Повторение по теме фонетика, орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лебедева Анастасия Николаевна

Урок русского языка в 5 классе повторение по теме "Фонетика, орфоэпия" поможет обучающимся вспомнить основные правила орфоэпии и фонетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Урок русского языка в 5 классе.              

                                        Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия».

Цели:

повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика. Орфоэпия»,

закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений,

развивать устную речь учащихся, развивать зрительную память учащихся, воспитывать любовь к русскому языку,

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Приёмы: рассказ, выполнение практических заданий, самоанализ.

Оборудование: доска, медиапроектор, доска SMART,компьютер,

презентации, выставка книг, словарей, учебники, раздаточный материал.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

Деятельность учащихся: у интерактивной доски, активность.

 Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.

Морально-психологический аспект: позитивный,      благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.

Эпиграф.

Язык наш… создан для искусного чтения,

заключая в себе все оттенки звуков и самые

смелые переходы от возвышенного до простого

в одной и той же речи.

Н.В.Гоголь

Ход урока

I. Сообщение темы урока, целей.

Учитель.

- Ребята, сегодня у нас урок- повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия», и мы вспомним изученный материал из этого раздела. А поможет в этом нам презентация, с интересными и увлекательными заданиями, и ребята- исследователи. Откройте тетради и запишите число, тему урока. Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф к уроку. Прочтите внимательно эпиграф и попробуйте объяснить его.

Ученик.

- Н.В.Гоголь говорит о том, что русский язык красив и богат. Он способен передать самые тонкие чувства.

II.Воспроизведение и коррекция знаний.

Фронтальный опрос.

Учитель.

-Что же изучает фонетика? 

Ученик.

-Фонетика изучает звуки речи.

 Учитель.

- Что такое звук?

Ученик.

-Звук- это минимальная единица языка.

Показ слайдов №2,3.

Учитель. Индивидуальная работа.

-Придумайте слова с корнем – фон-,- фоно- и запишите их в тетрадь. Объясните  лексическое значение этих слов?

Для учащихся, затрудняющихся объяснить значение слова, на столе лежит словарь.

Учащиеся зачитывают слова, записанные в тетради, расставляя в них ударение.

Фонема, фонограмма, фонотека, телефон, смартфон, фонограмма.

Учитель.

-Что объединяет эти слова?  

Ученик.

-Корень-фон-, со значением «звук».

Учитель.

-Какие звуки вы знаете?

Ответ учащихся. Показ слайда №4,5

Учитель.

- Сколько в русском языке гласных звуков?

Показ слайда №6

- Сколько в русском языке согласных звуков? Укажите отличие в образовании этих звуков.

Ответ учащихся.

Показ слайда №7

Учитель.

-Подсчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Работают в парах, с проверкой ответов.Слайд№8

Учитель.

-Выделите разными  цветами эти звуки.

III. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Практическая работа.

За каждый правильный ответ  дети ставят в тетради плюс.

- Запишите  в транскрипции слова. Показ слайда №9

Проверка выполненной работы.

Учитель

- Какие гласные дают два звука и в какой позиции?

Ученик.

-Гласные е, ё, ю, я дают два звука.

Ответ учащихся. Показ слайда №10

Учитель

-Какие вы знаете способы обозначения мягкости согласных?

Ответ учащихся. Показ слайда №11

Учитель

-Ребята, вы помните, что звуки находятся в сильной и слабой позиции. Когда это происходит?

Ответ учащихся. Показ слайда №12-13

Задание.

- На слайде даны слова. Разбейте слова на слоги. Что такое слог?

Ответ учащихся. Проверка работы. Показ слайда №14.

-Чем отличаются звуки от букв?

Ученик.

-Буквы мы пишем, а звуки произносим.

 Учитель

-Ребята, а где живут буквы? Слайд№16

 Ученик.

-Буквы помещаются в алфавите.

 Ученик.

-Запишите в тетрадь азбука, алфавит .

Фонетическая зарядка.

Произнеси скороговорки. У учащихся на столах лежат заранее приготовленные скороговорки.

IV. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.

Историческая справка.

1 ученик. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом.

2 ученик. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука».

Составьте со словами « алфавит, азбука» предложения. Учащиеся зачитывают предложения.

 Учитель.

-Какие пословицы и поговорки об азбуке вы знаете?

Показ слайда №17

-Молодцы, ребята. Теоретический материал вы знаете. А теперь выполним с вами упражнения. На слайдах даны задания. Ответы запишите в тетрадь.

За каждый правильный ответ  дети ставят в тетради плюс.

 Показ слайдов №19-29. 

Вся работа учащихся  проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.

Учитель.

-Ребята, а что изучает «орфоэпия»?

-Орфоэпия изучает правильное произношение слов.

Учитель.

-На доске записаны слова. Произнесите их правильно, запишите в тетрадь.

Орфоэпическая разминка.

Фонетика, партер, шоссе, свекла, каталог, досуг, километр, Ильинична, красивее, булочная, музей, что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, свитер, теннис. Слайд №30

- А для того чтобы не ошибиться в написании этих слов, мы можем заглянуть также в орфографический словарь.

У доски 2 учащихся производят фонетический разбор слов: досуг, скучный.

Учитель.

-Чтобы выполнить следующее задание, вы должны вспомнить о том, в какой позиции гласные е, ё, ю, я дают два звука. Показ слайда №31-42. 

Вся работа учащихся  проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.

Учащимся, у которых работа выполнена без ошибок, выставляется оценка в журнал.

Учитель.

 -В произведениях русских поэтов могут часто повторяться  одни и те же звуки. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Мы сказали, что поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. Слайд №43

Вслушаемся в слова.

Читается стихотворение Ф.Тютчева. Показ слайда№44

-Определите, какие звуки повторяются и какие картины они помогают нарисовать? Какими звуками передается какое настроение?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

Ученики.

-Повторяются звуки г, р. Они передают грохот, гул.

Читается стихотворение К. Бальмонта

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

 Ученики.

-Повторяются звуки ш, ч, с. Эти звуки передают шум, шорох. 

Учитель.

Запишите по памяти стихотворение Бальмонта.

Произведите самостоятельно разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения. Работа проверятся группой сильных учащихся.

Учитель.

-Рассмотрев предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. И эти звуки способны передать различное настроение. Много чудных стихов , музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.

способны трогать душу человека.

V. Выводы.

-Все вы, ребята, сегодня молодцы . Показали свои знания в области фонетики и смогли применить их на практике. Вы поняли, что во многих процессах, происходящих в русском языке, поможет нам разобраться фонетика. Не зря Н.В.Гоголь говорил, что русский язык имеет большое количество различных звуков, способных волновать душу человека.

И в заключении хотелось бы сказать об ученом, совершившим переворот в науке 19 века: И.А.Бодуэн де Куртенэ. В 20 веке продолжателем его школы был Л.В.Щерба. Слайд №45

 Домашнее задание.

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение: «Для чего нужно изучать фонетику». Слайд№46.

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Данный материал можно использовать как для текущего контроля по теме "Фонетика. Орфоэпия"...

"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"

Данный урок позволяет  актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...

Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"

Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"

Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...

Повторение о обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Повторение о обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия»...