Методический семинар
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Elvira.2017

Методы и приемы формирования орфографической грамотности школьников на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._metodseminar.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему «Методы и приёмы формирования орфографической грамотности школьников»

За три года обучения,  с 5 по 7 классы, школьники по русскому языку должны усвоить 69 орфографических правил, не считая словарных слов, пунктуационных, грамматических и речевых правил.

 Орфографическая грамотность – показатель уровня образованности любого человека. Как научить их ориентироваться в большом количестве материала? Как добиться повышения грамотности? Такие вопросы стоят перед учителем-филологом.  Хочу представить  мой опыт работы по повышению орфографической  грамотности.

Первый вид работы – это словарный диктант из 8 слов, который проводится в начале каждого урока русского языка. Все слова на разные правила. Один ученик работает у доски-  класс в это время записывает их в тетради. Обязательное условие -  графически выделить орфограмму и ту морфему, в которой она находится.

Вот пример словарного диктанта для 6 класса.

Соломенный, парчовый, приуральский, какой-то, братский, пересказчик, золотисто-жёлтый, отыскать. 

Одноклассники задают ученику, работающему у доски, вопросы из теории языка. Например, что такое антонимы, синонимы, диалектизмы, фразеологизмы, морфемика, орфоэпия, глагол? Или просят перечислить разряды прилагательных, местоимений или подобрать синонимы к словам… Таким образом, мы вспомнили и морфологию, и лексику, и словообразование, и орфоэпию.

С 7 класса начинаем определять части речи всех слов словарного диктанта, так как появляются новые части речи: причастие, отглагольное прилагательное, деепричастие, категория состояния. Особое внимание на правописание одной и двух букв Н.  Чтобы семиклассники запомнили правописание Н в разных частях речи, на начальном этапе в диктант включаются цепочки слов. Вот фрагмент такой работы:

Крашеный, покрашенный, не покрашены, крашенный светлой краской.

С системой оценивания учащиеся знакомятся в начале учебного года: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок –«2». Следовательно, ученик по окончанию работы может поставить себе справедливую оценку.

Второй вид работы -  изучение словарных слов. В 5 классе заводятся личные словарики, в которые записываются слова в начале каждого урока. Алгоритм работы со словарными словами таков:

1) Запись слова на доске и в словариках

2) Зрительное восприятие слова

3) Восприятие слова на слух

4) Постановка ударения

5) Разъяснение лексико-этимологического значения слова

6) Подбор родственных слов

7) Составление словосочетаний с изучаемым словом

        Ребятам интересно узнать, что  вермишель с латинского переводится как  «червяк», апельсин с голландского  -  «китайское яблоко».  Кроме основного слова,  записываются ещё и однокоренные слова и разъясняется  его этимология.

 Для запоминания  написаний трудных словарных слов помогут придуманные нами «запоминалки».  Например, винегрет (виноват негр) или аллея (это деревья, посаженные в два  ряда, значит, нужно писать две  н).

Если  в каких-то словах часто допускаются ошибки, то можно их записать на корке контрольной тетради.  Если большинство учеников допустили ошибки в одних и тех же словах, то слова выписываются на листочки и вывешиваются на стену. Висят они до тех пор, пока все не запомнят их правописание.

Ещё один эффективный способ формирования орфографической грамотности – морфемный разбор слов в качестве грамматического задания после контрольного диктанта.

Немаловажное значение имеет эмоциональная составляющая урока: дети не должны бояться идти на урок, не должны бояться плохих отметок.

При условии ежедневной систематичной работы такой подход к изучению орфографии даёт хорошие результаты.

Библиографический список

Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М. Просвещение, 2001. – 272 с.

Чеснокова Л. Д., Букаренко С. Г., Дроботова Л.Л., Соболева О. Л., Шуляк Л. И. На берегах Лингвинии.- М. Просвещение. Учебная литература, 1996. – 288 с.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/subiects


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...