Воспитание интереса к русской культуре путем познания народного творчества
статья по русскому языку на тему
Сегодня русский язык –один из богатейших мировых языков с уникальной историей развития. Именно этим вызван мой интерес к заявленной теме. Она представляет интерес с точки зрения инновационности, актуальности, современности и своевременности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_interesa_k_russkoy_kulture_putem_poznaniya_narodnogo_tvorchestva.odt | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Бегларян Рипсимэ Рафаеловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №34 г.Ставрополя
Воспитание интереса к русской культуре путем познания народного творчества
Настанет время (и оно не за горами),
русский язык начнут изучать
по всем меридианам земного шара.
А.Н.Толстой
Существует мнение, что билингвы - это люди будущего, мосты межкультурной коммуникации, наилучший вклад во взаимопонимание между всеми народами и государствами. Реализуя потребности общества в грамотных, деятельных, креативно мыслящих людях, я построила такую модель обучения ребенка, главной ценностью которой является развитие личности, творческий подход и желание познавать.
Сегодня русский язык –один из богатейших мировых языков с уникальной историей развития. Считаю, что на современном этапе образования важными являются вопросы культуроведения. Именно этим вызван мой интерес к заявленной теме. Она представляет интерес с точки зрения инновационности, актуальности, современности и своевременности.
В рамках введения Федеральных образовательных стандартов второго поколения большое внимание уделяется развитию речи учащихся, в том числе изучающим русский язык как неродной. Главная задача учителя-словесника - приблизить уроки русского языка как неродного к урокам русского языка как родного, а не как иностранного.
Русский язык-это не «учебный » предмет, а источник «живой» информации, познания внеязыковой действительности. Русский язык является школой мысли и разумения, незаменимым и обязательным средством воспроизводства интеллектуального и культурного потенциала страны. К сожалению, довольно часто продуктивные высказывания учащихся, творческие работы, живое общение строятся на английской, американской лексике, используются элементы «чужой» культуры, «чужих» национальных праздников, традиций и т.п. Добавим к этим «бедам» снижение уровня преподавания русского языка, падение культуры речи (особенно в СМИ, теле- и радиовещании).
Своей основной задачей я считаю создание оптимальных условий (подбор интересного материала, заданий, воспитание интереса к языку, живой отклик в сознании ребенка) для сохранения национальной специфики языка, защиты его от искусственной, а иногда, кажется, и целенаправленной порчи.
Вся культура, в том числе и язык, ретроспективна. Еще Жан-Жак Руссо писал, что воспитание детей должно дать сердцам народную форму и так направлять мнения и вкусы, чтобы они стали патриотами по страсти и необходимости. Отсюда и обращение к народному творчеству, углубление в народное искусство, изучение истинно русской народной «ремесленной» культуры. Мой ученик должен понять, что богатство и разнообразие словаря русского языка уходят глубоко в фольклор. На примере такого материала ребенок видит неисчерпаемые возможности изобразительно-выразительных средств языка, богатство лексики. Занятия нацелены на развитие устной монологической речи, выработку умений и навыков познавательных и коммуникативных возможностей учащихся. Ученик нацелен на творческую самостоятельность. Практическая значимость темы заключается в том, что учителя-словесники могут использовать подобный материал в своей работе с целью создания оптимальных условий для обучения детей. У обучающихся есть возможность развить внутреннюю нравственно-волевую регуляцию. Только в этом случае процесс «занудного » обучения превращается в свободное общение, владение родной культурой и языком. Довожу до сознания ребенка, что всемирно известные вологодские и елецкие кружева – достояние русской культуры, народного творчества не потому, что они по качеству не хуже французских, а потому, что их белоснежные каскады, срисованные с узоров заиндевевших стекол русских изб, наводят на воспоминания о русской зиме, вызывают ассоциации со сказочным Дедом Морозом. Хохломская роспись уходит корнями в промысел ложкарей Заволжья, напоминает деревенский быт, долго «отворачивавшийся» от обжигающей губы металлической ложки. Исторические и бытовые связи переплетаются с чисто художественными достоинствами лаковой живописи на папье-маше Федоскино, Мстеры, Палеха, холуйской миниатюры, высокоустюжского чернения по серебру, уральской обработки самоцветов, богородской деревянной скульптуры, ростовской финифти, дымковской игрушки. Поиск названных элементов приводит ученика неизбежно к Змею-Горынычу, Илье Муромцу, Аленушке и ее братцу Иванушке, Коньку –Горбунку, Татьяне Лариной, Обломову… Именно такое проникновение в дух и склад языка важно для овладения современной речью в наиболее интересном ее варианте. Именно таким должен быть фундамент для изучения многогранного русского языка.
Первостепенной задачей каждого учителя - словесника является воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи.
Немаловажную роль играет этом «Литературная гостиная».
Становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие его мышления и речи тесно взаимосвязаны между собой.
Методологической основой воспитания детей является педагогическое наследие русского народа (Н. Д. Ушинский, А.П. Нечаев, И.А. Сикорский, Н:И. Пирогов, Н.Е. Румянцев), традиции культуры, представленные в различных аспектах:
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры, культуры разных народов );
- нравственно-этическом (в контексте народного учения о законах нравственной жизни; цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, миром);
- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа);
-поликультурном.
У ребенка формируется взгляд на мир с позиции духовно и нравственно воспитанного человека, воспитываются нравственные качества, способности, привычки, любовь к Родине, обогащаются эмоциональные впечатления и чувства. Ребенок приобретает практический опыт духовно-нравственной жизни, включающие общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности.
Образовательная среда не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор. Поэтому то, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во многом определяется тем, что и как сегодня читает и воспринимает за партой ученикТаким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление дает возможность для духовного и культурного взаимообогащения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе
Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. ...
«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».
Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...
1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...
Образы богатырей в русском устном народном творчестве
О витязь! Делами твоими Гордится великий народ. Твое громоносное имя Столетия все перейдет.А Толстой Образы богатырей в русском устном нар...
Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества
Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...
аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».
В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...
Живопись и лепка на уроках литературы как средство повышения интереса к русскому языку через творчество
В данной методической разработке представлено использование творческих работ учащихся на уроках литературы как метода, гармонично развивающего потенциал личности в условиях индивидуальной и совместной...