Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку на тему

Демикова Людмила Абдугаппаровна

Урок на тему "Деепричастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели  урока:

Образовательные:

1.Познакомитьучащихся с деепричастным оборотом;

 2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты

Воспитательная:

воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, чувство ответственности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

II..Целеполагание.

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,

2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

III. Опрос по теме «Деепричастие».

IV. Новая тема.

1. Синтаксический разбор предложения.

Петя, переплывавший прибрежную глубину, добрался до первой отмели.

- Почему мы выделили запятыми причастный оборот?

-Что называется причастным оборотом?   Какова его роль в предложении?

-Переделайте причастие в деепричастный оборот и запишите  предложение.

Петя, переплыв прибрежную глубину, добрался до первой отмели.

- А что мы можем назвать  деепричастным оборотом? Какова его роль в предложении?

2.Работа с учебником.

-Прочитать §.

Воспроизведение правила.

Схема деепричастного оборота  /_._._._._/.

-Запись в тетради.

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.) — бегут как?;

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукаваработать не покладая рук  и др.:  Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая.

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя.

V. Закрепление изученного на уроке.

Тренировочные упражнения.

1) Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая  собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.  

2) Марья  Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4. Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

VI. Итог урока, рефлексия. 

 Продолжите предложения

-На этом уроке я понял...

-На этом уроке я вспомнил....

-На этом уроке я запомнил

Д/З  Выучить правило. Придумать 5 предложений с деепричастными оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...