Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Гатапова Оксана Баторовна

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имена существительные множественного числа

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – обобщить  имеющиеся знания о множественном числе имен существительных и углубить их.

Задачи урока:  Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; отработать навыки морфемного разбора слов, навыки правописания окончаний имен существительных множественного числа, развивать исследовательскую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности образования множественного числа существительных; правописания окончаний имен существительных множественного числа. Отработать навыки морфемного разбора и орфоэпических норм. Уметь правильно употреблять их в речи.

Метапредметные: в  процессе урока я планировала сформировать следующие УУД Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме;  оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: 

применять правила сотрудничества в группе.

способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД

- Развиваем умения ориентироваться в словарях, обобщать и классифицировать слова.

             Ход урока

1.Организационный момент.

- Я рада приветствовать вас, дорогие дети и уважаемое жюри. Дети, поприветствуйте взрослых.

 2. Мотивация.

- Ребята, вы любите приключения?

- Сегодня мы с вами поиграем в игру.

- Какие приключенческие фильмы вы знаете?

- А в какие приключения попадают герои? Что с ними происходит?

3. Актуализация знаний.

- Какие роли исполняют герои приключенческих фильмов?  (Маги, волшебники, спасатели, защитники и т.д.)

- При перечислении этих слов, что общего заметили, с точки зрения русского языка? ( им. Сущ.)

- А какой постоянный морфологический признак, вы заметили у этих имен существительных? (число множ.)

- Попробуем сформулировать  тему урока. ( «Множественное число имен существительных»)

- Используя опорные фразы определим цель урока.

              (  Научиться… Правильно  использовать …)

4. Игра – квест.

1. Введение.

- А теперь, догадайтесь с кем мы отправимся в увлекательное приключение. (с Гердой)

 - Игра началась. В добрый путь!

2. Задания.

- В наших приключениях нам помогут маршрутные листы. Строго по  маршруту    мы должны добраться до цели.

3. Порядок выполнения задания.

- Ваша задача.

- Ваша легенда.

4. Подведение итогов.

- Если вы набрали нужное количество баллов, цель достигнута.  (А если не набрали у нас есть еще шанс угадать слово, которое должен выложить Кай)

- Сейчас мы с вами находимся в чертогах Снежной Королевы. Какое она дала задание  Каю? Какое это слово?  (Вечность)

- Молодцы. Мы теперь полностью освободили Кая из плена снежной королевы.

- Подытожим нашу игру. Какие особенности образования единственного числа во множественное число имен существительных вы увидели сегодня? (выводы)

5. Рефлексия. (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

6. Выставление оценок.

-  Спасибо за работу!

Приложение 1

Легенда.

  • Представьте, что вы все: и девочки, и мальчики сегодня на уроке будете в роли Герды.
  • Вы Герда. Вам 10 лет. Вы маленькая, миленькая, зато смелая и бесстрашная. Вы не верите, что Кай умер.
  • Было еще очень рано, когда вы отправились на поиски своего друга. Вы сели в лодку, босиком. Вы подумали, что река несет вас к Каю.

Ваша цель: Найти и освободить Кая.

Приложение 2

Маршрутный лист 1 (2 3 4 5)

Этапы

Баллы за задания

Ваши баллы

1

Добрая Колдунья.

5

2

Принц и принцесса.

10

3

Маленькая Разбойница.

8+8+8=24

4

Лапландка и финка.

16

5

Чертоги Снежной королевы.

12

итого

67

       Если вы наберете от 55 - 67 баллов, то цель ваша достигнута.

Приложение 3

Этап 1. Добрая Колдунья.

Этап 2. Принц и принцесса.

Этап 3. Маленькая Разбойница.

Этап 4. Лапландка и финка.

Этап 5. Чертоги Снежной королевы.

Приложение 4

Задания на этапы.

Задание 1.  

 Правильны ли данные утверждения? Ответ: да - нет

  • Имя существительное  имеет три склонения: мужской, женский, средний.  
  • Все имена существительные имеют число
  • В русском языке три числа у имени существительного.
  • В существительном ДОЧЬ ь знак это окончание.
  • Слово ТОРТ во множественном числе ТОРТЫ

           За ответы 5 баллов - за правильный выбор каждого ответа 1 б.

Задание 2.  

   Найдите в пословицах и поговорках слова -  имена существительные, которые употреблены в форме множественного числа.

   Определите падеж этих слов.

  • Москва слезам не верит.
  • Собаки свою сторону знают.
  • Волга- всем рекам мать.
  • Дома и стены помогают.
  • Бог  труды любит.

           За ответы 10 баллов -  за правильный выбор каждого слова 1 б. + за  каждое правильное определение падежа 1 б.

Задание 3.

1.Подобрать форму множественного числа.

   Поставить ударения в слова ед. и мн. числа.

                                  Можете пользоваться орфографическим словарем.

Директор  -                                                 Место   -          

           

           Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.

Запишите вывод: ______________________________________________

За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор окончания 1 б. +  за каждое правильное определение ударения 1 б. + за правильный вывод 2 б.

2.  Подобрать форму множественного числа.

     Сделать морфемный разбор слова.

      Человек -                                                   Ребенок  -          

         

          Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.

Запишите вывод: _______________________________________________

За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильный разбор 1 б. + за правильный вывод 2

3.Подобрать форму множественного числа.

   Выделить суффиксы в словах ед. и мн. ч.

Сын  -                                                    Теленок  -    

           

        Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное. 

Запишите вывод:_____________________________________________

За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильно выделенный суффикс 1 б. + за правильный вывод 2 б.

Задание 4  

                  К данным словам подобрать форму множественного числа.                     

                  Распределить слова  множ. ч. по родам.

                  Выделить окончание во множественном числе.

Книга, словарь, слово, профессор, буква, приз, учитель, предложение.

Слова

Окончания

Жен. род

Муж. род

Сред. род

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? _____________________

За ответы: 16 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильно выделенное окончание 1 б.

Задание 5.

 От формы единственного числа образуйте форму множественного числа  в именительном и  родительном  падежах.

Именительный падеж

(ед.ч)

Именительный падеж

(мн.ч)

Родительный падеж

(мн.ч.)

чулок

солдат

яблоко

апельсин

офицер

– Какие окончания у существительных  в родительном падеже множественного числа вы выделили? ______________________

- Обратите внимание на род этих слов.

Какую особенность вы заметили?  ________________________________________________________________

За ответы: 12 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б.+ за правильный вывод 2 б

Приложение 5

Ключи к заданиям.

Ключ 1

Задание 1.   Правильны ли данные утверждения? Ответ: да - нет

  • Имя существительное  имеет три склонения: мужской, женский, средний.  (нет)
  • Все имена существительные имеют число. (да)
  • В русском языке три числа у имени существительного. (нет)
  • В существительном ДОЧЬ ь знак это окончание. (нет)
  • Слово ТОРТ во множественном числе ТОРТЫ (да)

За ответы 5 баллов  - за правильный выбор каждого ответа 1 б.

Ключ 2

 Задание 2.     Найдите в пословицах и поговорках слова- существительные, которые употреблены в форме множественного числа. Определите падеж этих слов.

  • Москва слезам не верит. (слезам, д.п)
  • Собаки свою сторону знают. (собаки, им.п)
  • Волга- всем рекам мать. (рекам, д.п.)
  • Дома и стены помогают. (стены, им.п)
  • Бог  труды любит. (труды, в.п)

  За ответы 10 баллов -  за правильный выбор каждого слова 1 б. + за  каждое правильное определение падежа 1 б.

Ключ 3

Задание 3.    

1.Подобрать форму множественного числа

   Поставить ударения в ед.ч и во мн. ч.

                                                   Можете пользоваться орфографическим словарем.

ДирЕктор  -      директорА

МЕсто   -           местА

         

          Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.

Запишите вывод: Кроме окончания может двигаться и ударение

         

 За ответы: 8  баллов - за каждый правильный выбор окончания 1 б. +  за каждое правильное определение ударения 1 б. + за правильный вывод 2 б.

2.  Подобрать форму множественного числа.

     Сделать морфемный разбор слов в  ед. ч. и  во мн. ч.

         Человек -     корень [человек] + окончание [нулевое]  основа [человек]

         Люди  -        корень [люд] + окончание [и]  основа [люд]

         Ребенок  -    корень [реб] + суффикс [ен] + суффикс [он] +окончание [нулевое]  основа [ребенок]    

        Дети  -          корень [дет] + окончание [и]  основа [дет]    

            Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.

Запишите вывод: Во множественном числе меняется основа слова

       

   За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильный разбор 1 б. + за правильный вывод 2 б

3.Подобрать форму множественного числа,

   Выделить суффиксы в ед. ч  и во  мн. ч.

             Сын  -          суффикса нет

 Сыновья   -  суффикс [овь]

 Теленок  -    суффикс [н] + суффикс [ок]

 Телята     -    суффикс [ят]

       

        Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.

Запишите вывод: Изменяется суффикс.      

За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильно выделенный суффикс 1 б. + за правильный вывод 2 б

Ключ 4

  Задание 4    К данным словам подобрать форму множественного числа.

                        Распределить слова множ. ч. по родам.

                        Выделить окончание во множественном числе.

Книга, словарь, слово, профессор, буква, приз, учитель, предложение.

Слова

Окончания

Жен. род

Книги, буквы

-и (-ы)

Муж. род

словари, призы

профессора, учителя

-и (-ы)

-а (-я)

Сред. род

слова, предложения

-а (-я)

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили?

______ и (-ы)              -и (-ы)  а (-я)              а (-я)_____________________

За ответы: 16 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. +  за  каждый правильно выделенное окончание 1 б.

Ключ 5

 Задание 5

 От формы единственного числа образуйте форму множественного числа в именительном падеже и   родительном падежах.

Именительный падеж

(ед.ч)

Именительный падеж

(мн.ч)

Родительный падеж

(мн.ч.)

чулок

чулки

чулок

солдат

солдаты

солдат

яблоко

яблоки

яблок

апельсин

апельсины

апельсинов

офицер

офицеры

офицеров

– Какие окончания у существительных  в родительном падеже множественного числа вы выделили? ______________________

- Обратите внимание на род этих слов. Какую особенность вы заметили?

   У существительных мужского и среднего  рода в родительном падеже множественного числа окончания ( нулевое, -ов)

За ответы: 12 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б.+ за правильный вывод 2 б


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Множественное число имен существительных. Составитель: учитель русского языка Гатапова Оксана Баторовна Е - mail : oksanagatapova@yandex.ru МБОУ « Баянгольская СОШ» Баргузинского района Баянгол 2017 Министерство образования Республики Бурятия

Слайд 2

Цель урока: Узнаем… Ответим… Правильно используем… Тема урока: Множественное число имен существительных

Слайд 3

Цель урока: н аучимся … новое; Ответим… на вопросы; Правильно используем… в речи. Тема урока: Множественное число имен существительных

Слайд 4

Представьте , что вы все: и девочки , и мальчики сегодня на уроке будете в роли Герды.( Вжиться в роль Герды). Вы Герда. Вам 10 лет. Вы маленькая, миленькая, зато смелая и бесстрашная . Вы не верите, что Кай умер. Было еще очень рано, когда вы отправились на поиски своего друга. Вы сели в лодку, босиком. Вы подумали, что река несет вас к Каю . Ваша цель: Найти и освободить Кая. Ваша легенда

Слайд 5

Выбрать лесного ворона (будет приносить вам задания); Прочитать легенду (обязательно «вжиться» в роль); Согласно этапам в маршрутном листе выполняете задание; Выполнив одно задание, проверяете по ключу; Выставляете баллы; Переходите к следующему этапу; Итак до 5 этапа(на этом этапе вы получите бонус); Подсчитываете общие баллы. Ваша задача

Слайд 6

Этавы Баллы за задания Ваши баллы 1 Добрая колдунья 5 2 Принц и принцесса 10 3 Маленькая разбойница 8+8+8=24 4 Лапландка и финка 16 5 Чертоги Снежной Королевы 12 6 Итого 67 Маршрутный лист

Слайд 7

Если вы наберете от 55 - 67 баллов, то цель ваша достигнута: Вы помогли Герде пройти испытания, нашли и освободили Кая. Итоги игры:

Слайд 8

Меняется окончание; Меняется ударение; Меняется основа слова; Изменяется суффикс. Особенности образования единственного числа во множественное:

Слайд 9

Поставьте оценки своим одноклассникам, если он работал : на 100 – 80% - «5» на 80 - 60% - «4» на 60 - 40% - «3» Оценки за работу

Слайд 10

Всем удачи! Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Тема урока: Имена существительные множественного числа.

Тип урока – изучение нового материала.

Данный урок является одним из уроков в разделе морфология , «Имя существительное». Урок представляет звено в цепи уроков, раскрывающих особенности имени существительного как части речи. Сегодняшний урок стал продолжением формирования  знаний о множественном числе имен существительных. Учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить  имеющиеся знания о множественном числе имен существительных и углубить их.

        Задачи урока:  Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; отработать навыки морфемного разбора слов, навыки правописания окончаний имен существительных множественного числа, развивать исследовательскую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности образования множественного числа существительных; правописания окончаний имен существительных множественного числа. Отработать навыки морфемного разбора и орфоэпических норм. Уметь правильно употреблять их в речи.

Метапредметные: в  процессе урока я планировала сформировать следующие УУД

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме;  оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: 

применять правила сотрудничества в группе.

способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД

- Развиваем умения ориентировать в словаря, обобщать и классифицировать слова.

             Урок был разработан с учетом требований ФГОС  и  построен в соответствии с «квест»- технологией.  Данная технология позволила повысить познавательную активность учащихся. Учащиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Я постаралась обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке. (дети мобилизовали все свои возможности, царила доброжелательная, теплая атмосфера, )

            Практическая отработка данной темы осуществлялась через игру-приключение, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.  В ходе игры была использована система заданий, предусматривающих самостоятельность. На каждом этапе игры учащиеся выполняли задания различной сложности. Новизна урока прослеживается при изучении нового материала в использовании исследовательского характера учебной деятельности. Учащиеся учились обобщать, делать выводы самостоятельно. На уроке была использована межпредметная связь с уроком литературного чтения. 

Методы обучения, использованные на уроке:  проблемный, частично - поисковый, метод контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

Приемы Ассоциации, Да-нет, незаконченное предложение,  лингвистическое рассуждение.                      

Был выполнен большой объём работы за урок,  соблюдены все структурные элементы игры «квест». Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.

Урок цели достиг.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...