Повторение по теме фонетика, орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе повторение по теме "Фонетика, орфоэпия" поможет обучающимся вспомнить основные правила орфоэпии и фонетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия».
Цели:
повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика. Орфоэпия»,
закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений,
развивать устную речь учащихся, развивать зрительную память учащихся, воспитывать любовь к русскому языку,
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Приёмы: рассказ, выполнение практических заданий, самоанализ.
Оборудование: доска, медиапроектор, доска SMART,компьютер,
презентации, выставка книг, словарей, учебники, раздаточный материал.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, проблемный.
Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.
Деятельность учащихся: у интерактивной доски, активность.
Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.
Морально-психологический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.
Эпиграф.
Язык наш… создан для искусного чтения,
заключая в себе все оттенки звуков и самые
смелые переходы от возвышенного до простого
в одной и той же речи.
Н.В.Гоголь
Ход урока
I. Сообщение темы урока, целей.
Учитель.
- Ребята, сегодня у нас урок- повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия», и мы вспомним изученный материал из этого раздела. А поможет в этом нам презентация, с интересными и увлекательными заданиями, и ребята- исследователи. Откройте тетради и запишите число, тему урока. Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф к уроку. Прочтите внимательно эпиграф и попробуйте объяснить его.
Ученик.
- Н.В.Гоголь говорит о том, что русский язык красив и богат. Он способен передать самые тонкие чувства.
II.Воспроизведение и коррекция знаний.
Фронтальный опрос.
Учитель.
-Что же изучает фонетика?
Ученик.
-Фонетика изучает звуки речи.
Учитель.
- Что такое звук?
Ученик.
-Звук- это минимальная единица языка.
Показ слайдов №2,3.
Учитель. Индивидуальная работа.
-Придумайте слова с корнем – фон-,- фоно- и запишите их в тетрадь. Объясните лексическое значение этих слов?
Для учащихся, затрудняющихся объяснить значение слова, на столе лежит словарь.
Учащиеся зачитывают слова, записанные в тетради, расставляя в них ударение.
Фонема, фонограмма, фонотека, телефон, смартфон, фонограмма.
Учитель.
-Что объединяет эти слова?
Ученик.
-Корень-фон-, со значением «звук».
Учитель.
-Какие звуки вы знаете?
Ответ учащихся. Показ слайда №4,5
Учитель.
- Сколько в русском языке гласных звуков?
Показ слайда №6
- Сколько в русском языке согласных звуков? Укажите отличие в образовании этих звуков.
Ответ учащихся.
Показ слайда №7
Учитель.
-Подсчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Работают в парах, с проверкой ответов.Слайд№8
Учитель.
-Выделите разными цветами эти звуки.
III. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Практическая работа.
За каждый правильный ответ дети ставят в тетради плюс.
- Запишите в транскрипции слова. Показ слайда №9
Проверка выполненной работы.
Учитель
- Какие гласные дают два звука и в какой позиции?
Ученик.
-Гласные е, ё, ю, я дают два звука.
Ответ учащихся. Показ слайда №10
Учитель
-Какие вы знаете способы обозначения мягкости согласных?
Ответ учащихся. Показ слайда №11
Учитель
-Ребята, вы помните, что звуки находятся в сильной и слабой позиции. Когда это происходит?
Ответ учащихся. Показ слайда №12-13
Задание.
- На слайде даны слова. Разбейте слова на слоги. Что такое слог?
Ответ учащихся. Проверка работы. Показ слайда №14.
-Чем отличаются звуки от букв?
Ученик.
-Буквы мы пишем, а звуки произносим.
Учитель
-Ребята, а где живут буквы? Слайд№16
Ученик.
-Буквы помещаются в алфавите.
Ученик.
-Запишите в тетрадь азбука, алфавит .
Фонетическая зарядка.
Произнеси скороговорки. У учащихся на столах лежат заранее приготовленные скороговорки.
IV. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.
Историческая справка.
1 ученик. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом.
2 ученик. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука».
Составьте со словами « алфавит, азбука» предложения. Учащиеся зачитывают предложения.
Учитель.
-Какие пословицы и поговорки об азбуке вы знаете?
Показ слайда №17
-Молодцы, ребята. Теоретический материал вы знаете. А теперь выполним с вами упражнения. На слайдах даны задания. Ответы запишите в тетрадь.
За каждый правильный ответ дети ставят в тетради плюс.
Показ слайдов №19-29.
Вся работа учащихся проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.
Учитель.
-Ребята, а что изучает «орфоэпия»?
-Орфоэпия изучает правильное произношение слов.
Учитель.
-На доске записаны слова. Произнесите их правильно, запишите в тетрадь.
Орфоэпическая разминка.
Фонетика, партер, шоссе, свекла, каталог, досуг, километр, Ильинична, красивее, булочная, музей, что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, свитер, теннис. Слайд №30
- А для того чтобы не ошибиться в написании этих слов, мы можем заглянуть также в орфографический словарь.
У доски 2 учащихся производят фонетический разбор слов: досуг, скучный.
Учитель.
-Чтобы выполнить следующее задание, вы должны вспомнить о том, в какой позиции гласные е, ё, ю, я дают два звука. Показ слайда №31-42.
Вся работа учащихся проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.
Учащимся, у которых работа выполнена без ошибок, выставляется оценка в журнал.
Учитель.
-В произведениях русских поэтов могут часто повторяться одни и те же звуки. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Мы сказали, что поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. Слайд №43
Вслушаемся в слова.
Читается стихотворение Ф.Тютчева. Показ слайда№44
-Определите, какие звуки повторяются и какие картины они помогают нарисовать? Какими звуками передается какое настроение?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ученики.
-Повторяются звуки г, р. Они передают грохот, гул.
Читается стихотворение К. Бальмонта
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ученики.
-Повторяются звуки ш, ч, с. Эти звуки передают шум, шорох.
Учитель.
Запишите по памяти стихотворение Бальмонта.
Произведите самостоятельно разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения. Работа проверятся группой сильных учащихся.
Учитель.
-Рассмотрев предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. И эти звуки способны передать различное настроение. Много чудных стихов , музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.
способны трогать душу человека.
V. Выводы.
-Все вы, ребята, сегодня молодцы . Показали свои знания в области фонетики и смогли применить их на практике. Вы поняли, что во многих процессах, происходящих в русском языке, поможет нам разобраться фонетика. Не зря Н.В.Гоголь говорил, что русский язык имеет большое количество различных звуков, способных волновать душу человека.
И в заключении хотелось бы сказать об ученом, совершившим переворот в науке 19 века: И.А.Бодуэн де Куртенэ. В 20 веке продолжателем его школы был Л.В.Щерба. Слайд №45
Домашнее задание.
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение: «Для чего нужно изучать фонетику». Слайд№46.
Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/05/picture-90184.jpg)
Тренировочные упражнения по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Данный материал можно использовать как для текущего контроля по теме "Фонетика. Орфоэпия"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/05/picture-90184.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Методическую разработку урока можно использовать для повторения сложных вопросов по теме "Фонетика. Орфоэпия"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-108854-1349610212.jpg)
Урок в 10 классе по теме "Фонетика. Орфоэпия"
Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-208474-1377014616.jpg)
"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"
Данный урок позволяет актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-192307-1506539099.jpg)
Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"
Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-163682-1355403697.jpg)
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"
Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...