных детях, банк данных о конкурсах, олимпиадах, проводимых на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, банк заданий высокой мыслительной сложности, создан сайт «Одарённые школьники». Ведётся мониторинг результатов развития способностей обучающихся.

Условия, которые есть в школе, закрепляют принципиальные установки школьного уклада. Прежде всего, это повышение методологической культуры педагогов, которое осуществляется в рамках проекта; частью этого проекта является и участие педагогов в конкурсах, и система открытых уроков, и обобщение опыта,  и опережающее изучение различных научных идей в тренинговом режиме,  и оценка профессиональной деятельности педагогов.

В систему управления школой включены педагоги, родители, учащиеся. При участии членов управляющего совета  разработан проект перспективного развития «Дорога к успеху». Для обеспечения механизма управления его реализацией с управляющим советом  согласованы разработанные локальные нормативные акты, регламентирующие работу с одарёнными учащимися. Управляющий совет стал учредителем новых форм стимулирования учащихся и учителей, инициировал создание Летнего Многопредметного Лагеря, расширение спектра услуг школьного ЦДО «Спектр», на базе которого сегодня функционирует  29 кружков и секций.  Особая роль принадлежит управляющему совету в экспертизе качества образования. В школе работает детское самоуправление «Инициатива», объединяющее учащихся 5-11 классов.

Правила взаимодействия по созданию школьного уклада отражаются в локальных нормативных актах школы:  Положении об организации научно-методической работы в школе, Положении о проектно-исследовательской деятельности обучающихся, Положении о научном обществе учащихся и педагогов,  Положении о поощрении обучающихся,  Положении о награждении учащихся и педагогов школы денежными премиями «Успех»,  Положении о премии А.М. Кучумова, учителя изобразительного искусства, художника, Положении о книге Славы и др.

Важным условием поддержки совместной творческой деятельности учителей и учащихся является информационно-методическая, материальная база. Закуплено современное оборудование, комплекты мебели для кабинетов, пополнена база цифровых образовательных ресурсов, приобретена методическая литература по ФГОС.

Созданный в школе уклад отвечает потребностям ребёнка, обеспечивает ему интересную и комфортную жизнь.  Об этом свидетельствуют результаты успешности обучающихся.

За последние 4 года в муниципальных олимпиадах ученики заняли 305 мест, из них  94 победных по 20 предметам, в региональных - 34  места, из них 10 победных по 10 предметам. В 2013 г. согласно мониторингу Всероссийских предметных олимпиад, проведенном  департаментом образования и науки Костромской области, школа была названа лучшей по результативности участия в региональных олимпиадах. За годы реализации проекта   в муниципальном конкурсе «Ученик года» 4 школьника стали  его победителями;  8 выпускников закончили  школу с медалями, 7 – с золотыми. По результатам ГИА и ЕГЭ  на протяжении нескольких лет  школа входит в десятку лучших школ, гимназий, лицеев Костромской области.

Литература

  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. Крылова Н.Б. Школьный уклад: повышение качества школьной жизни. – Библиотека журнала «Директор школы», 2010, №6.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.



Предварительный просмотр:

Елена Николаевна Аслямова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Город Шарья

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"

Статья

Методические аспекты подготовки и проведения ВПР по русскому языку

Доступность и качество образования -  одни из приоритетов  государственной политики РФ в сфере образования.  

        Все мы, осуществляя педагогическую деятельность, ориентируемся на  многоуровневую оценку качества образования:

- оценка обучающимися (степень удовлетворенности семьи);

- оценка государством (итоги государственной итоговой аттестации, аккредитация, лицензионный контроль);

- самооценка школы (внутренний мониторинг качества образования);

-оценка работодателем (уровень признания и конкурентоспособности на рынке труда).

        На сегодняшний день  для оценки качества образования, наряду с ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, национальными и международными исследованиями качества образования, используются ВПР (Всероссийские проверочные работы).

Документы, определяющие содержание проверочной работы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010

№ 1897)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15)
  • Распоряжения Роспотребнадзора от 30.08.2016 №2322-05, от 21.10.2016 №2733-05.

Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями [2, с. 2].

     Результаты ВПР на уровне ОО позволяют осуществить текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, вести индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Также ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Внедрение такого типа работы ставит перед учителями-словесниками задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то что в  "Описании проверочной работы по русскому языку 5 класс" отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ [2, с. 7], однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.  

        Система мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку включает следующие направления деятельности.

  • Информационно – разъяснительная работа: ознакомление обучающихся с организационными вопросами по подготовке к ВПР, составление памяток по выполнению заданий ВПР, проведение родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР, составление памяток для родителей.
  • Методическая работа:
  • соотнесение перечня планируемых результатов по русскому языку из Примерной основной образовательной программы основного общего образования с "Описанием всероссийской проверочной работы по русскому языку  для обучающихся 5 классов",  вариантами ВПР, УМК;
  • подбор заданий и их решение на уроках с целью оценки готовности обучающихся к ВПР;
  • систематизация  затруднений и пробелов в знаниях учащихся класса и каждого ученика для  оказания адресной помощи;
  • выявление обучающихся «группы риска» и составление плана работы с ними;  
  • планирование работы по отработке умений и развитию навыков выполнения заданий;
  •  рассмотрение и отработка материала  тем, вызывающих затруднения у обучающихся в рамках классной работы, домашней работы, консультаций;
  • дифференцированная работа с классом, в том числе в рамках консультаций;
  • проведение повторения ключевых тем в течение учебного года и повторения по разделам учебной предметной программы в марте-апреле;
  • психологическая подготовка обучающихся к ВПР;
  • анализ содержания и результатов выполнения ВПР для 5 классов (осень), корректировка плана работы по подготовке к ВПР  весной;
  • решение  образцов проверочной работы, открытых вариантов ВПР, размещенных  в сети Интернет, совместное обсуждение с обучающимися возможных стратегий выполнения работы,  формулировок заданий и др.;  
  • разработка проверочных и контрольных работ по русскому языку с использованием формата  ВПР для проведения контрольно-оценочной деятельности;
  • рекомендации учащимся и их родителям сайтов, где ученики самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки;
  • организация и проведение мониторингов;
  • практическая отработка с обучающимися правил оформления проверочных работ.
  • Анализ результатов и подведение итогов ВПР.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы:

• системно-деятельностный подход;

• компетентностный подход;

• уровневый подход.

Наряду с предметными результатами оцениваются метапредметные результаты, уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными умениями.

Анализ  вариантов ВПР  показал, что содержание ВПР по русскому языку для 5 класса (ноябрь 2016 г., апрель 2017 г.) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования,  Примерной основной образовательной программе основного общего образования, УМК по русскому языку для 5 класса (в данном случае  УМК под редакцией М.М. Разумовской). Содержание ВПР соответствует отечественным традициям преподавания русского языка как учебного предмета; для контроля отобраны наиболее значимые аспекты подготовки. В ВПР использованы только задания открытого типа.

Тексты заданий в вариантах ВПР соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.  

"Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Задания 2–5 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными учебно-языковыми опознавательными и классификационными умениями.

Задание 2 проверяет умение классифицировать согласные звуки по мягкости– твердости в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

Задание 3 предполагает анализ структуры слова, проверяет владение учебно-языковым аналитическим умением делить слова на морфемы на основе смыслового и грамматического анализа слова, графически обозначать выявленные морфемы, наряду с этим проверяет владение познавательным универсальным учебным действием – преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.

 Задание 4 выявляет владение учебно-языковым опознавательным умением обучающихся распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое опознавательное умение), а также уровень освоения познавательного универсального учебного действия – построения логической цепи рассуждений.

 Задание 5 проверяет учебно-языковое опознавательное умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, вместе с тем выявляет уровень познавательного универсального учебного действия, связанного с преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.

 Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных учебных действий: регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы)"[2, с. 4-6].

        Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом приемлема и соотносится с требованиями, предъявляемыми к заданиям изучаемого предмета.

Правильно выполненная работа оценивается 45 баллами.  Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.   Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.  Ответ на каждое из заданий 3, 8, 9 - от 0 до 2 баллов.  Ответ на каждое из заданий 6 и 7 - от 0 до 3 баллов.  Ответ на задание 4 - от 0 до 5 баллов, на задание 5 – от 0 до 4 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.

 В  ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа. В ответах представлены языковые разборы (модель разбора свободная): в фонетическом разборе не указаны парные/непарные согласные звуки по глухости/звонкости, твердости/мягкости), в синтаксическом разборе не указаны части речи.

Вместе с тем в указаниях по оцениванию за  более чем 2 ошибки в фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом разборах ставится 0 баллов. В этом случае возникает сложность оценивания данного вида разборов: учащийся, как правило, выполняет полный разбор, и в связи с этим у него больше возможности допустить ошибки, чем при выполнении разбора в соответствии с моделью. При различных подходах разница в оценивании данных заданий может составлять до 4 баллов.

"Рекомендации по переводу первичных баллов  в отметки по пятибалльной шкале"  приемлемы.

 

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–17

18–28

29–38

39–45

Продолжительность Всероссийской проверочной работы по русскому языку -  60 минут.  

Вместе с тем анализ работ обучающихся показал, что ВПР (апрель 2017 г.) реально рассчитана не на 60 минут. За такое ограниченное время многие учащиеся 5 классов школы (дети с ОВЗ, со сниженной скоростью мыслительных операций, "медлительные" дети)  не приступили к выполнению заданий 9-12 или выполнили лишь некоторые из них.

Если школы соблюдали требования к процедуре организации и проведения  Всероссийских проверочных работ, то данная проблема должна была возникнуть в "обычных" классах. В то время как сильные учащиеся успевают выполнить работу (некоторые без проверки), средние и особенно слабые учащиеся, дети с ОВЗ, дети-флегматики не успевают справиться с предложенным объемом работы.

        В "Обобщенном плане варианта проверочной работы  по русскому языку [2, с. 8-11] указано примерное время на выполнение заданий обучающимися в соответствии с блоками Примерной образовательной программы ОО. Однако это время, на мой взгляд,  не рассчитано на слабого  ученика. Одной из основных причин того, что обучающиеся не успели выполнить всю работу, являются низкие темп чтения и скорость письма, низкая скорость мыслительных операций и лишь в некоторых случаях - незнание  тем и несформированность умений и навыков.

В среднем 10-15 мин.  учащиеся работали над выполнением задания 1 (переписать текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания). На выполнение задания 2 (выполнить фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разбор) в среднем ученики затратили 10-15 мин. Задание 8 части 2 предполагало чтение текста и определение его основной мысли. Учащиеся на выполнение этого задания затратили 10-15 мин. Те ученики, которые не приступили к выполнению разного вида разборов в целях экономии времени, успели выполнить все последующие задания и набрать за счёт этого больше баллов, чем ученики, выполнявшие в полном объеме языковые разборы.

        В связи с этим ВПР (апрель 2017 г.), в отличие от ВПР (ноябрь 2016 г.), на мой взгляд, не позволила учителю обычных классов общеобразовательных школ объективно оценить знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей в связи с дефицитом времени на выполнение ВПР.

В то же время ВПР (ноябрь 2016 г.) была рассчитана на 45 мин. За это время все обучающиеся успели написать работу, не выполнив лишь те задания, на которые не знали ответа, успели проверить работу. При этом задание 1 в ВПР  было такое же, как и в ВПР  (апрель 2017 г.), лишь в тексте в среднем было на 10 слов меньше (в среднем 75 и 95 слов соответственно). Однако в работе, которую пятиклассники выполняли в ноябре 2016 г., было всего 5 заданий, а не 12. Задания 2-5 были лёгкие, даже не уровня 4 класса, на их выполнение требовалось мало времени.  То есть пятиклассники должны были, учитывая объем заданий,  менее чем за полгода увеличить скорость работы  над заданиями приблизительно в 3-4 раза, что практически невозможно. Каковы же пути решения этой проблемы?

Чтобы обучающиеся успели выполнить ВПР, необходимо все тренировочные задания стараться проводить с ограничением времени. В этом случае ученики могут  контролировать себя  (за какое время сколько заданий они успевают выполнить). Для обучающихся 5 класса это сделать сложно, поэтому  в течение учебного года на уроке можно на время выполнять  то или иное задание, дома помощь могут оказать родители  учащихся.

         

Без сомнения, у каждого из учителей есть свои пути, позволяющие совершать со-восхождение с обучающимися по образовательной лестнице.  Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы  работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах подготовки обучающихся к ВПР.

 

Информационная поддержка

• Информационный портал ВПР: https://vpr.statgrad.org

• Система дистационного обучения: https://kursitet.ru/

• Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/vpr

•Информационный портал НИКО: https://www.eduniko.ru/

• Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор): http://obrnadzor.gov.ru/

• Официальный сайт ВПР: https://4vpr.ru

• Сайт "Решу ВПР. Русский язык 5 класс" https://rus5-vpr.sdamgia.ru/

• Современный учительский портал http://easyen.ru/

Принципы отбора заданий

1. Задания должны быть разнообразными, чтобы тот или иной планируемый результат проверялся не всегда одинаково одним и тем же типом задания, что создаст условия для развития умения применять знания в разных ситуациях.

2.  Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата.

3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволить проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но 1-2 задания - на повышенном уровне.  

Некоторые направления, формы и приёмы   работы

Проблемы, выявленные в результате анализа ВПР (апрель 2017 г.), нацеливают на следующие направления работы.

- В связи с тем, что трудности вызвали задания 8, 9  (также в анализе ВПР 2016 г. по русскому языку в 4 классах  было отмечено, что у обучающиеся 4 классов российских ОО самая проблемная зона – содержательная линия «Развитие речи», в том числе работа с текстом), необходимо продолжать работу в этом направлении. Включать во все уроки задания по работе с текстами разных стилей, типов, жанров. Целенаправленно  и систематически обучать  пятиклассников вычитывать из разных типов текстов различные виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). Для этого необходимо использовать  приемы понимания текста.  

Обучение осмыслению текста можно осуществлять на разных этапах:  до начала чтения,  во время чтения и после чтения.  На этапе до начала чтения   происходит прогнозирование  по заголовку темы и содержания  текста; во время аутентичного (реального)  текста обучающиеся  выделяют  ключевые слова в содержании  абзаца (части текста), задают вопросы  к каждой читаемой части (ведут диалог с текстом);  после чтения  текста (рефлексивный этап)  с опорой  на ключевые слова  выделяют информацию, полученную в результате  диалога с текстом.

Происходит окончательное  осмысление темы  текста (о чём говорится в тексте; фактуальная информация – фактическая основа  текста и основной мысли -  концептуальная информация).

    -     Эффективной формой работы   подготовки к ВПР является  комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют орфографический и пунктуационный разборы и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно-образного и логического типов мышления. Тексты русских писателей, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.

         Таким образом, комплексная работа с текстом на уроках русского языка  создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, что важно  для успешной подготовки к ВПР, а впоследствии к ОГЭ, ЕГЭ.

     -  Работать над техникой чтения обучающихся в рамках разных предметов.

     -  Повышать технику письма у учащихся.

     - Планировать в ходе уроков выполнение заданий на соблюдение норм речи, корректировку речевых и грамматических ошибок, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

- Проводить целенаправленную работу по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.

- Включать  во все уроки задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

Сэкономить время   на  систематизацию  изученного  по орфографии и пунктуации  помогают тетради для правил, которые ученики ведут с 5 класса с применением  методики структурирования учебного материала.  Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к ВПР,  а впоследствии к ОГЭ,  ЕГЭ.  

Помимо традиционной работы с текстом, выполнения различных упражнений по орфографии и пунктуации, разного вида разборов, нахождения ошибок и заполнения пропусков в разборах и т.п., в целях  мотивации к изучению предмета, необходимо предлагать обучающимся на уроках и в качестве домашнего задания (по выбору) творческие задания, в том числе и нестандартные.

        Изучая теоретический материал, расширяя  и углубляя  теоретические знания  по темам,    целесообразно составлять   опорные конспекты, сложные планы и т.п. Можно предложить ученикам создать "Контурные карты" городов Имя существительное, Имя прилагательное и др.; разработать проекты, связанные с освоением норм употребления языковых единиц ( "Энциклопедия одного слова"), сочинить лингвистические сказки ("Приключения частицы БЫ", "Формы напрокат"), орфографические диктанты "на засыпку" ("Приключения чёртика", "Престранные приключения") и др.

Образцы творческих заданий по разным разделам языка

        Придумайте и  необычно оформите  шпаргалку на тему «Пиши правильно  корни с чередование А/О».

        Придумайте и запишите, как вы обратитесь к  царю зверей; лицу, с которым вы едва знакомы, но которого хотели бы пригласить на торжество;  вашему хорошему приятелю; проказнику, который что-то разбил, перевернул, съел  и т.д.

        Запишите предложения с обращениями, графически обозначьте обращения.

        Напишите творческую работу, используя слова с чередованием гласных Е/И.      

        На следующем уроке текст работы может быть использован в качестве выборочного диктанта: учащиеся класса будут выписывать слова с чередующимися Е/И  в корнях (с графическим комментированием).

Лучшие сочинения помещаются в сборник «Творческие работы учащихся по русскому языку» в раздел «Пишем сочинения на грамматические темы».

         Понаблюдай, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Выполни необычное, интересное и полезное творческое задание-исследование: составь "Энциклопедию одного слова". Хочется, чтобы ты приобрел интерес к слову, развил свою речь, стремился быть вдумчивым и проницательным читателем, расширил свои жизненные познания.

Исследуй сначала слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов языка), а потом посмотри, почувствуй, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе, большой повести, в стихах, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым.

        Используй все типы словарей, энциклопедии, справочную литературу, помощь и советы учителя, родителей, близких и знакомых. Вспомни, найди, придумай сам…  Делай это как можно чаще. Помни: предлагаемое задание – одна из ступенек твоей лингвистической подготовки.

        Для выполнения задания используй примерный план-схему. Это поможет все собранные материалы расположить в определенной системе, которую и будем считать энциклопедией твоего слова.  Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в твоей работе: чего-то не найдешь, чего-то не встретишь.

        Главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала. Помни: работу необходимо красиво оформить. Если к своей работе отнесешься добросовестно, то может получиться настоящая книга (возможно, электронная)!

         Целесообразно выполнить проект. В таком случае план-схему, копилку слов  ученики определят в ходе проектной деятельности.

        Выполните задание, представленное ниже, и представьте свое задание по аналогии  с любым из слов. Используйте необходимые словари.

  1. Определите, сколько значений у слова друг в приведенных предложениях.
  1. Любимых детских книг творец

            И верный друг ребят,

            Он жил, как должен жить боец,

            И умер, как солдат.

                                   (С. Михалков)

     2) В нашей школе есть кружок друзей русского языка. 3) А сколько вам, дорогой друг, лет?

     2. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице.

Друг – это…

Друг – это…

Друг – это…

  1. Найдите синонимы, антонимы и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу.
  1. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я. 2) Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов! 3) Ох, не любит враг, не любит нашей песни боевой. 4) Книга – наш товарищ и друг.
  1. Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
  2. Запишите в таблицу родственные слова.

Ответ представлен ниже в виде лексического тренажера.

Связи по значению слова друг.

Родо-видовые связи:

Друг – человек, с которым дружишь.

Родственные                                                               Антонимические связи:

связи:                                                                           неприятель

друг                                                                              недруг

дружок

дружить

дружный

дружно                                

Синонимические связи:

товарищ

 приятель                                        

  1. Используйте синонимы и антонимы слова друг в устном сочинении на тему «Друг всегда  уступить готов место в шлюпке и круг».

Составьте «скрэббл».

Придумайте к уроку-зачёту «загадалки». Например: Отвечает на вопрос какой? Обозначает признак. Имеет суффикс –лив-.

Составьте книжку «загадалок», сопроводите рисунками. Загадки можно представить в рифмованной форме.

Найдите «четвёртое лишнее»:

а) разведение, разлив, разность, разносчик;

б) накат, навес, навет, накал.

Подумай, по какому принципу составлено задание, придумай своё задание «Четвёртое лишнее».

Соберите рассыпанные предложения.  Укажите самостоятельные и служебные части речи. Каких самостоятельных и служебных частей речи в предложениях нет?

  1. Клад, это, пираты, было, спрятали, место, куда, то.
  2. Нему, искатели, либо, кладов, приближаться, этого, боялись, либо, место, знали, не, к.

(Это было место, куда пираты спрятали клад. Искатели кладов либо не знали этого места, либо боялись приближаться к нему.)

        * Начинающим фантазерам. По этим двум предложениям придумайте свою историю.

Сочините небольшую историю в прозе или стихах с собственными словами.

Примеры работ учащихся.

«Про тучи

В зимний день я посмотрел на тучи. Они не стали дождевать, а сразу приступили к снегосбрасыванию. Они долго это делали, пока не кончилось антижидкое вещество. Тогда тучи решили дождевать, но не могли: они превратились в легколетатели.»

Придумайте предложения с прямой речью от имени старых вещей, которые окружают нас (перегоревшей лампочки, шнурка в правом ботинке, дверной ручки, старой расчёски и т.п.)

                 

           «Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса», - писал  Л.Н. Толстой. Включение в урок в творческих заданий, развитие творческих способностей обучающихся посредством домашнего задания  интенсифицирует процесс развития  общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей, ведёт к достижению  обучающимися предметных и метапредметных результатов,  в том числе формирует универсальные учебные действия, позволяет подготовить учащихся к ВПР.

Литература

  1. Варианты ВПР по русскому языку в 5 классе.
  2. Описание Проверочной работы по русскому языку 5 класс http://petroskola.ucoz.ru/
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
  4. УМК по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.



Предварительный просмотр:

Аслямова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №6"

городского округа город Шарья   Костромской области

        В статье представлен  эффективный опыт работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Задачи:  определить пути,  позволяющие  дать высокий результат на ЕГЭ. Автором освещены такие аспекты  работы по подготовке к государственной итоговой аттестации, как отбор содержания образования, система педагогического мониторинга, технологии обучения, подготовка к сочинению  (задание 25), межпредметные связи, организация внеклассного чтения. Особое внимание уделено системе разноуровневого тематического контроля на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности как важному фактору качества образования. Материал предназначен для учителей-словесников, работающих в 10-11 классах.

Статья

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

        Все мы, осуществляя педагогическую деятельность, ориентируемся на  многоуровневую оценку качества образования:

  • оценка обучающимися (степень удовлетворенности семьи)
  • оценка государством (итоги государственной итоговой аттестации, аккредитация, лицензионный контроль)
  • самооценка школы (внутренний мониторинг качества образования)
  • оценка работодателем (уровень признания и конкурентоспособности на рынке труда).

        Все мы стремимся на выходе  получить  результат, который соответствует требованиям на всех уровнях,  демонстрирует эффективность нашей образовательной  модели.

   Невозможно добиться поставленной цели  без выстроенной   системы работы  по предмету в целом и  к  итоговой государственной аттестации в частности.

        Без сомнения, у каждого педагога есть свои пути, позволяющие совершать со-восхождение с обучающимися по образовательной лестнице.

Если определять  основные пути, позволяющие, на мой взгляд,  дать высокий результат на ЕГЭ, то это:

  • отбор содержания образования;
  • система разноуровневого тематического контроля  на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности;
  • система мониторинга;
  • технологии обучения;
  • система подготовки к сочинению  (задание 25);
  • межпредметные связи;
  • организация внеклассного чтения.

Отбор содержания образования

В учебном плане школы  в 10-11 классах  1 час русского языка - из федерального компонента, 1 час - из школьного. Часы из школьного компонента были направлены на развитие речи, подготовку к сочинению (задание 25),  проведение части пробных работ  в формате ЕГЭ.

Чтобы организовать работу по систематизации, повторению и расширению материала, контроль  в соответствии с УМК  Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной  при 1 часе в неделю на старшей ступени обучения, при планировании работы в 8-9 классах пропедевтически мною было выдано 80% материала по синтаксису и пунктуации из курса старшей школы, в том числе в рамках элективного курса в 9 классе  (в первую очередь  обучающимся с  высоким уровнем развития интеллектуально-мотивационной сферы), что позволило изыскать время на работу с заданиями части 1 ЕГЭ, уроки коррекции ЗУН.  

        Сэкономить время   на  систематизацию  изученного  по орфографии и пунктуации  помогают тетради для правил, которые ученики ведут с 5 класса с применением  методики структурирования учебного материала.  Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий ЕГЭ.  Расширяя  и углубляя  теоретические знания  по темам,    составляем  опорные конспекты, сложные планы и т.п.

        В УМК достаточно много упражнений по разным разделам языка, но, к сожалению, многие ученики при выполнении домашних работ пользуются решебниками. В связи с этим предпочтение отдаю  творческим домашним заданиям, заданиям из моих ресурсных пакетов, КИМ ЕГЭ в соответствии с темой или  разделом и др.

        Эффективной формой работы   подготовки к ЕГЭ  является  комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: ассоциативно- образного и логического. Тексты русских писателей, философов, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.

         Таким образом, комплексная работа с текстом на уроках русского языка  создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, что важно  для успешной подготовки к экзаменам.

         Для работы, помимо учебника,  использую пособия  Д.Э. Розенталя;   В.Ф. Грекова,  С.Е. Крючкова,  Л.А. Чешко; И.В. Цыбулько, Ю.Н. Гостевой, И.П. Васильевых;   Г.Т. Егораевой,   Н.А.; Сениной;  Ю.А. Бисерова ;  Федотовой  Л.С. "Правила и тесты.  Пособие по русскому языку для поступающих в вузы",  изд. "Высшая школа" и др. Кроме того, в подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку помогает пособие Т.Н. Назаровой, Е.Н. Скрипки "Допуск к ЕГЭ. Практикум для подготовки к итоговому сочинению", где представлены тематические направления, аспекты направлений, тексты-аргументы и др. Ежегодно происходит пополнение моего методического ресурса (приобретаю не менее 20 изданий).

        Также  использую  цифровые и электронные  образовательные ресурсы.

  Система  разноуровневого тематического контроля на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности  и педагогический  мониторинг

Важность ведения учителем мониторинга учебного процесса для повышения качества обучения неоспорима. Для этого необходимо обеспечить систематический контроль за его ходом и результатом, но главное – обеспечить обратную связь, когда полученная информация используется для управления процессом и его корректировки как учителем, так и учеником.

В своей работе руководствуюсь  «Положением о тематическом контроле знаний, умений, навыков»,  которое позволяет учителю управлять качеством образования.   Ведущим при определении отметок за четверть является тематический учёт ЗУН, который проводится после изучения каждой темы и состоит из проверки знаний и практических умений.

Логическое проектирование всего курса по предмету (выделение стержневой линии, основанной на ключевых понятиях и операциях с ними) в совокупности с тематическим контролем достаточно гарантированно даёт на выходе хороший результат. Главное – уметь выделять те узловые точки образовательной траектории в теме, качественное прохождение которых учеником и будет индикатором  продвижения в усвоении темы.

Личностно ориентированный подход к обучению говорит о том, что независимо от внешних условий и качества осуществления образовательного процесса расслоение учащихся по уровню достигнутых результатов на выходе неизбежно. Но качество обучения можно существенно повысить, если замерять результаты обучения не по окончании учебного периода, а запланировать результаты обучения до начала процесса, сделать их открытыми для учащихся, предоставив тем самым школьникам право выбора и возможность его реализовать.

        Поэтому в начале изучения каждой темы  объявляю, на какое количество уроков она будет рассчитана, указываю количество проверочных работ, обязательные результаты изучения темы, называю  дату проведения тематического контроля.  При изучении темы на пооперационный контроль ставятся те  новые элементы содержания и способы действий с ними, которые необходимо усвоить именно в этой теме, так как от них зависит дальнейшее продвижение школьника по траектории обучения.  Параллельно ведётся работа по совершенствованию уже присвоенных знаний, умений, навыков.

        При отработке элементов содержания и способов действий до сведения учащихся доводятся уровневые критерии оценивания. При этом каждый ученик имеет возможность выбрать свой уровень, в процессе работы повысить его.

        Проверочные работы предназначены для отслеживания формирования ключевых интеллектуальных умений, поэтому применяю разноуровневые задания только с развёрнутыми ответами. Здесь, прежде всего, важно отследить степень присвоения алгоритма деятельности учащимися, потому что ошибки возникают часто не оттого, что  учащийся не знает, как сделать то или иное действие, а от незнания, в каком логическом порядке их надо осуществить. Поэтому на проверочных работах допускаю использование алгоритма на печатной основе в качестве ориентира в действиях для тех учащихся, кто в недостаточной степени присвоил алгоритм по причине болезни или низкого уровня развития мотивационно-познавательной сферы.

        Проверка именно развёрнутых ответов позволяет выделить очаг формирования ошибки, её причину и вовремя откорректировать неверно выполненную операцию. Применение тестов с выбором ответа на данном этапе контроля считаю нецелесообразным, так как они не дают необходимой информации, а проверяют уровень даже не знания, а «узнавания».

        При таком подходе к концу изучения темы учащиеся знают, какие типы заданий их ожидают на тематической контрольной работе, знают требования к уровню усвоения и оценивания.

        Задания для тематического контроля включают обязательно новые элементы содержания и способы действий с ними, присвоение которых должно быть осуществлено в этой теме. Каждое задание дифференцируется или по степени сложности интеллектуальных умений, или по степени полноты классификации.

Проверочные и контрольные работы составляются в соответствии с требованиями к результату обучения по теме, разделу, курсу предмета, их содержание уровневое. Общими подходами к норме оценивания считаю таксономию в когнитивной области Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез) , которая способствует мыслительной деятельности учащихся на различных этапах познания. Использование таксономии – выход на  разные уровни усвоения: репродуктивный, конструктивный, творческий, исследовательский. В педагогической практике использую разные виды контроля: текущий, тематический, итоговый, заключительный. Тематический учет провожу в различных формах: зачёт, контрольные работы,  тестирование,  собеседование, взаимозачёт и др.

Тематический учет знаний, умений, навыков провожу после изучения каждой темы; он состоит из проверки знаний и проверки практических умений.  Требования к результатам обучения по теме довожу до учащимся  в начале изучения темы (комментирую, размещаю в классном уголке,  электронном журнале, информирую  родителей). Также в начале изучения темы знакомлю учащихся с вопросами   для проведения зачёта по теории. В конце изучения темы предлагаю учащимся выполнить открытую тренировочную контрольную работу (текст работы выдаю не позднее, чем за неделю до тематического контроля),  провожу  тематические консультации в обозначенный в графике работы день  с учётом затруднений обучающихся, провожу  контроль готовности учащихся к тематической контрольной работе.

При получении неудовлетворительной отметки сразу учащемуся предоставляю право пройти повторную проверку в течение недели.  Для меня важно, чтобы ученик устранил пробелы ЗУН по теме, так как без выстраивания системной работы  по тематическому учёту знаний на уровне учащегося не может быть успеха его на ЕГЭ.  Убеждена:  необходимо развивать у школьников умения проверять, контролировать себя, адекватно оценивать свою деятельность, находить ошибки, затруднения и пути их устранения. Это во многом обеспечивает выход на прогнозируемый результат.  

Так как работа в этом направлении  выстроена  с учётом преемственности с  5-9 классами, то  ученики привыкли работать системно.  Если же в классе есть ученики, которые не знакомы с  моей системой контроля и мониторинга, то провожу для них отдельные консультации.

Использованная мною технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет  оценить уровень знаний, умений, навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем  спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

Большое внимание уделяю диагностическим работам, которые соотнесёны по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. На первых уроках провожу диагностическую работу, составленную по принципу ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данная диагностическая работа помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

В  11 классе провожу 3 пробные экзаменационные работы в форме и по материалам ЕГЭ.  В конце 10 класса  обучающиеся  проходят промежуточную аттестацию  также  в форме и по материалам ЕГЭ (с сочинением).  Только перевод баллов о отметку несколько изменён.

Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента  ошибок  в разных заданиях,  типа ошибок как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы.  Данные размещаются в классном уголке, выхожу на родительские собрания, комментирую результаты. Обязательно проводим работу над ошибками как в рамках урока, так и во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации по определенному графику, порой утром до уроков, если так удобнее ученикам). Это помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу, так как посредством индивидуальных консультаций ученику легче выявить причину своей ошибки. Особое внимание уделяю перспективным ученикам, которые могут сдать ЕГЭ на высокий балл. Для них провожу в системе индивидуальные консультации,  в том числе с использованием Интернет (электронная почта, скайп).

        Таким образом, система составления заданий, отслеживание результатов их выполнения, использование обратной связи для коррекции позволяет мне вывести учащихся на более высокий уровень овладения предметным содержанием и способами деятельности, проектировать индивидуальные образовательные траектории. И, конечно, создаёт условия для успешной сдачи  ЕГЭ.

        Мною разработаны тематические проверочные и контрольные работы по всем разделам русского языка с 5-11 класс, банк  диагностических  и итоговых  работ за курсы с 5-11 классы (5-9 класс по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, 10-11 по УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной).

        

Технологии обучения

        На уроках  использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (приёмы "Инсёт-1", "Инсёт-2",  "Кластер",  "Сбор ассоциаций", "Фишбоун" и др. ) проблемное обучение,  модульную технологию,  кейсовую технологию при обучении написанию сочинений, применяю технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, т.е. оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов, поблочная компоновка материала (например, правописание Н-НН; не с разными частями речи; стили речи и т.д.),  технологию сотрудничества (обмен мнениями, примерами,  составление комментариев к сочинениям,  корректировка сочинений  и др.).

        

 Система подготовки к сочинениям (задание 25)

        Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае  хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения  (задание 25) - наиболее  сложной части  ЕГЭ по русскому языку.   С 5 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.  Остановлюсь на  работе в этом направлении  на старшей ступени обучения.

        Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною разработана программа курса  «Подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ» (10-11 классы), реализуемая  в рамках  урочной деятельности (1 час из школьного компонента).  Система уроков предполагает общее знакомство с требованиями к сочинению, критериям оценки, изучение подходов к  написанию структурных единиц сочинения, отработка написания каждой единицы, изучение требований к композиции, речевому оформлению сочинения, написание и корректировка собственных сочинений.  Важным этапом является обсуждение и комментарий сочинений учащихся. Для каждого урока мною подготовлен раздаточный материал (исходный авторский текст, алгоритмы, сочинения по тексту (фрагменты сочинений)  моих учеников без указания авторства, а также наиболее интересные сочинения с сайтов. Ученики с удовольствием разбирают сочинения своих ровесников, находят достоинства и недостатки работ, обращая особое внимание на единство стиля. Уже к середине курса ученики могут достаточно объективно оценить работы в соответствии с критериями, найти в подборке сочинение из Интернета, которое чаще всего  не получает при оценивании много баллов.

        В 11 классе для отработки навыка написания сочинения в соответствии с заказом учащихся и родителей  (2 раза в месяц)  проводила платный курс "Трудные вопросы русского языка" (26 ч.), интегрированный с курсом  «Подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ».

        С сентября 10 класса мы с учениками формируем ресурсный пакет по подготовке к сочинениям, где размещаем  весь материал ( комментарии, методические рекомендации, тексты для анализа с проблемами и авторской позицией,  речевые клише).  Набор аргументов, иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, афоризмов, цитат по проблемам, образцы лучших сочинений  и др. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий, но ориентированный на результат.

          Межпредметные связи

        Также уверена (и эту уверенность разделяют мои выпускники), что  70% успеха на ЕГЭ по русскому языку - это хорошее знание литературы, о чём я говорю уже на первом уроке в 10 классе.  Важно добиться того, чтобы  ученики читали художественные тексты, а не тексты в кратком изложении. Мною разработаны  проверочные работы по литературе - викторины по всем программным произведениям   9-11 классов.  Это позволяет  мотивировать учащихся, особенно занимающихся на "4" и "5", на вдумчивое чтение произведений, а при подготовке к ЕГЭ  без временных затрат актуализировать знания по литературе, так как  анализ экзаменационных работ показывает, что выпускники порой  делают ошибки при  соотнесении  названия произведения и его автора, в написании имен героев художественных произведений, определении жанра.

        Кроме этого, при изучении произведений русской и зарубежной литературы мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и примеры,  рекомендованные учителем.

        Важность правильного определения проблемы, поднятой в данном тексте, трудно преувеличить, ведь неверный посыл в проблематике приводит к неверному комментарию и выбору аргументов и иллюстраций при написании  сочинения на экзамене. Учащиеся должны понять, что в тексте может быть более одной проблемы, но все они взаимосвязаны или вытекают одна из другой. Можно даже дать задание составить своеобразные кластеры взаимосвязанных проблем. Очень большое значение, на мой взгляд, имеет также задание найти художественные произведения, публицистические, научные  тексты с подобной проблематикой.

        Конечно, сочинение по литературе - допуск к ЕГЭ  тоже хорошо помогает  в  подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

         

 Организация внеклассного чтения

        Во многом высокие результаты  ЕГЭ  по русскому языку - результат  развития обучающихся посредством  внеклассного чтения.  В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок.

        Даю групповые и индивидуальные рекомендации, приобщаю к чтению   художественной, научно-популярной литературы, публицистики, в первую очередь,  учеников с высоким уровнем  интеллектуально-мотивационной сферы.  В 10-11 классах отдаю  предпочтение рекомендациям,  непосредственно связанным с изучением программы, направленным на расширение читательской эрудиции (в первую очередь, чтение критической литературы); рекомендациям, расширяющим круг чтения (например, публицистика Р. Гамзатова,  произведения  Л.Петрушевской,  Т. Толстой и др.)

        Предлагаю учащимся такую литературу, которая не только будет им интересна, но даст пищу для размышлений, возможность использовать произведение в качестве аргумента в сочинении ( Д.С. Лихачёв "Письма о добром и прекрасном",   В. Солоухин  "Письма из Русского музея",  "Камешки на ладони", "Черные доски",  Ю. Лотман "Беседы о русской культуре", А. Солженицын "Крохотки", Ч. Айтматов "Плаха", "И дольше века длится день", М. Цветаева "Мой Пушкин", Б. Екимов "Ночь исцеления",  В. Ардов "Суконный язык", К. Паустовский (главы из книги "Золотая роза"),  М. Пришвин "Времена года", Б.Васильев "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей",  М. Горький "Как я учился", А.Приставкин  "Ночевала тучка золотая", произведения Э. Ремарка, Селенджера, О.Уайльда, Р. Бредбери и др.)

        Большую помощь в подготовке к написанию сочинения оказал электронный и печатный ресурс - рефераты, написанные моими выпускниками предыдущих лет по 31 проблеме ("Ч. Айтматов "Плаха". Проблематика произведения",  "Обличение мещанства в русской литературе второй половины XX века", "Русские писатели, поэты, философы о судьбе и предназначении России", "В чём смысл жизни? (по рассказам  В. Шукшина)", "Проблема памяти в творчестве поэтов и писателей ХХ века" и др.).

        Такая система работы дала очень хорошие результаты.

Критерий

Максимальное количество баллов в соответствии с критериями оценки сочинения

Количество баллов, набранное моими выпускниками /%

К1

1 балл

1 балл - 25 уч. / 100%

К2

3 балла

3 балла - 19 уч. / 76%

2 балла - 6 уч. /24%

К 3

1 балл

1 балл - 25 уч. / 100%

К4

3 балла

3 балла - 18 уч./72%

2 балла - 7 уч./28%

Результаты  ЕГЭ - 2016 по русскому языку (25 учащихся)

Шушкова Александра -  100 баллов.

"5"

17/68%

"4"

8 / 32%

"3"

0

Средний балл по классу

78,64

Успеваемость -

100%

Качество

100%

Степень обученности  

86,5%

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...