Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Уроки русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Имена сущ. множ числа" | 41.1 КБ |
Презентация к уроку по теме "Имена сущ. множ. числа" | 273.13 КБ |
Самоанализ к уроку по теме "Имена сущ. множ.числа" | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имена существительные множественного числа
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока – обобщить имеющиеся знания о множественном числе имен существительных и углубить их.
Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; отработать навыки морфемного разбора слов, навыки правописания окончаний имен существительных множественного числа, развивать исследовательскую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности образования множественного числа существительных; правописания окончаний имен существительных множественного числа. Отработать навыки морфемного разбора и орфоэпических норм. Уметь правильно употреблять их в речи.
Метапредметные: в процессе урока я планировала сформировать следующие УУД Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
применять правила сотрудничества в группе.
способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД
- Развиваем умения ориентироваться в словарях, обобщать и классифицировать слова.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Я рада приветствовать вас, дорогие дети и уважаемое жюри. Дети, поприветствуйте взрослых.
2. Мотивация.
- Ребята, вы любите приключения?
- Сегодня мы с вами поиграем в игру.
- Какие приключенческие фильмы вы знаете?
- А в какие приключения попадают герои? Что с ними происходит?
3. Актуализация знаний.
- Какие роли исполняют герои приключенческих фильмов? (Маги, волшебники, спасатели, защитники и т.д.)
- При перечислении этих слов, что общего заметили, с точки зрения русского языка? ( им. Сущ.)
- А какой постоянный морфологический признак, вы заметили у этих имен существительных? (число множ.)
- Попробуем сформулировать тему урока. ( «Множественное число имен существительных»)
- Используя опорные фразы определим цель урока.
( Научиться… Правильно использовать …)
4. Игра – квест.
1. Введение.
- А теперь, догадайтесь с кем мы отправимся в увлекательное приключение. (с Гердой)
- Игра началась. В добрый путь!
2. Задания.
- В наших приключениях нам помогут маршрутные листы. Строго по маршруту мы должны добраться до цели.
3. Порядок выполнения задания.
- Ваша задача.
- Ваша легенда.
4. Подведение итогов.
- Если вы набрали нужное количество баллов, цель достигнута. (А если не набрали у нас есть еще шанс угадать слово, которое должен выложить Кай)
- Сейчас мы с вами находимся в чертогах Снежной Королевы. Какое она дала задание Каю? Какое это слово? (Вечность)
- Молодцы. Мы теперь полностью освободили Кая из плена снежной королевы.
- Подытожим нашу игру. Какие особенности образования единственного числа во множественное число имен существительных вы увидели сегодня? (выводы)
5. Рефлексия. (Продолжите фразу).
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
6. Выставление оценок.
- Спасибо за работу!
Приложение 1
Легенда.
- Представьте, что вы все: и девочки, и мальчики сегодня на уроке будете в роли Герды.
- Вы Герда. Вам 10 лет. Вы маленькая, миленькая, зато смелая и бесстрашная. Вы не верите, что Кай умер.
- Было еще очень рано, когда вы отправились на поиски своего друга. Вы сели в лодку, босиком. Вы подумали, что река несет вас к Каю.
Ваша цель: Найти и освободить Кая.
Приложение 2
Маршрутный лист 1 (2 3 4 5)
Этапы | Баллы за задания | Ваши баллы | |
1 | Добрая Колдунья. | 5 | |
2 | Принц и принцесса. | 10 | |
3 | Маленькая Разбойница. | 8+8+8=24 | |
4 | Лапландка и финка. | 16 | |
5 | Чертоги Снежной королевы. | 12 | |
итого | 67 |
Если вы наберете от 55 - 67 баллов, то цель ваша достигнута.
Приложение 3
Этап 1. Добрая Колдунья.
Этап 2. Принц и принцесса.
Этап 3. Маленькая Разбойница.
Этап 4. Лапландка и финка.
Этап 5. Чертоги Снежной королевы.
Приложение 4
Задания на этапы.
Задание 1.
Правильны ли данные утверждения? Ответ: да - нет
- Имя существительное имеет три склонения: мужской, женский, средний.
- Все имена существительные имеют число
- В русском языке три числа у имени существительного.
- В существительном ДОЧЬ ь знак это окончание.
- Слово ТОРТ во множественном числе ТОРТЫ
За ответы 5 баллов - за правильный выбор каждого ответа 1 б.
Задание 2.
Найдите в пословицах и поговорках слова - имена существительные, которые употреблены в форме множественного числа.
Определите падеж этих слов.
- Москва слезам не верит.
- Собаки свою сторону знают.
- Волга- всем рекам мать.
- Дома и стены помогают.
- Бог труды любит.
За ответы 10 баллов - за правильный выбор каждого слова 1 б. + за каждое правильное определение падежа 1 б.
Задание 3.
1.Подобрать форму множественного числа.
Поставить ударения в слова ед. и мн. числа.
Можете пользоваться орфографическим словарем.
Директор - Место -
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод: ______________________________________________
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор окончания 1 б. + за каждое правильное определение ударения 1 б. + за правильный вывод 2 б.
2. Подобрать форму множественного числа.
Сделать морфемный разбор слова.
Человек - Ребенок -
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод: _______________________________________________
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильный разбор 1 б. + за правильный вывод 2
3.Подобрать форму множественного числа.
Выделить суффиксы в словах ед. и мн. ч.
Сын - Теленок -
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод:_____________________________________________
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильно выделенный суффикс 1 б. + за правильный вывод 2 б.
Задание 4
К данным словам подобрать форму множественного числа.
Распределить слова множ. ч. по родам.
Выделить окончание во множественном числе.
Книга, словарь, слово, профессор, буква, приз, учитель, предложение.
Слова | Окончания | |
Жен. род | ||
Муж. род | ||
Сред. род |
– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? _____________________
За ответы: 16 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильно выделенное окончание 1 б.
Задание 5.
От формы единственного числа образуйте форму множественного числа в именительном и родительном падежах.
Именительный падеж (ед.ч) | Именительный падеж (мн.ч) | Родительный падеж (мн.ч.) |
чулок | ||
солдат | ||
яблоко | ||
апельсин | ||
офицер |
– Какие окончания у существительных в родительном падеже множественного числа вы выделили? ______________________
- Обратите внимание на род этих слов.
Какую особенность вы заметили? ________________________________________________________________
За ответы: 12 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б.+ за правильный вывод 2 б
Приложение 5
Ключи к заданиям.
Ключ 1
Задание 1. Правильны ли данные утверждения? Ответ: да - нет
- Имя существительное имеет три склонения: мужской, женский, средний. (нет)
- Все имена существительные имеют число. (да)
- В русском языке три числа у имени существительного. (нет)
- В существительном ДОЧЬ ь знак это окончание. (нет)
- Слово ТОРТ во множественном числе ТОРТЫ (да)
За ответы 5 баллов - за правильный выбор каждого ответа 1 б.
Ключ 2
Задание 2. Найдите в пословицах и поговорках слова- существительные, которые употреблены в форме множественного числа. Определите падеж этих слов.
- Москва слезам не верит. (слезам, д.п)
- Собаки свою сторону знают. (собаки, им.п)
- Волга- всем рекам мать. (рекам, д.п.)
- Дома и стены помогают. (стены, им.п)
- Бог труды любит. (труды, в.п)
За ответы 10 баллов - за правильный выбор каждого слова 1 б. + за каждое правильное определение падежа 1 б.
Ключ 3
Задание 3.
1.Подобрать форму множественного числа
Поставить ударения в ед.ч и во мн. ч.
Можете пользоваться орфографическим словарем.
ДирЕктор - директорА
МЕсто - местА
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод: Кроме окончания может двигаться и ударение
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор окончания 1 б. + за каждое правильное определение ударения 1 б. + за правильный вывод 2 б.
2. Подобрать форму множественного числа.
Сделать морфемный разбор слов в ед. ч. и во мн. ч.
Человек - корень [человек] + окончание [нулевое] основа [человек]
Люди - корень [люд] + окончание [и] основа [люд]
Ребенок - корень [реб] + суффикс [ен] + суффикс [он] +окончание [нулевое] основа [ребенок]
Дети - корень [дет] + окончание [и] основа [дет]
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод: Во множественном числе меняется основа слова
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильный разбор 1 б. + за правильный вывод 2 б
3.Подобрать форму множественного числа,
Выделить суффиксы в ед. ч и во мн. ч.
Сын - суффикса нет
Сыновья - суффикс [овь]
Теленок - суффикс [н] + суффикс [ок]
Телята - суффикс [ят]
Какую особенность вы заметили при образовании единственного числа во множественное.
Запишите вывод: Изменяется суффикс.
За ответы: 8 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильно выделенный суффикс 1 б. + за правильный вывод 2 б
Ключ 4
Задание 4 К данным словам подобрать форму множественного числа.
Распределить слова множ. ч. по родам.
Выделить окончание во множественном числе.
Книга, словарь, слово, профессор, буква, приз, учитель, предложение.
Слова | Окончания | |
Жен. род | Книги, буквы | -и (-ы) |
Муж. род | словари, призы профессора, учителя | -и (-ы) -а (-я) |
Сред. род | слова, предложения | -а (-я) |
– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили?
______ и (-ы) -и (-ы) а (-я) а (-я)_____________________
За ответы: 16 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б. + за каждый правильно выделенное окончание 1 б.
Ключ 5
Задание 5.
От формы единственного числа образуйте форму множественного числа в именительном падеже и родительном падежах.
Именительный падеж (ед.ч) | Именительный падеж (мн.ч) | Родительный падеж (мн.ч.) |
чулок | чулки | чулок |
солдат | солдаты | солдат |
яблоко | яблоки | яблок |
апельсин | апельсины | апельсинов |
офицер | офицеры | офицеров |
– Какие окончания у существительных в родительном падеже множественного числа вы выделили? ______________________
- Обратите внимание на род этих слов. Какую особенность вы заметили?
У существительных мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа окончания ( нулевое, -ов)
За ответы: 12 баллов - за каждый правильный выбор слова 1 б.+ за правильный вывод 2 б
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Узнаем… Ответим… Правильно используем… Тема урока: Множественное число имен существительных
Цель урока: н аучимся … новое; Ответим… на вопросы; Правильно используем… в речи. Тема урока: Множественное число имен существительных
Представьте , что вы все: и девочки , и мальчики сегодня на уроке будете в роли Герды.( Вжиться в роль Герды). Вы Герда. Вам 10 лет. Вы маленькая, миленькая, зато смелая и бесстрашная . Вы не верите, что Кай умер. Было еще очень рано, когда вы отправились на поиски своего друга. Вы сели в лодку, босиком. Вы подумали, что река несет вас к Каю . Ваша цель: Найти и освободить Кая. Ваша легенда
Выбрать лесного ворона (будет приносить вам задания); Прочитать легенду (обязательно «вжиться» в роль); Согласно этапам в маршрутном листе выполняете задание; Выполнив одно задание, проверяете по ключу; Выставляете баллы; Переходите к следующему этапу; Итак до 5 этапа(на этом этапе вы получите бонус); Подсчитываете общие баллы. Ваша задача
Этавы Баллы за задания Ваши баллы 1 Добрая колдунья 5 2 Принц и принцесса 10 3 Маленькая разбойница 8+8+8=24 4 Лапландка и финка 16 5 Чертоги Снежной Королевы 12 6 Итого 67 Маршрутный лист
Если вы наберете от 55 - 67 баллов, то цель ваша достигнута: Вы помогли Герде пройти испытания, нашли и освободили Кая. Итоги игры:
Меняется окончание; Меняется ударение; Меняется основа слова; Изменяется суффикс. Особенности образования единственного числа во множественное:
Поставьте оценки своим одноклассникам, если он работал : на 100 – 80% - «5» на 80 - 60% - «4» на 60 - 40% - «3» Оценки за работу
Всем удачи! Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Тема урока: Имена существительные множественного числа.
Тип урока – изучение нового материала.
Данный урок является одним из уроков в разделе морфология , «Имя существительное». Урок представляет звено в цепи уроков, раскрывающих особенности имени существительного как части речи. Сегодняшний урок стал продолжением формирования знаний о множественном числе имен существительных. Учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить имеющиеся знания о множественном числе имен существительных и углубить их.
Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; отработать навыки морфемного разбора слов, навыки правописания окончаний имен существительных множественного числа, развивать исследовательскую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности образования множественного числа существительных; правописания окончаний имен существительных множественного числа. Отработать навыки морфемного разбора и орфоэпических норм. Уметь правильно употреблять их в речи.
Метапредметные: в процессе урока я планировала сформировать следующие УУД
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
применять правила сотрудничества в группе.
способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД
- Развиваем умения ориентировать в словаря, обобщать и классифицировать слова.
Урок был разработан с учетом требований ФГОС и построен в соответствии с «квест»- технологией. Данная технология позволила повысить познавательную активность учащихся. Учащиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Я постаралась обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке. (дети мобилизовали все свои возможности, царила доброжелательная, теплая атмосфера, )
Практическая отработка данной темы осуществлялась через игру-приключение, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. В ходе игры была использована система заданий, предусматривающих самостоятельность. На каждом этапе игры учащиеся выполняли задания различной сложности. Новизна урока прослеживается при изучении нового материала в использовании исследовательского характера учебной деятельности. Учащиеся учились обобщать, делать выводы самостоятельно. На уроке была использована межпредметная связь с уроком литературного чтения.
Методы обучения, использованные на уроке: проблемный, частично - поисковый, метод контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.
Приемы Ассоциации, Да-нет, незаконченное предложение, лингвистическое рассуждение.
Был выполнен большой объём работы за урок, соблюдены все структурные элементы игры «квест». Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.
Урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....